Наблюдение за природой в осенний период
учебно-методический материал по окружающему миру
Основное средство познания природы – наблюдение. Ознакомление детей с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений внешней среды позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и на практике сохранять и беречь окружающую нас природу.
Правильное педагогическое общение детей природой имеет глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, нетрудные поручения.
Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада. На протяжении учебного года проводятся наблюдения по сезонам: осенью, весной, зимой и летом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_pri_provedenii_nablyudeniy_v_prirodu_osenyu.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации при проведении наблюдений в природу осенью.
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей.
Восприятие природы помогает развивать эмоциональность, чуткое отношение ко всему живому, отзывчивость. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Если ребенок научился любоваться яркими красками неба, просторами полей и лугов, красотой осенних листьев, у него разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающей мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Основное средство познания природы – наблюдение. Ознакомление детей с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений внешней среды позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и на практике сохранять и беречь окружающую нас природу.
Правильное педагогическое общение детей природой имеет глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, нетрудные поручения.
Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада. На протяжении учебного года проводятся наблюдения по сезонам: осенью, весной, зимой и летом.
Осень. На осенних прогулках старшие дошкольники знакомятся с большим разнообразием сезонных явлений, обобщается опыт и знания о признакам осени. Дети учатся самостоятельно подмечать изменения в окружающей природе, видеть красоту осени. На прогулках дети собирают красные, желтые листья, делают из них букеты, поделки.
Представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Закрепляются трудовые навыки и умения детей, развивается желание помочь старшим.
Астрономическим началом осеннего сезона считают 22 сентября – день осеннего равноденствия. Но фактически осень в природе может наступить позже этого срока. С приходом осени ночи становятся длиннее, а дни короче. Температура воздуха постепенно понижается. Осень можно разделить на несколько периодов: начало осени, золотая осень, поздняя или глубокая осень. И каждый период прекрасен по – своему. Ранней осенью можно понаблюдать за осенними цветами. Обратить внимание детей на красоту осенних цветов, растущих на клумбах. Помочь дошкольникам выделить основные части растений. Подвести детей к пониманию сезонных изменений в природе с приходом осени. Осенние дожди становятся холодными и идут чаще. Наиболее заметнее явление в жизни растений осенью – листопад, который начинается во второй половине октября. Рассмотреть с детьми литья разных деревьев, уточнить их форму и окраску. У разных деревьев листья падают по – разному: у клена долго качаются или кружатся, прежде чем опустится на землю; у ясеня – как будто планируют.
Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень.
Большое значение при наблюдениях за природой осенью имеет значение мудрых народных примет.
Осенние приметы:
- Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
- Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
- Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
- Поздние грибы – поздний снег.
- Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.
- Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
- Большой урожай рябины – к большим морозам.
- Если орехов много , а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
- Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
- Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
- Облака редкие – будет ясно и холодно.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: поиск информации, четкие вопросы педагога, ответы детей.
Цикл наблюдений развивает в детях наблюдательность, интерес к природе, формирует отчетливые представления об особенностях растений и животных, их связи со средой обитания.
Наблюдения и опыты:
Сентябрь
♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды
(солнечная, пасмурная, дождливая).
♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит
солнышко утром, куда садится вечером.
Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней
прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных
наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить
представления о свойствах солнечных лучей.
♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке
кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в
песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)
Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на
солнышке, потрогать одежду друг у друга.
♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:
качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать
против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать
легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.
♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут
медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный
и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,
каким окажется облако, если его потрогать.
♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий
дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний
или осенний.
♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.
Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках
постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока
остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень
еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что
деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения
на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,
почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян
в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать
насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В
солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на
кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке
перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется
под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,
они уничтожают мух — разносчиков болезней.
♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети
заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как
они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:
кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего
есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.
Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В
солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,
какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет
(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),
предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она
стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она
стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала
холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-
водит к изменению состояния почвы.
Октябрь
Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,
ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер
холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,
затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить
резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,
когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).
Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал
короче.
♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев
деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести
длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное
наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется
окраска).
♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,
какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за
отлетом птиц.
Ноябрь
Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней
больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют
сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»
(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.
♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но
быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.
♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,
послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед
прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в
прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и
положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие
предметы видны через лед.
♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он
отличается от снега.
♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они
связаны.
Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы
можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких
животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить
изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у
некоторых облетают листья.
♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель
опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с
водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до
поливки и после нее.
Декабрь
- Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-
нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность
знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,
белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от
температуры.
♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести
снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,
почему снег стал липким.
♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить
представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры
воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные
игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед
бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.
♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),
сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у
кормушки.
♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность
падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с
детьми, почему это происходит.
♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения
поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.
Январь
Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за
повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:
вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,
голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между
поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят
нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.
Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на
верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.
♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету
(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о
потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке
отметить особенности их поведения в этот период.
♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки
через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,
полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В
морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую
погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к
выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в
пасмурный день не блестит.
♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во
время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи
свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на
сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда
появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью
ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)
Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.
Февраль
♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и
сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с
земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить
прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если
ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление
называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора
детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,
почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,
холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой
погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли
под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что
растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.
♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.
Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.
♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.
Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить
проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать
детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных
растений.
Март
Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что
стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить
прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.
Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает
голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми
ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется
наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и
вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон
крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,
— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой
формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает
снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию
того, что первыми признаками весны в неживой природе являются
повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.
♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь
ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на
открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с
детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и
растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую
проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением
тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что
изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.
♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.
Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится
слышнее: они чувствуют весну.
♦ Опыты.
- Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:
внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее
зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).
Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще
очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не
растут.
Апрель
♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,
первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где
сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).
Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,
что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на
ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они
разные.
Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать
парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,
пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности
отметить прилет грачей, скворцов.
Май
♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы
и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.
Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует
ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,
нежный).
♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно
растут растения.
♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у
одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).
На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это
связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-
тить его изменения.
♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке
(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).
В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом
листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть
красоту ярких красок весны.
♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.
Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении
насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.
Понаблюдать за их поведением.
♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему
эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).
Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,
которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них
детенышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию тема: « Ознакомление дошкольников с природными явлениями и природой в осенний период».
Проект по позновательной деятельности для возраста детей пяти лет...
Картотека игр и наблюдений на прогулке в осенний период
«Наблюдение за состоянием погоды» Цель: учить определять время года по характерным признакам. Ход наблюдения Предложить детям посмотреть, есть л...
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...
Консультация для родителей «Наблюдение за природой в зимний период».
В помощь родителям!...
Консультация для родителей «Наблюдение за природой в зимний период».
Цель - понаблюдать за природой вместе с ребенком, научить ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствие....
Консультация для родителей «Наблюдение за природой в зимний период».
Зима - прекрасное время для прогулок с детьми, игр и наблюдений. Кругом очень красиво!В выходные обязательно выделите время для прогулки с детьми. Конечно, большая часть времени уйдет на подвижные игр...
Картотека наблюдений за природой. Тема "Осень". Младший дошкольный возраст.
Маленькие исследователи не устают познавать мир везде и всегда Прогулка даёт массу ноых знаний, эмоций и впечатлений. Предлагаю Вашему вниманию картотеку наблюдений за природой на тему: "Осень&qu...