проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosomos_sss.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.
Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.
Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т.д.
Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.
Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Человечество вступило в космический век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса и в очень ограниченном объеме.
Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Вид проекта: групповой
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети дошкольного возраста группы ЗПР, учитель-дефектолог, воспитатель.
Возраст детей: 5-7 лет
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.
Проектная идея: Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Актуальность: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов.
Коротко рассказать о космосе нельзя. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.
Принципы реализации проекта:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития
- Принцип систематичности и последовательности – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил, реализация мероприятий в системе
- Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха
- Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности
- Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком
Цели проекта:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира (представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми);
- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи проекта:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство.
- Закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни, чувство гордости за людей данной профессии, к своей Родине;
- Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний и проявление интереса детей к теме «Космос»;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
- сформированность нравственно – патриотических чувств;
- участие в реализации проекта;
- изготовление поделок и работ по теме;
- развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
- познакомить детей с планетами солнечной системы.
Этапы реализации проекта:
- этап – подготовительный
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе (беседы с детьми на тему «Что такое космос?», «Голубая планета - Земля», «Первый в космосе»).
- Изучение учебно-методической литературы по данной теме
- Подбор игровых упражнений и дидактических игр
- Подбор наглядного материала (плакатов, фотографий, презентаций и др.)
- Перспективное планирование проекта
- этап – основной (практический)
- Проведение недели космоса в группе.
- Работа с родителями по заданной теме.
- Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
- Развлечение «Космическое путешествие»
- этап – заключительный
- Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и педагогов)
- Фотоотчет
Работа с родителями
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка (просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос», сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе)
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
- привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Перспективный план на неделю может быть различным по усмотрению самого педагога и в зависимости от интересов и любознательности детей