Занятие "Невидимка-воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 2
Тема: Невидимка-воздух
Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Ход занятия
– Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы, мы – дети...)
– Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (Воздух.)
– Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
– А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него все видно.)
– А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло, лампочка и т.д.)
– А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)
– Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привез салфетку в движение.)
– Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)
– Дети, что в стакане? (Нет ничего.) Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один фокус. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой.)
– Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.) (Опыт предлагается повторить всем детям.)
– А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)
– Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.
– А теперь еще один фокус. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
– Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)
– Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух! (Безвкусный.)
– Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха.)
– Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
– Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.
Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
– Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по-разному звучать.
Предложить детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко – возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперь приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание.
Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
– А чем мы слышим? (Ушами.) Не только человек слышит ушами. Кто еще? (ответы детей)
– Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (Мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты.)
– А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!» Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.