од "ЛОжки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОД «Ложки»
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса у детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами; расширить представление о хохломских изделиях;
- познакомить с историей появления ложки, традициями её изготовления и оформления;
- дать понятие о многофункциональном характере ложки (служит предметом пищевого культа, музыкальный инструмент, сувенир);
- вызвать интерес к оформлению ложки по мотивам хохломской росписи; развивать художественный вкус, чувство формы, ритма, цвета;
- воспитывать интерес к народной культуре, любознательность, желание «открывать» секреты обыденных предметов.
Оборудование: баклуши, ложки без росписи, расписные ложки (для песни), гуашь (жёлтого, чёрного, красного, зелёного цветов), баночки с водой, кисти, салфетки, образцы рисунка, проектор.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Звучит русская народная мелодия.
Дети с воспитателем входят в группу. В группе сидит ложечник и бьёт баклуши.
Воспитатель и дети: Здравствуйте.
Ложечник: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в мастерскую. Давайте тихонько пройдём и присядем на стульчики.
Мальчик: Дедушка, а что это вы делаете?
Ложечник: Я – то? (взмахнул топором) Баклуши бью!
Мальчик: Так ведь баклуши бить – это значит бездельничать! А вы чурочки рубите.
Ложечник: Чурочки! Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был – ложечник. А у мастера помощник – подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить.
Мальчик: Дедушка, можно я твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.
Ложечник: Давай попробуем.
Мальчик берёт топор, размахивается и не попадает по полену. Второй раз он по полену попадает, но так, что оно подскочило и улетело в сторону.
Мальчик: Оказывается, нелегко баклуши бить!
Ложечник: Конечно, сноровка нужна. Ну, что же, пора мне. Много у меня других дел. А вам я подарю вот эти ложки. (достаёт корзину, отдаёт воспитателю). А вы, ребята, учитесь и вспоминайте, что нелегко баклуши бить. До свидания!
Дети прощаются с ложечником.
- Основная часть
Рассказ воспитателя
Воспитатель: берёт чурочку и начинает рассказ о ложках. Предлагает детям рассмотреть баклушу.
Воспитатель: Дети, представляете вот из этой топорной заготовки у опытного мастера через 20 минут получится ложка. (показать деревянную ложку без росписи). Ложка напоминает нам руку (показать). Ей удобно черпать жидкую пищу. Ложки делались из дерева: заготовки делали летом, а зимой, когда древесина просохнет, делали ложки, да и зимой работы было меньше. У нас в г. Лебедяни тоже делали ложки. Деревья для ложек выбирали особенные, чтобы древесину можно было легко обрабатывать. Для этого дела хорошо подходили деревья березы и липы.
Воспитатель: Про ложку слагали стихи, песни.
Стихотворение (рассказывает ребенок):
Свежая картошка,
Сочный огурец.
Липовую ложку
Сделал мне отец.
За щекою дивно
Огурец хрустит.
В животе, как тигр,
Ходит аппетит.
Нелады с картошкой,
Даже зло берет:
Липовая ложка
Не влезает в рот!
Все из ложки валится,
Где уж тут - куснуть…
Хорошо, что пальцы
Помогли чуть – чуть
Воспитатель: Дети, а вы знаете пословицы о ложке?
Дети называют пословицы:
Что положишь в котел, то и попадет в ложку.
Ложку не донес, а рот открываешь.
Дорога ложка к обеду.
Воспитатель: Дети, молодцы! Ложки применяли не только во время пищи, но и делали из них игрушки. (показ игрушек из ложек)
Воспитатель: Давным-давно, люди не только работали, но и любили плясать, петь, играть.
Физкультминутка
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
Воспитатель: Дети, а вы заметили, что ложки наши непростые, расписные. После того, как ложечник сделал ложку, он отдавал ее другому мастеру - расписать ложку, чтобы она была яркой, красивой чаще использовали Хохломскую роспись. Давайте рассмотрим хохломскую роспись ее особенности, чем она отличается от других. ( где важны были красный цвет, черный, золотой, желтый, зеленый.) Что изображали на изделиях? ( изображали травку, листья, ягоды, цветы, завитки) А чтобы ложка была индивидуальна, придумывали свой, отличительный рисунок по которому можно узнать свою ложку.
- Изобразительная деятельность
Воспитатель: А теперь, ребята, вы попробуете себя в роли мастеров–художников и выполните свой рисунок. Перед тем как приступить к работе, вспомним нужные моменты (из чего изготавливают хохломские изделия, какие цвета используют для росписи, что изображают художники на изделиях) Просмотр образцов хохломской росписи.
Воспитатель: Ну, а сейчас мы с вами займемся росписью изделий. Я раздам вам изделия, которые оставил нам наш мастер, их-то мы и будем расписывать. Кроме этого, у каждого из вас, есть образец рисунка, который вы должны нанести на изделие. Также на столах гуашевая краски, кисти и баночки с водой для каждого цвета краски. Еще имеются тряпочки, для просушивания кисти после омывки ее водой. Ребята, обратите внимание на то, что краска не должна быть слишком жидкой, важно, чтобы она не текла!
Воспитатель: Вы готовы? Тогда за дело! (дети выполняют задание самостоятельно, при необходимости помочь. Дети выполняют работу под русскую народную мелодию)
- Анализ детских работ
Воспитатель: Замечательные ложки получились. Каждая хороша по-своему. Пусть наши ложки сохнут, а мы вспомним для чего же нужны нам ложки. (играть на них)
Воспитатель: Правильно. Ещё деревянные ложки – это русский народный музыкальный инструмент, который используют до сих пор. На них и играют даже в народных ансамблях.
Стихотворение рассказывает ребёнок:
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Песня – танец «Ложечки». (показ игры в ложки)
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, что получилось! Когда ложечки наши подсохнут, мы тоже будем учиться играть на них. А еще мы будем делать из ложек игрушки, но это будет уже на другом занятии.