Конспект Экспериментальная лаборатория "Что за чудесница. вода - волшебница!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Вид поисковой лаборатории: опытно-экспериментальная, тематическая, временная, детская, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksper._laborat.chto_za_chudesnitsa_voda-volshebnitsa.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
проведения экспериментальной лаборатории
по теме «Что за чудесница, вода-волшебница!»
группа «Пчелка» д\с «Золотой колосок» с. Хрящевка
Тема календарно-тематического плана: «Зима».
Разработчик: Алякина Н.И.
Вид поисковой лаборатории: опытно-экспериментальная, тематическая, временная, детская, групповая.
Реализуемая образовательная программа: «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
– вода, разные агрегатные состояния воды (жидкое, газообразное, твердое), переход воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (жидкая вода – в лед, лед – в жидкое состояние);
– температура (ниже нуля – отрицательная, выше нуля – положительная); градусник, строение градусника, способы измерения температуры воды;
– письмо, конверт, адрес, отправитель, получатель.
Виды интегрированной деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая.
Задания для совместной деятельности детей:
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ выполнения и презентации результатов |
1. Подумайте, обсудите и расскажите, куда исчезла льдинка и как можно помочь Почемучке ее вернуть. | Словесный | Словесный |
2. Подумайте и расскажите, как можно измерить температуру. | Словесный | Словесный |
3. Рассмотрите строение термометра, расскажите о его использовании и поупражняйтесь в измерении температуры. | Словесный с предоставлением детям термометра и его моделей | Словесно-практический с использованием наглядного материала |
4. Выскажите предположения, сформулируйте гипотезу, объясняющую исчезновение льдинки и возможность ее возвращения. | Словесный | Словесный |
5. Обсудите последовательность действий при проведении эксперимента, придумайте и расскажите какими символами зарисовать алгоритм. | Словесный | Словесно-практический (зарисовывает педагог) |
6. Проведите эксперимент по составленному алгоритму, рассмотрите и зарисуйте результаты. | Словесный с предоставлением наглядного алгоритма эксперимента | Практический с использованием наглядного алгоритма эксперимента |
7. Обсудите результаты ваших экспериментов, сравните полученные результаты, сделайте выводы. | Словесный | Словесно-практический с использованием зарисованных результатов |
8. Обсудите и подготовьте сообщение для Почемучки, напишите письмо. | Словесный | Словесно-практический (тексты письма и надпись на конверте делает педагог) |
Образовательные задачи:
– формировать представления детей о состояниях воды (жидкое, твердое), переход воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (ПР);
– формировать умения детей работать с термометром и макетом термометра;
– формировать у детей умения обсуждать проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу, проверять ее, делать выводы и представлять результаты (ПР);
– формировать у детей умение осуществлять деловое сотрудничество, умение работать в подгруппе, высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров (СКР);
– формировать у детей умение проводить эксперимент и зарисовывать алгоритм действий с помощью условных символов (ПР+);
– стимулировать интерес детей к поисковой деятельности с водой (ПР).
Материалы и оборудование: бумага, карандаши, емкости для воды, термометр, макет термометра.
Стимульный материал: письмо от Почемучки текст концерт (Приложение 1).
Материалы для деятельности детей:
– одинаковые емкости;
– термометры;
конверт
– макеты термометров (Приложение 1);
– емкость с водой;
– карандаши;
– карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента; (Приложение 2).
Дидактический материал:
– наглядный алгоритм действий по переходу воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры (жидкая вода – в лед, лед – в жидкое состояние) (Приложение 3)
– карточка с наглядным алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат) . (Приложение 4)
Техническое оснащение:
– демонстрационная доска;
– термометр.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотива-ционно-целевой | Вместе с детьми читает письмо от Почемучки с просьбой объяснить, почему льдинка исчезла, а на ее месте оказалась вода. Обсуждает с детьми, как помочь Почемучке объяснить что случилось с льдинкой и как мне ее вернуть. Организует анализ ситуации, выделение противоречия и постановку цели поисковой деятельности. Предлагает детям стать исследователями. | Слушают и обсуждают письмо Почемучки, принимают решение ему помочь Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно ее решить. Осознают «что надо делать». Принимают решение стать исследователями. |
Проек-тировочно-организационный | Обсуждает с детьми способ решения проблемы, обеспечивает формулировку детьми предположений и гипотезы, помогает конкретизировать задачи эксперимента. Помогает детям выстроить план действий по проверке гипотезы. Обсуждает с детьми последовательность действий при проведении эксперимента, какими символами будут зарисовать алгоритм, используя условные символы. Зарисовывает на доске наглядный алгоритм эксперимента по мере его обсуждения с детьми. Стимулирует и поощряет активность детей. | Высказывают предположения, формулируют гипотезу и принимают решение провести эксперимент по проверке гипотезы. Совместно определяют алгоритм проведения эксперимента по таянию льдинки и замерзанию воды . Придумывают условные символы действий и условий эксперимента, объясняют их партнерам, договариваются и выбирают наиболее подходящие. Обсуждают, как зарисовать результаты. |
Содержательно-деятельностный | Обсуждает с детьми возможность использования термометра для измерения температуры воды. Рассматривает с детьми модель термометра, обсуждает его строение и способ использования. Помогает детям поупражняться в измерении температуры с помощью термометра. Осуществляет индивидуальную помощь. Стимулирует проверку правильности выполнения действий и их последовательности. Помогает детям правильно зарисовать результаты эксперимента. Стимулирует активность детей. Предоставляет детям необходимые материалы. | Рассматривают термометр, его модели, обсуждают строение, способ использования, упражняются измерении температуры с помощью термометра Проводят индивидуально эксперимент по нарисованному наглядному алгоритму, подобрав необходимые материалы. Таянием льда и замерзанием воды, зарисовывают результаты. |
Оценочно-рефлексивный | Педагог организует обсуждение результатов эксперимента. Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение верности выдвинутой гипотезы. Помогает детям составить письмо-сообщение Почемучке, записать его текст и подписать конверт. Педагог делает общий вывод: отмечает слаженность, умение договориться, выполнение работы до получения результатов. | Каждый ребёнок анализирует им полученные результаты, делает вывод, как изменяются состояния воды в зависимости от температуры. Дети выкладывают зарисованные результаты эксперимента на демонстрационную доску и обсуждают их, определяя общее, делают вывод. Обсуждают и составляют письмо-сообщение Почемучке, объясняя о чудесных превращения воды при изменении температуры. Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились. |
предоставлением наглядного пособия (термометр, макет термометра)
После проведения эксперимента делают заключение о правильности своих действий. Делают запись, результатов эксперимента.
Зарисовывают на карточках с помощью символов свои действия по изменению состояний воды и вставляют их в кармашки, используя карточку-заготовку.
Методы и приемы:
Предъявление проблемной ситуации – чтение письма от Почемучки с просьбой объяснить, куда исчезла льдинка.
Проблема: «Что произойдет, если льдинку занести в группу, и что будет с водой, если ее вынести на улицу?».
Обсуждение с детьми, как помочь Почемучке объяснить
что случилось с льдинкой и как мне ее вернуть.
3. Беседа о воде
Вопросы:
– Что мы знаем о воде?
– Какие состояния воды есть?
– Как выглядит вода в различных ее состояниях?
– Что может изменить состояние воды?
4. Создание игровой ситуации – предложить детям стать лаборантами.
5. Экспериментирование детей по изменению состояния воды с помощью разных температур.
6. Беседа по результатам эксперимента:
– Как изменилось состояние воды после нагревания или остужения ее в емкости?
– Как называется вода в измененном ее состоянии?
– Что мы можем сделать в данной ситуации?
7. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как изменить состояние воды?»:
–Как можно изменить состояние воды?
Гипотеза: состояние воды изменяется под действием температуры.
– Как можно изменить состояние воды самим (вынести на улицу, оставить в группе в тепле)?
8. Экспериментирование детей по изменению состояния воды.
11. Объяснение детям задания по проведению эксперимента, «Как изменить состояние воды под действием разной температуры?»
Инструкция: проведите эксперимент по изменению состояния воды. Результаты занесите в карточки-таблицы: впишите свой результат в пустые графы и заполните пустые окошки.
13. Беседа - обсуждение результатов эксперимента:
– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?
– Как вы определили, что ваш выбор изменения температуры самый подходящий?
– Как вы думаете: удалось ли нам быть лаборантами?
14. Итоговая беседа:
– Смогли ли мы изменить состояние воды?
– Как мы это сделали?
– Что было интересным?
– Что нового вы узнали о воде? Чему научились?
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Название материала | Название и характеристика материала | Размещение | Особенности использования |
Стимульный материала | Письмо от Почемучки с просьбой разобраться: что случилось с моей льдинкой и как мне ее вернуть. Текст, напечатанный на листе, который вложен в конверт. | На вспомогательном столе воспитателя | Письмо изготовлено взрослыми и предложено детям как стимульный материал в начале работы |
Материалы и оборудование для деятельности | Материалы проведения фронтального эксперимента (термометр, емкости) Комплекты для проведения эксперимента
| На общем столе, вокруг которого сидят все дети с воспитателем. На отдельных столах, где дети работают в подгруппах. | Материалы педагог подбирает заранее . Дети для работы в подгруппах отбирают то, что им нужно после выдвижения ими гипотезы и определения плана действий по ее проверке. |
Дидактический материал | Карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента. Наглядный алгоритм проведения эксперимента по таяние льда и замораживание воды(Приложение?) Модель термометра | Размещается на столах детей, а после заполнения дети помещают их на демонстрационной доске. | Дети рисуют символы на отдельных листочках, а затем вставляют их в «окошечки» |
Технические средства | Демонстрационная доска.
| Возле общего стола, вокруг которого сидят все дети с воспитателем. | Дети представляют на демонстрационной доске результат своей работы по мере их получения. Дети смотрят презентацию. |
Приложение 1
Текст письма
«Здравствуйте, ребята! Однажды гуляя в морозный день на улице, я увидел красивую льдинку и решил взять ее домой, чтобы показать маме. Пока я раздевался, льдинки вдруг не стало, а на ее месте оказалась лужа.
Помогите мне разобраться: что случилось с моей льдинкой и как мне ее вернуть. Почемучка.
Приложение 2
Карточки-заготовки
с кармашками и листочки формата 10*10 для составления наглядного алгоритма проведения эксперимента
1 2 3 4 5 6
Приложение 3
Алгоритм действий по переходу воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры
- -
- Подумать, что нужно сделать сначала
- Измерить температуру в помещении и на улице
- Принести лед в группу
- Оставить лед в группа
- Переход воды из твердого состояния в жидкое.
- Подумать, что нужно сделать потом.
- Измерить температуру в помещении и на улице
- Вынести емкости с водой на улицу
- Переход воды из жидкого состояния в твердое.
Приложение 4
Наглядный алгоритм подготовки сообщения (доклада)
о результатах исследования
1 2 3 4 5
1 – определить тему (название) доклада;
2 – определить, о чем рассказывать в докладе (отбор информации);
3 – определить последовательность рассказа (план рассказа);
4 – составить текст и подобрать наглядность в соответствии с планом, представив способы (действия) получения информации и результаты;
5 – сделать вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »
Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...
«Что за чудесница, водица - волшебница»
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.2. Продолжительность: средней длительности (ноябрь – февраль)3....
Проект "Что за чудесница, водица - волшебница"
Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.Задачи:-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.- познакомить детей со свойствами в...
Исследовательско - творческий проект в средней группе«Что за чудесница, водица-волшебница»/
Проект познакомит воспитателей с новым формами работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....
Проект по экологии на тему «Что за чудесница, водица-волшебница»
педагогический проект...
Проект по ознакомлению детей со свойствами воды "Что за чудесница, водица-волшебница"
Организация познавательско-исследователькой работы с детьми по ознакомлению со свойствами воды...