Проект "Птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект в группе № 6
2 младшая – средняя.
«Птицы нашего края»
Вид проекта: познавательно- творческий
Срок: краткосрочный 5 недель
Возраст: 3-5 лет
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)
Актуальность: Я в своей воспитательно - образовательной работе с детьми выявила, что у них недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети не узнают даже птиц, которые часто встречаются, не говоря уже о тех, кого в городе увидеть не просто, а уж о питании птиц и пользе, которую они приносят дети даже предположить не могли. Поэтому я решила привлечь родителей и реализовать проект «Птицы нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в любое время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическую культуру ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Удивительный разнообразный мир природы развивает у детей живой интерес к знаниям, любознательность, художественно-речевой деятельности, к игре. Полученные впечатления от родной природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель: формирование представлений детей о птицах сибирского региона.
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей о птицах нашего края, где живут, как за ними ухаживать.
2. Формировать знания детей о характерных повадках и признаках птиц.
3. Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
4 Воспитывать желание заботиться о птицах.
5.Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, стихов, поговорок.
6.Взоимодействие с родителями: развивать творческие способности и воображение взрослых и детей, умение получать положительных эмоций от совместной выполненной деятельности.
Сформулированы проблемные вопросы:
∙ Кто такие птицы?
∙ Как мы бы жили без птиц?
∙ Зачем человеку нужны птицы?
∙ Живут в доме – значит домашние?
∙ Верные друзья или помощники?
∙ Как ухаживать за птицами?
∙ Что произойдёт с дикой птицей, если поймать ее и держать дома в клетке?
- Зачем птицы лесу, а лес птицам?
Предполагаемый результат
∙ дети должны знать названия разных птиц родного края;
∙ дети должны знать, как человек может заботиться о птицах (кормить, лечить, охранять);
∙ дети должны знать, чем питаются птицы;
∙ дети должны знать, какую пользу приносят птицы людям;
∙ дети научатся ухаживать за птицами;
∙ дети должны уметь использовать в речи названия разных птиц, частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;
∙ дети должны знать, как говорят птицы, и уметь различать их по голосу;
∙ привитие детям любви и бережного отношения к птицам.
Проблема: дети не имеют достаточно знаний о птицах родного края.
Этапы работы над проектом:
I Подготовительный
1. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр.
2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, презентаций.
3.Подборка художественной литературы:
-Сказки: “Бедовая курица”, «Галка» Л. Толстой, «Аисты и лягушки» С. Михалков, «Дрозд и сова» В. Бианки, русская народная сказка “Курочка Ряба»
-Пословицы и поговорки:
- Видно птицу по полету.
- Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе
- Поменяли кукушку на ястреба.
- Всякая ворона свой зобок набивает.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Знает птица, что без Родины не годится.
- Всякая птица своим пером гордится.
- Всякая птица по-своему поет.
- Всякая птица своим клювом сыта.
- У каждой пташки — свои замашки.
- Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
- Вороне соколом не быть.
- Мала синичка, да коготок остер
- Сорока весть на хвосте принесла.
- Пируют в ночи совы да сычи.
- Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
- Соловей берет пением, а человек — умением.
- Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
- Грудь лебединая, походка павлиная.
- Молодой воробей учится чирикать у старого.
- Красна птица пером, а человек - умом.
- Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.
-Дидактические игры: «Чем питаются птицы?», «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний».
-Настольные игры: «Чьи детки», «Чей домик», «Домашние птицы», «Чей хвост?», «Угадай птичку».
-Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Вороны и собачка», «Птички, птички по домам!», «Гуси-Гуси, га-га-га!»
II Основной этап:
Виды деятельности | Методические приёмы |
Познавательное развитие | Наблюдение за воробьем, за вороной. Беседа «Каких птиц я знаю» Рассматривание картины «Дети кормят птиц», «курица с циплятами». Рассматривание альбомов: «Всё о птицах» «Красная книга» «Хищные птицы» Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей. |
Художественно- эстетическое развитие | Русская народные сказки: «Лиса и журавль», «Гуси лебеди», «Курочка, мышка и тетерев». В свободной деятельности «Раскрась птицу» НОД:
Театрализация: «Курочка Ряба» «Как лиса училась летать». Отгадывание загадок о птицах. Загадывание загадок детьми.
|
Социально- коммуникативное развитие | Строительная игра «Скворечник», «Кормушка». Настольные игры «Чьи детки», «Чей домик» «Домашние птицы», «Накорми птичку», лото «птицы», разрезные картинки. |
Развитие речи | Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Четвёртый лишний» Разучивание стихотворений: А. Барто «Скворцы прилетели» (отрывок), А. Токмакова «Десять птичек – стайка». Словесные игры: «Чей домик?» «Кто лишний» «Подними ладошки выше», «Узнай по описанию». Ситуативные беседы: «как вести себя в лесу», «Забота о птицах» Пословицы и поговорки о птицах. |
Физическое развитие | П.и. «кот и воробушки» «Вороны и собачка» «Птичка в клетке» «птички-птички, по домам!», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей». |
Целевые прогулки | Наблюдение за птицами, сравнение разных видов птиц. Все ли птицы летают? Рассматривание корма для птиц, пополнение кормушки. |
Сотрудничество с семьёй:
-Консультации «Если вы решили завести попугая»
«Дети и птицы в парке»
-подбор художественной литературы «Птицы»
-подбор игрушек птиц.
III Заключительный этап:
-оформление лэпбука «Птицы нашего края»
-обобщение полученного опыта;
-НОД «Птицы»
-презентация «Птицы».
- Посещение краеведческого музея.
IV Результаты проекта:
-в результате реализации проекта у детей обогатился словарный запас;
-дети проявляют интерес к птицам, желание ухаживать за ними;
-дети познакомились с различными видами кормов для птиц;
– обобщающая беседа.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Вывод: за время проведения проекта дети научились узнавать и называть птиц родного края, сравнивать их, называя сходства и отличие, работать по мнемотаблицам, подбирать правильный корм для птиц. Представления детей о птицах нашего края сформировано. Цель достигнута.