Роль природы в сенсорном воспитании детей
учебно-методический материал по окружающему миру
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did.igr_s_prirod.mat_.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль природы в сенсорном воспитании детей
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.
Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Картотека дидактических игр с природным материалом
Игра «Собери фигуру» (проводится с группой детей 2-7чел)
Цель: формирование у детей умения анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ракушки, камушки, карты - образцы, карты - схемы, с контурными изображениями предметов.
Описание: ребенку предлагается с помощью
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: развитие умения соотносить предметы по величине, развитие внимательности, мелкой моторики рук.
Материал: маленькие и большие ракушки.
Описание: педагог дает ребенку большую маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать то же самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие умения сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия, развитие памяти, мелкой моторики рук.
Материал: образцы узоров или сюжетные картинки.
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку или образец узора. Затем предложить ему вторую карточку (образец), на котором отсутствуют или заменены некоторые предметы. Ребенок должен определить, что изменилось.
Игра «Повтори орнамент»
Цель: способствование развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.
Материал: ракушки разной величины
Описание: педагог дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.
Игра «Заполни пустые клетки»
Цель: развитие умения сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.
Материал: разнообразные ракушки по форме и цвету.
Описание: каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.
Игра «Цветы на клумбах»
Цель: развитие мелкой моторики рук, логического мышления.
Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм.
Описание: ребенку предлагается распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: белые цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?
Игра «Лабиринт для пальчика»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Материал: дорожка-лабиринт из ракушек и морских камушков.
Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Материал консультации поможет родителям пробудить у детей эмоциональное отношение к природному окружению в условиях проживания в мегаполисе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и ...
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...
Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
«Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей д...
Буклет для родителей "Роль родителей в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста"
В этом буклете содержится информация о том, такое сенсорное воспитание, его значение, а также рекомендации родителям по сенсорному воспитанию....
Сообщение к педагогическому совету на тему: «Роль природы в эстетическом воспитании детей»
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий в...
Консультация "Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста".
Консультация "Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании» Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространс
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании»...