Проект "Ребенок-исследователь"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_-_issledovatel_kashchuk_o.s.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» Альберт Сент-Дьёрди Актуальность создания проекта: Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В эксперименте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания , почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности ( экспериментаторы, новаторы и т.д.)
Цель: Расширение познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментально – исследовательской деятельности. Задачи: 1. Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Формирование начальных естественнонаучных представлений; 2. Развивать любознательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы; 3. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; 4. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.) 5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; 6. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности; 7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Методы: Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты; Проведение опытов (практических ); эвристические беседы; Постановка и решение вопросов проблемного характера; М оделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе ); Ф иксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности ; «Погружение » в краски, звуки, запахи и образы природы; Подражание голосам и звукам природы; И спользование художественного слова; Д идактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; Т рудовые поручения, действия.
Принципы: От простого к сложному. Систематичности . Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей. Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку Безопасности Наглядности. Самостоятельности. Научности. Сотрудничество.
Оборудование для исследовательской деятельности: 1. Прозрачные и непрозрачные емкости. 2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, фонарик , свечи. 10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 13. Лопатки, грабли, лейки. 14. Утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); 15. Микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль , различные пробирки и стеклянные колбы , глобус.
Материал, подлежащий исследованию: 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь. 2 . Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). 3. Йод, зелень бриллиантовая, гуашь , акварель. 4 . Природные материалы: вода , глина, песок, камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. 5 . Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Выводы: Значимость проекта заключается в том, что представленный материал поможет решить проблему по организации экспериментально – исследовательской деятельности в ДОУ, должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов. В результате исследований у воспитанников повысился уровень познавательной активности, познавательного интереса к занятиям, улучшилась речь. Дети стали наблюдательны, изобретательны, более творчески мыслят. Появилась высокая способность к концентрированию знаний из разных областей, большое количество идей, их глубина, оригинальность. Обогатилась предметно – развивающая среда в группе. Пополнилась научно-методическая база ДОУ по данному методу исследования. Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках.
Литература: 1 . Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г. 2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.Я., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: « Баласс », 2003 г. 3. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002. 4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. 5. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек)- М.: Сфера, 2005. 8. Куликовская И.Э,Совгир Н Н . Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005. 9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005. 10. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12. 11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр . и доп. – М.: АРКТИ, 2004. 12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004. 13. Рыжова Н.Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996. 14. Рыжова Н.Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000. 15. Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11. 16. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Т.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.
- Мне нравится (2)