Проектная работа "Его Величество Электричество"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Масычева Мария Николаевна

Работа посвящена изучению природы электрического тока, значению его в жизни человека и необходимости осторожного обращения с электричеством. Также приведено описание проведения опытов со статическим электричеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Его Величество  Электричество.

                                               Аннотация.

Цель проекта: выяснить, что такое электричество, электрический ток,  всегда ли электричество опасно, как обращаться с электричеством и электроприборами, чтоб не случилось беды.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, в современных условиях человек всё время сталкивается с электричеством и приборами, которые работают от электричества. Без электричества жизнь стала невозможной и человек должен знать, как безопасно использовать электричество.

Практическая значимость: узнав  о безопасном использовании электричества, можно проводить занимательные опыты, основанные на использовании статического  электричества.

Задачи: 

1. Узнать, что такое электричество.

2. Выяснить, где мы можем встретить электричество в быту, в производстве, в природе. 

3. Разработать правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами.

4. Провести опыты со статическим электричеством.

5. Подготовить и провести в средней группе «Вечер фокусов», используя полученные в ходе проекта знания.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, опыты, просмотр передач и мультфильмов.

Проектный продукт: конечным результатом работы стали памятки «Электричество без опасности» и занимательные фокусы со статическим электричеством, показанные ребятам средней группы.

Выводы: 

1) Электричество – это сложное явление, о котором мне ещё много предстоит узнать в школе.

2) Оказывается, электричество можно встретить не только в розетке, но и в окружающей нас природе.

3) Неосторожное обращение с электричеством может стать причиной пожара и травм, поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности.

4) Электричество и его воздействие на предметы можно «увидеть», ставя опыты со статическим электричеством, которые по силам даже ребёнку.

5) Используя опыты со статическим электричеством, можно удивить друзей интересными фокусами.

                                              Оглавление.

Введение.

Стр.3

Основная часть.

Стр.5

Заключение.

Стр.9

Библиографический список.

Стр.10

Приложение.

                                                Введение. 

Проблема: детям всегда запрещают прикасаться к электроприборам и розеткам. А бывает ли такое электричество, какое может использовать даже ребёнок.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, в современных условиях человек всё время сталкивается с электричеством и приборами, которые работают от электричества. Без электричества жизнь стала невозможной и человек должен знать, как безопасно использовать электричество.

Цель: выяснить, что такое электричество, электрический ток,  всегда ли электричество опасно, как обращаться с электричеством и электроприборами, чтоб не случилось беды.

Задачи: 

1. Узнать, что такое электричество.

2. Выяснить, где мы можем встретить электричество в быту, в производстве, в природе. 

3. Разработать правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами.

4. Провести опыты со статическим электричеством.

5. Подготовить и провести в средней группе «Вечер фокусов», используя полученные в ходе проекта знания.

План работы:

1. Найти материал, рассказывающий об электричестве. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».  Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».

2. Спросить у взрослых и детей, что они знают об электричестве.

3. Узнать, где в окружающем нас мире можно встретить электричество.

4. Познакомиться с профессией электрика. Выяснить у него, как безопасно обращаться с электричеством и электроприборами.

5. Провести опыты со статическим электричеством. Сделать вывод о том, что статическое электричество – безопасная форма электричества.

6. На основе опытов со статическим электричеством провести «Вечер фокусов» в средней группе.

7. Разработать памятку по обращению с электричеством и электроприборами «Электричество без опасности».

Предполагаемый результат:

1. Я узнаю, что такое электричество и как называются люди, которые с ним работают.

2. Я научусь правилам безопасного обращения с электроприборами.

3. Я научусь проводить опыты со статическим электричеством и смогу научить своих друзей.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, опыты, просмотр передач и мультфильмов.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                                           

                                         Основная часть.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

На протяжении многих веков люди не подозревали о существовании электричества. А молния воспринималась как проявление необъяснимых божественных сил. Как же удавалось людям, живущим в окружении электрических и магнитных полей, совершенно их не замечать? Замечали, конечно, замечали, но не находили объяснения.

Мне стало интересно,  а  как объяснить явления, которые наблюдают многие люди, причесываясь перед зеркалом, когда волосы притягиваются к расчёске. А когда снимаешь свитер в темноте, можно наблюдать, как между человеком  и свитером проскакивают искры, и слышится тихий треск. А сверкающая молния?

Оказалось причина этих явлений - электричество. А можно ли самому, опытным путем, «добывать» электричество? Что это такое? [6]

История изучения электричества.

Электричество было известно людям с самых давних времен (см. Приложение 1.)

Я узнал, что древние греки очень любили украшения из янтаря. Этот камень они называли за его цвет и блеск «электрон», что значит «солнечный камень». Об этом есть даже легенда. [8]

«Дочь древнего философа Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В следующий раз он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, как магнит притягивает железо».

И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.

Человек стал использовать электричество совсем недавно, каких-нибудь  двести с небольшим лет назад. В животном мире электричество используется уже много миллионов лет[9]. Некоторые виды рыб способны производить электрический ток. Разряды электрического тока они применяют для охоты, для защиты от врагов и... для общения. Африканские рыбаки ощущают на себе мощность электричества сома, когда он попадается к ним на крючок. Ток от рыбы движется по леске, по удилищу и бьет по рукам рыбака. К счастью, удар электричеством сома не смертелен. Но бывали случаи, когда наступивший на электрического сома человек терял на некоторое время сознание. Распространенный на востоке Атлантики и в Средиземном море обыкновенный скат достигает в длину 60 см и дает разряды в 50 вольт. Этого бывает достаточно, чтобы оглушить или убить составляющих его пищу мелких рыбешек и рачков. Для человека обыкновенный скат практически не опасен. Небольшие электрические разряды этой рыбы ощущаются для него как сильный щипок. На другом континенте, в Южной Америке, живет электрический угорь. Это длинная округлая рыба с гладкой, без чешуи, кожей. Обычно его длина не превышает одного метра. Электрический угорь создает самое мощное напряжение. У крупных особей мощность электрических разрядов может достигать 660 вольт. Это почти в три раза больше, чем в квартирной розетке.

Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы. Другое электрическое явление в природе — северное сияние. [10]

Что такое электричество.

Внутри металлических проводов есть микрочастицы – электроны. Они, с одной стороны, настолько мелкие, что их даже в микроскоп невозможно рассмотреть, а с другой – их очень много. В обычном состоянии они находятся на одном месте и ничего не делают. Но когда включаете прибор, электроны начинают с большой скоростью передвигаться внутри проводов. Это движение и рождает энергию электричества. (см. Приложение 2.) [6] Можно сравнить электрический ток с водой в трубах – не зря же говорят, что ток по проводам течет. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы. Словно капли жидкости в трубочке, подталкивающие друг друга, следующие одна за другой, бегущие, пока не перекрыт вентиль, электроны действуют точно так – только у них вместо вентиля выключатель. А еще от прямого контакта с электронами, в отличие от воды, вы не намокаете, а получаете электрический удар. Это самый настоящий удар: ведь электронов очень много и они бегут с огромной скоростью. А потому, если встать у них на пути, они бьются в кожу с большой силой, что, конечно, очень больно. Поэтому, если прибор включен в розетку или оголился провод (что по сути равноценно разрыву трубы, когда вода вытекает наружу: и чем больше воды, тем сильнее ее напор), нельзя мешать ему.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. (см. Приложение 3.) [8]

Повелевают электричеством только специально обученные люди – электрики. Они, словно волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, рубильники и розетки. Или, как говорят в умных книжках, производят Электромонтажные работы. Электричество человек использует везде, на нем работают абсолютно все современные приборы. Поэтому профессия электрика всегда остается почетной и необычайно востребованной.

Электричество может быть разной силы и напряжения. В розетке напряжение большое, что очень опасно для жизни человека. А вот в батарейках оно маленькое, поэтому человеком практически не чувствуется. Каждый электроприбор, будь то лампочка, игрушка или телевизор, рассчитан на определенное напряжение. Если электричество обладает маленьким напряжением, прибор может не заработать. Если же значение его большое – может испортиться или даже загореться. И уж, конечно, никаких опытов нельзя производить с электрической розеткой или проводами. Нельзя, к примеру, резать провод или слишком его перекручивать – может случиться короткое замыкание, взрыв и пожар.

Электричество, которое никуда не движется, называется статическим.

Вспышка молнии – это мгновенный разряд статического электричества, скопившегося в грозовых тучах. В таких случаях электричество движется по воздуху от тучи к туче или от тучи – вниз, к земле.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество [9].

Внимание, электричество!

Я встретился с электриком, который рассказал мне о своей работе. А ещё я узнал, что электрический ток – невидим, а потому особенно коварен. Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Электрик рассказал мне, что нужно запомнить для того, чтобы электричество всегда оставалось другом и не становилось врагом. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды. (см. Приложение 4.) [1]

1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.

4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.

5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Это так же может привести к пожару.

7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Практическая часть.

Ну, а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живет само по себе? Да, есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Но оно есть не только в облаках. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Всегда ли электричество опасно? А вот и нет! Электричество бывает и неопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов! (см. Приложение 5.) [2] [4]

Опыт №1. Висящий шарик.

Оборудование: воздушный шар.

Ход опыта.

Нужно потереть шар о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Всё, шарик висит. Вот наш шарик и стал волшебным.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Опыт №2. Волшебные расчёски.

Оборудование: расчёска, шерстяная вещь (ткань, варежка, шарф), бумага.

Ход опыта.

Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит? Нет. Как заставить бумагу притянутся к расческе? Нужно сделать обычную расческу волшебной, электрической. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Бумага притянулась к расческе. Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт № 3. Магическое стекло.

Оборудование: стекло, шерстяная варежка, пенопластовые шарики.

Ход опыта.

Шарики лежат на столе неподвижно рядом со стеклом. Как поднять шарики со стола, не прикасаясь к ним? Поможет «магическое стекло». Чтобы сделать обыкновенное стекло «магическим», способным поднять со стола шарики, натираем его шерстяной варежкой. Шарики шевелятся и притягиваются  к стеклу!

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

Опыт № 4. Сердитые шарики.

Оборудование: два наэлекризованных воздушных шара на длинных нитках, вода.

Ход опыта.

На стойке висят два  наэлектризованных об волосы  шарика на длинной нитке. Они отталкиваются друг от друга – «ссорятся». Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Как же снять электричество с одного шарика? Нужно намочить его. Что произошло с шариками? Они притянулись  друг к другу.

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы  они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу. [3]

Я научился делать предметы волшебными. Теперь и вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, живёт электричество, но оно безопасное.

«Вечер фокусов» в средней группе.

После того, как я научился проводить опыты со статическим электричеством, я решил показать их ребятам средней группы (см. Приложение 6) [5]. А так как они не знали о свойствах статического электричества, то для них это было настоящим волшебством. Я нарядился фокусником. В глазах детей был такой восторг и удивление! Мне понравилось быть волшебником.

Для того, чтобы и взрослые и дети помнили об осторожности при обращении с электричеством, я сделал памятки по элекробезопасности (см. Приложение 7) [6].

Заключение.

Работа над проектом я пришёл к следующим выводам:

1) Электричество – это сложное явление, о котором мне ещё много предстоит узнать в школе.

2) Оказывается, электричество можно встретить не только в розетке, но и в окружающей нас природе.

3) Неосторожное обращение с электричеством может стать причиной пожара и травм, поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности.

4) Электричество и его воздействие на предметы можно «увидеть», ставя опыты со статическим электричеством, которые по силам даже ребёнку.

5) Используя опыты со статическим электричеством, можно удивить друзей интересными фокусами.

Только подумайте, что всего-то двести с небольшим лет тому назад в жизни человека не было электричества. Современным людям уже трудно будет обойтись без электричества. Трудно представить улицы и квартиры, тёмные с наступлением вечера, приготовление пищи на костре и стирка в корыте, и никаких мультфильмов и компьютерных игр! Да, всё-таки великая это сила – электричество! Великая и могущественная. Сила, которой можно восхищаться, уважать, но нельзя относиться к ней небрежно, без должного почтения.

Его величество Электричество!

                                          Библиографический список.

1. Как обеспечить безопасность дошкольников под редакцией К. Ю. Беллой В. Н. Зимониной, Л. К.Кондрыкиной- М Просвещение 2004.

2. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ Нищеева В.А. ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2012г.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л.Н. М. «Аркти», 2004г.

4. Детское экспериментирование И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2003г.

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. ООО «Издательство «Детство – Пресс.

6. Неизведанное рядом, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, изд. Сфера, 2013.

Интернет-ресурсы:

7.http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

8.http://www.datacube.tv/2014/11/nauchnue-factu-ob-electrichestve.html

9.http://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_ehlektrichestvo_sostavnaja_chast_prirody/483-1-0-11740

10.http://sitefaktov.ru/index.php/home/3358-interesnye-f


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Его Величество Электричество.» Автор: Козлов Константин старшая группа Руководитель: Масычева Мария Николаевна воспитатель дошкольных групп МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей имени Г.Ф. Атякшева» (дошкольные группы) Учебно-исследовательская работа г. Югорск 2017 г.

Слайд 2

Цель. 1. ; 2. / ; 3. .

Слайд 3

Этапы работы. 1. ; 2 . / ; 3. ;

Слайд 4

Этапы работы. 4. ; 5. ; 6. . памятка

Слайд 5

Из истории электричества. Древняя Греция «Легенда о янтарном веретене» Человек научился использовать электричество 200 лет назад.

Слайд 6

Что такое – электричество ?

Слайд 7

Откуда в наш дом приходит электричество ?

Слайд 8

Внимание – электричество!

Слайд 9

Опыты со статическим электричеством. Опыт №1. Висящий шарик.

Слайд 10

Опыт №2. Электрорегата.

Слайд 11

Опыт №3. Электрический спрут.

Слайд 12

Выводы: 1. 2. 3. 4.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Ее Величество - Электричество"

Конспект досуга для детей старшего дошколного возраста на тему безопасного обращения с электричеством и бытовыми приборами....

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

«Его Величество электричество»

Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством в быту....

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Его величество электричество"

Конспект занятия по ОБЖ Старшая группа   Тема:«Его Величество Электричество»Воспитатель: Фоминова Е.Ю. Программное содержание: -обобщать знания детей об электричестве...

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»

Конспект досуга по ОБЖ в подготовительной группе «Его Величество Электричество»...

Досуг по ОБЖ в подготовительной группе "Его Величество Электричество"

О безопасности ребенка стоит заботиться с самых маленьких лет. Понятно, что в раннем возрасте это задание ложится исключительно на плечи родителей, однако дети растут и со временем они должны научитьс...

«Проектная деятельность с детьми средней группы тема: Его Величество Электричество»

Вид проекта: познавательныйСроки реализации проекта: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатели, дети средней группы.Актуальность: Проект поможет в интересной и увлекательно...