Дидактические игры для детей младшей группы на тему: "Птицы"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Меняйло Инна Николаевна

Дидактические игры для детей младшей группы на тему: "Птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

             ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О ПТИЦА

Д/и «Домашние и дикие».

Цель: классификация диких и домашних птиц

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую.

Д/и «Голоса птиц»

Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц.

Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)

Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)

Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)

Что делает кукушка? (Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)

Д/и «Каждой птице свое место»

Ц: Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.), свидетельствует определенному образу жизни, повадкам.

Ход: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.

Д/и «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Д/и «Каких птиц много на дереве?»

Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

Д/и «Какой птички не стало?»

Цели: усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске – четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Д/и «Веселый счёт  птиц»

Цель: закрепление     согласования  числительных  с  существительным. Один  воробей,  два  воробья,  три  воробья,  четыре  воробья,

пять  воробьёв.

Первая  ворона,  вторая  ворона,  … ,  пятая  ворона;

первый  голубь,  второй  голубь,  … ,  пятый  голубь.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.

Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка)'; петух, индюк, курица, ворона (ворона)'; журавль, аист, цапля, грач (грач).

Д/и «Чье это?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

Д/и «Один-много»

Цель: согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки - ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Д/и «Подбери  признак»

Цель: Учить подбирать признак к существительному.

ворона   (какая?)   –   …,  голубь    (какой?)    –   …, снегирь   (какой?)   –  …,  синица   (какая?)   –   … .

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

Д/и «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

1. Играющие выбирают карточку с изображением птицы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки таблицы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и  объяснить их.

Д/и «Птицы, звери, насекомые»

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зверей.)

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)      .

Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насекомое.)

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: закрепить знание детьми антонимов.

Клюв толстый – клюв тонкий,

Хвост длинный – хвост короткий

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и  образованию, и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных.

Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.

Д/и  «Назови птенца»

Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь - гусенок — гусята.

Д/и «Сложи птицу из частей»

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность.

Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

Д/и «Большой – маленький».

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик.

Тонкие лапки – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Черное крыло – черненькое крылышко.

Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Д/и «Летает - не летает»

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать выдержку.

Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица и говорят: «Летает».  При этом педагог может поднимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибется, платит фант. Фанты можно отыгрывать.

Д/и «Продолжи предложение, найди причину»

Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что …

Зимой погибло много птиц, потому что …

Первыми осенью улетают на юг птицы,  которые питаются насекомыми, потому что...

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …

Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что...

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...

Все люди любят слушать соловья, потому что...

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...

Д/и «Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).

Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правильно позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели. Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата. Аист — аистенок — аистята. Стриж — стрижонок — стрижата. Журавль — журавленок — журавлята. Кукушка — кукушонок — кукушата. Лебедь — лебеденок — лебедята.

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слушать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующее понятие, Обозначающее, как кричит птица.

Пример: Ворона – «кар-кар»  –  она  каркает. Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — заливается, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — звенит. Грач — кричит «гра».

Д/и «Скажи какая? Какой?»

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Д/и "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Цель:  закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Д/и «Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит  каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Д/и «Назови какая стая?»

Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ..., стая уток —..., грачей — ..., соловьев —....

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

Скажите ребенку: “В букваре у первоклашек были написаны предложения, но злой Буквоед  украл несколько слов. Помоги вернуть слова на место — догадайся, какой слово украл Буквоед.”

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?»

(по Н.Ф. Виноградовой)

В понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник прилетели птички с желтень-кими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины. В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей столовой?

Логическая задача  для детей «Покорми птиц»

(автор – О. А. Анищенко)

Вам понадобится: миска с пшеном, столовая ложка, три картинки зи-мующих птиц (синицы, воробья и голубя).

Покажите ребенку картинки или игрушки трех зимующих птиц и  пред-ложите их покормить. Насыпьте сами или попросите ребенка насыпать две ложки пшена синичке, две ложки пшена воробью и четыре ложки пшена голубю. Насыпайте пшено горкой – это очень важно! У Вас на столе получится три горки пшена. Спросите, где пшена больше? Поче-му? Затем кучку пшена для синички рассыпьте тонким слоем на по-верхности стола.  У кого теперь пшена больше – у воробья или у си-нички (высокая кучка пшена занимает на столе небольшую площадь, а рассыпанное тонким слоем по столу пшено занимает гораздо боль-шую площадь, что вызывает трудности у детей). Спросите, почему ма-лыш так считает. Сравните кучку пшена для синички с кучкой пшена для голубя. Какая из них больше? Как это можно проверить? (Нужно измерить, сколько ложек).

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспитывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.

Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то  другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.

Прилетели птицы:           Чибисы, чижи,

Голуби, синицы,               Галки, стрижи,

Мухи и стрижи...              Комары, кукушки…

Прилетели птицы:           Прилетели птицы:

Голуби, синицы,               Голуби, синицы,

Аисты, вороны,                 Галки и стрижи,

Галки, макароны...,         Чибисы, чижи,

Прилетели птицы:           Аисты, кукушки,

Голуби, куницы...             Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы:           Лебеди и утки.

Голуби. Синицы,              И спасибо шутке!

«Угадай  птицу  по  описанию».

Цель: узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры

Я  сегодня  видел  на  улице  птицу:  маленькая,  грудка  розовая,  сидит  на  ветке  как  яблочко.  Кто  это?          (Снегирь)

«Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей младшей группы по математике

Дидактические игры для детей младшей группы по математике...

Дидактические игры для детей младшей группы

Игровой макет озера Байкал и дидактические игры к нему...

Дидактические игры для детей младшей группы

Дидактические игры для для детей младшей группы...

Дидактические игры для детей младшей группы

Цели: развивать мышление, память, речь....

Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"

Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"...