ЛЕДОХОД НА ОБИ - ВЕЛИКОЙ РЕКЕ СИБИРИ
проект по окружающему миру (средняя группа)
Краткосрочный проект в средней группе "Каргасокский детский сад № 27". Река Обь является частью нашей малой Родины. Её значение очень велико для жизни людей. Нашим детям необходимо знать своё наследие и стараться преумножать его, а не губить. Показать детям красоту великой реки Обь. Отметить её сезонные изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обь - великая река Сибири | 777.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 27»
ПРОЕКТ
ЛЕДОХОД НА ОБИ - ВЕЛИКОЙ РЕКЕ СИБИРИ
Каргасок, 2019 год
Выполнила:
Дутова Татьяна Васильевна -
воспитатель средней группы,
«Дельфинчики»
Введение
Начиная с младшего возраста у детей нужно прививать любовь к Родине, родному краю, к природе. Река Обь является частью нашей малой Родины. Наши дети не всегда знают о её происхождении. На протяжении тысячелетий люди селились в долинах рек. Для человечества река являлась удобным важным жизненным путём для свершения великих дел. Она давала свет, жильё, еду, поила сады и поля, животных.
Актуальность. Река Обь протекает по нашей территории села Каргасок. Её значение для жизни людей очень велико. Она оказывает благотворное влияние на развитие флоры и фауны, является первейшим источником запаса пресной воды, местом отдыха жителей села. Меня интересуют проблемы, возникшие на реке в последние годы. С каждым годом по моим наблюдениям, воды на реке становится все меньше и меньше. Улов рыбы снизился, да и много её в реке стало больной. Я думаю, что это проблема не только для нашего региона, но и для всей России. Важно своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к её богатству и разнообразию. Данная работа поможет расширить знания о природе родного края, о природных явлениях на реке Обь.
Цель проекта: больше узнать нового о великой реке Сибири – Обь.
Задачи:
- Познакомиться с историей происхождения названия реки Обь;
- Изучить и описать значимость реки;
- Формировать у детей знания о сезонных изменениях на реке;
- Стимулировать у детей интерес к живой и неживой природе;
- Воспитывать чувство ответственности за родную реку.
Паспорт проекта
Вид проекта:
Информационно-познавательный
По количеству участников - коллективный;
Объект исследования: река Обь в районе с. Каргасок
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети и родители средней группы «Дельфинчики»
Предполагаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления об истории создания реки Обь;
- Иметь представления о том, как называлась река разными народами;
- Формировать представления о бережном отношении к природе;
- Расширить знания о весеннем ледоходе;
- Вызвать желание посещать с родителями реку Обь в разное время года.
Роль родителей в реализации проекта:
- Сбор информации об истории создания реки;
- Экскурсия с детьми к реке во время ледохода.
План реализации проекта
Этапы работы:
I этап
Организационно – подготовительный:
- Подборка программно – методического материала для реализации проекта;
- Пополнение альбома о с. Каргасок фотографиями о событиях на реке;
- Оформление в группе книжного уголка;
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре: «Рыбалка».
II этап
Рефлексивно – диагностический.
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме.
Дети используют альбом для рассматривания знакомых им мест, но многие затрудняются в ответах по местам и действиям, изображенным на фото. Требуется внешняя стимуляция со стороны педагога.
Формирование согласия на экскурсию на уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы (очень холодно со стороны реки, далеко, выходной - привезти)
III этап
Содержание работы
IV этап
Заключительный
Анализ достижения целей и полученных результатов. Фотоотчет. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой проблемы в воспитательно – образовательном процессе.
Схема осуществления проекта.
Беседа «Что такое река?», «Значение воды в нашей жизни», «Река в жизни человека»;
Легенда об образовании великой реки Сибири – Обь, происхождение её названия;
Чтение Н. А. Рыкова «Жила была речка», Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку», Б. Заходер «Что случилось с водой?»;
Чтение стихов поэтов с. Каргасок, Э. Мошковской «Лёд тронулся», В. Берестов "Весенняя сказка";
Рассматривание иллюстраций «Кто живет в реке?», рассмотрим глобус, карту;
Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;
Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд»;
Рассматривание альбома, книг, картинок, открыток о жизни на реке;
Рисование «Моя река», «Ледоход»;
Аппликация «Ледоход на Оби»;
Пальчиковые гимнастики «Рыбка-озорница»…;
Подвижные игры «Караси и щука», «Ручеек», «Море волнуется», игры народов Севера «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Льдинки и ветер»;
Дидактическая игра «Что потом?», «Когда это бывает?», конструирование «Мост через Обь»;
Презентация и беседы по основам безопасной жизнедеятельности «Осторожно, тонкий лёд!», “Вода друг – вода враг”, Фрагмент из мультфильма «Верните Рекса»;
Сюжетно – ролевые игры: «Рыбалка», «Рыбный магазин», «Столовая, дом», «Лаборатория», «Путешествие по реке Обь»;
Экспериментирование «Мы очистим нашу воду», «Плавает или тонет»;
Слушание аудиозаписей с песнями о русской природе, матушке-реке, звуки природы, шелест льдин при ледоходе;
Совместно с родителями экскурсия во время ледохода «На реке идет лёд, это значит – ледоход»;
Посещение выставки «В рыбьем царстве-государстве» в Каргасокском музее искусств народов севера.
Заключение
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Данный проект вызвал у детей и родителей большой интерес. Методический материал, который успели собрать за данный период, позволил расширить знания детей о нашей реке великой реке родного края - Обь. У детей появилось чувство осознанной радости и гордости за природу родного края, понимание того, что река Обь является их малой родиной.
По окончании проекта дети задумались над вопросом, чему и кому нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений нашей местности. Эти темы и станут темами новых проектов.
Обь – великая река Сибири
Человек с древнейших времен обживал её берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал легенды.
Легенда о реках Бия и Катунь
На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия. Разгневанный отец и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую темную ночь, она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что Катунь
будет принадлежать тому, кто ее догонит. Бросились войны в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу любимой. Не догнали войны беглянку. Она встретилась со своим избранником, кинулась к нему в объятия и они потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.
Русские впервые увидели реку, когда охотники и купцы вместе с проводниками – зырянами ходили за Уральские горы. Край вокруг Оби до завоевания Ермаком Сибири назывался Овдорским.
Обь — самая большая река на территории России и находится на шестом месте по величине среди всех рек мира, длина реки составляет 5 410 километров, а площадь всего водного бассейна насчитывает 2990 квадратных километра. Река Обь входит в перечень величайших рек мира. Направление течения – с юга на север. Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни, то есть после города Бийска. В летние и осенние месяцы в Оби замечают полосатую струю воды, которая образуется на месте слияния пары других лет — Катуни и Бии, обусловлено это тем, что у вод этих рек разный окрас, так Катунь характеризуется зеленым цветом, а Бия — белым окрасом воды. Длина Оби от слияния 3650 км. В южной части Томской области в Обь вливается один из ее крупных притоков река Томь (827 км). На севере река впадает в Карское море, образуя залив (около 800 км длиной), который носит название Обская губа. Площадь бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По этому показателю река занимает первое место в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России (после Енисея и Лены). Максимальная глубина реки Обь в верхнем течении – 25 метров (участок Новосибирского водохранилища). За исключением этого участка глубина в межень не превышает 6 метров, а в среднем варьируется от 2 до 4 метров. Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река проносит основную часть годового стока. В межень скорость течения Оби – 0,8 м/с. В период половодья скорость увеличивается до 1,6 м/с. В верхнем течении ширина русла Оби составляет примерно 1 километр. Ширина русла в судоходных рукавах составляет 500 – 700 метров, в разветвлениях она доходит до 1 – 1,5 километра, самая большая ширина русла – 3 километра. В отличие от многих других рек, Обь не симметрична — один берег ее характеризуется обрывистостью и крутостью, а второй, напротив, пологий.
Российская экономика и промышленность в значительной степени зависит от Оби — именно здесь добывается довольно большое количество нефти, торфа и природного газа.
Обь характеризуется довольно богатой фауной — в реке обитает примерно половина сотни разнообразных вид рыб, несмотря на это, Обь все же уступает в этом показателе прочим рекам, в том числе Амуру, в котором обосновалось около сотни различных видов рыб. В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, сиг, пелядь. Объектами промысла являются в основном частиковые — судак, щука, язь, налим, лещ, елец, плотва, караси, окунь.
Практически все древние называния Оби, которыми наделяли ее различные народности, на русский язык переводятся дословно как «Большая река».
Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её «Саля-ям», что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название «Ас» — «большая река», селькупы звали реку «Квай», «Еме», «Куай». Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским. Есть версия, что название реки произошло от языка коми, что означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега». Существует также предположение, что название связано с иранским словом «об» — «вода». И такое название полноводной реке вполне могли дать народы ираноязычной группы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье. Есть и версия о том, что слово «Обь» происходит от русского «обе», то есть «обе реки» — «обь», имея в виду две реки — Катунь и Бию, слившиеся в Обь. См. также легенду о реках Катунь и Бия. Обь — важнейшая историческая «фигура» российского государства, именно поэтому ее принято считает достопримечательностью.
Река Обь — важнейший транспортный узел России, благодаря которому становится возможной перевозка всех необходимых для развития экономики материалов.
Основные порты и пристани Обского бассейна: Барнаульский речной порт, Новосибирск, Томск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск.
Необычная, в некотором плане, суровая красота крупнейшей реки неизменно привлекает к себе внимание сотен туристов, поэтому и художников.
На реке и треск, и гром,
Это значит — ледолом.
На реке идет лед,
Это значит — ледоход.
Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет -
Нет ему возврата!
Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.
Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!
Самуил Маршак
На солнце греется река.
Шуршат, ломаясь, льдины.
Их ноздреватые бока
В песке и комьях глины.
На Север, в Обь, они спешат,
Намокший снег теряя,
Как стадо белых медвежат,
Толкаясь и ныряя.
Здесь тесно, жарко им.
Взгляни:
Они блестят от пота.
Опять поссорились они —
Затор у поворота!
Идёт дежурный катер «Гром»
Теченью на подмогу.
Когтистой лапою — багром -
Их разнимает строго.
И вот очистилась река,
Меняются картины:
Плывут, качаясь, облака
Там, где ныряли
Льдины.
(Т. Белозеров)
Голубой небосвод, река голубая,
Обь-река ты моя, холодная такая.
Обь-река глубока, широки твои разливы,
Жаль, что нет по берегам лишь плакучей ивы.
Идѐшь по бережку, тобой не налюбуешься.
Среди долин, лесов течѐшь, красуешься.
Своѐ величие ты сохранишь навек,
С тобой в гармонии сольѐтся человек.
Склоню колено я перед водой твоей,
И на душе, поверь, становится теплей.
Уйдѐт тоска, печаль мне не догнать,
Ведь мне, река, ты как родная мать.
С тобою мыслями я сокровенными делюсь,
В просторе вод твоих я на себя смотрюсь.
Хоть старше ты меня, но от души хочу сказать:
«Река моя, мне очень хочется, летать».
***
Гордая красавица Обь
Гордая красавица Обь.
Плавно несет свои воды
Гордая красавица Обь.
Под голубым небосводом
Она устремилась вперед.
И по сибирским просторам
Лентой бежит голубой.
И берега пышные склоны
Нежно ласкает волной.
Красавицы чайки низко
Кружат над гладью реки
И где очень близко
Сидят у реки рыбаки...
Песнь о далеком и близком
Буду я петь вдалеке.
О том красивом и чистом
Сердцу родном уголке.
И когда стану я взрослым
Вспомню не раз о том,
Как мы всем классом были
На берегу крутом
Как отдыхали, играли,
картошку пекли у реки.
Вот как запомнятся сердцу
Детства златые деньки.
Ты зародилась в России
В год неизвестный и век,
Нет тебя в мире красивей,
Нет тебя сказочней рек.
Многие, долгие годы
К Карскому морю с тех пор
Плавно несет свои воды
Гордая красавица Обь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ледоход на реке
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром...
Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).
В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...
Конспект занятия "Улуг-Хем - великая река"
Конспект занятия "Улуг-Хем - великая река" для старшей группы детского сада...
Презентация "Великие реки России"
"Великие реки России"...
Презентация проекта «Волга – великая река»
Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают Многие, кроме названия – ничего!...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОГУЧАЯ РЕКА СИБИРИ - РЕКА ОБЬ»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в экологическую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к природе, за...
Проект "Великая река Волга"
Проект для детей старшего дошкольного возраста...