ЛЕДОХОД НА ОБИ - ВЕЛИКОЙ РЕКЕ СИБИРИ
проект по окружающему миру (средняя группа)

Дутова Татьяна Васильевна

Краткосрочный проект в средней группе "Каргасокский детский сад № 27". Река Обь является частью нашей малой Родины. Её значение очень велико для жизни людей. Нашим детям необходимо знать своё наследие и стараться преумножать его, а не губить. Показать детям красоту великой реки Обь. Отметить её сезонные изменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обь - великая река Сибири777.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ ДЕТСКИЙ  САД  № 27»

ПРОЕКТ

ЛЕДОХОД НА ОБИ - ВЕЛИКОЙ РЕКЕ СИБИРИ

C:\Users\Tatiana\Pictures\КАРГАСОК\e9a85205ecac4e1c28142f90bfd71d9c.jpg

Каргасок, 2019 год

                                                                         Выполнила:

                                                                                                      Дутова Татьяна Васильевна -

                                                                                                        воспитатель  средней группы,

                                                                               «Дельфинчики»

                               

Введение

        Начиная с младшего возраста у детей нужно прививать любовь к Родине, родному краю, к природе. Река Обь является частью нашей малой Родины. Наши дети не всегда знают о её происхождении. На протяжении тысячелетий люди селились в долинах рек. Для человечества река являлась удобным важным жизненным путём для свершения великих дел. Она давала свет, жильё, еду, поила сады и поля, животных.

Актуальность. Река Обь протекает по нашей территории села Каргасок.  Её значение для жизни людей очень велико. Она оказывает благотворное влияние на развитие флоры и фауны, является первейшим источником запаса пресной воды, местом отдыха жителей села. Меня интересуют проблемы, возникшие на реке в последние годы. С каждым годом по моим наблюдениям, воды на реке становится все меньше и меньше. Улов рыбы снизился, да и много её в реке стало больной. Я думаю, что это проблема не только для нашего региона, но и для всей России. Важно своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к её богатству и разнообразию. Данная работа поможет расширить знания о природе родного края, о природных явлениях на реке Обь.

Цель проекта: больше узнать нового о великой реке Сибири – Обь.

Задачи: 

  1. Познакомиться с историей происхождения названия реки Обь;
  2. Изучить и описать значимость реки;
  3. Формировать у детей знания о сезонных изменениях на реке;
  4. Стимулировать у детей интерес к живой и неживой природе;
  5. Воспитывать чувство ответственности за родную реку.

Паспорт проекта

Вид проекта:

Информационно-познавательный

По количеству участников -  коллективный;

Объект исследования: река Обь в районе с. Каргасок

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: педагоги,  дети и родители средней группы «Дельфинчики»

Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления об истории создания реки Обь;
  • Иметь представления о том, как  называлась река разными народами;
  • Формировать представления о бережном отношении к природе;
  • Расширить знания о весеннем ледоходе;
  • Вызвать желание посещать с родителями реку Обь в разное время года.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор информации об  истории создания реки;
  • Экскурсия с детьми к реке во время ледохода.

План реализации проекта

Этапы работы:

I этап

Организационно – подготовительный:

  • Подборка программно – методического материала для реализации проекта;
  • Пополнение альбома о с. Каргасок фотографиями о событиях на реке;
  • Оформление в группе книжного уголка;
  • Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре:  «Рыбалка».

II этап

Рефлексивно – диагностический.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме.

     Дети используют альбом для рассматривания знакомых им мест, но многие затрудняются в ответах по местам и действиям, изображенным на фото. Требуется внешняя стимуляция со стороны педагога.

Формирование согласия на экскурсию на уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы (очень холодно со стороны реки, далеко, выходной - привезти)                                                                                                                            

III этап

Содержание работы

IV этап

 Заключительный

Анализ достижения целей и полученных результатов. Фотоотчет.                                                     Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой  проблемы в воспитательно – образовательном  процессе.

Схема осуществления проекта.

Беседа «Что такое река?», «Значение воды в нашей жизни», «Река в жизни человека»;

Легенда об образовании великой реки Сибири – Обь, происхождение её названия;

Чтение Н. А. Рыкова «Жила была речка», Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку», Б. Заходер «Что случилось с водой?»;

Чтение стихов поэтов с. Каргасок, Э. Мошковской «Лёд тронулся»,  В. Берестов "Весенняя сказка";

Рассматривание иллюстраций «Кто живет в реке?», рассмотрим глобус, карту;

Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;

Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд»;

Рассматривание  альбома, книг, картинок, открыток о жизни на реке;

Рисование «Моя река», «Ледоход»;

Аппликация «Ледоход на Оби»;

Пальчиковые гимнастики «Рыбка-озорница»…;

Подвижные игры «Караси и щука», «Ручеек», «Море волнуется», игры народов Севера «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Льдинки и ветер»;

Дидактическая игра «Что потом?», «Когда это бывает?», конструирование «Мост через Обь»;

Презентация и беседы по основам безопасной жизнедеятельности «Осторожно, тонкий лёд!», “Вода друг – вода враг”, Фрагмент из мультфильма «Верните Рекса»;

Сюжетно – ролевые игры:  «Рыбалка», «Рыбный магазин»,  «Столовая, дом», «Лаборатория», «Путешествие по реке Обь»;

Экспериментирование «Мы очистим нашу воду», «Плавает или тонет»;

Слушание аудиозаписей с песнями о русской природе, матушке-реке, звуки природы, шелест льдин при ледоходе;

Совместно с родителями экскурсия во время ледохода «На реке идет лёд, это значит – ледоход»;

Посещение выставки «В рыбьем царстве-государстве» в Каргасокском музее искусств народов севера.

Заключение

     Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

Данный проект вызвал у детей и родителей большой интерес. Методический материал, который успели собрать за данный период, позволил расширить знания детей о нашей реке великой реке родного края - Обь. У детей появилось чувство осознанной радости и гордости за природу родного края, понимание того, что река Обь является их малой родиной.

     По окончании проекта дети задумались над вопросом, чему и кому нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений нашей местности. Эти темы и станут темами новых проектов.

Обь – великая река Сибири

     Человек с древнейших времен обживал её берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал легенды.

Легенда о реках Бия и Катунь

     На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия. Разгневанный отец и сказал: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя свое безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую темную ночь, она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что Катунь

будет принадлежать тому, кто ее догонит. Бросились войны в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Оставив байские отары, пастух Бий, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу любимой. Не догнали войны беглянку. Она встретилась со своим избранником, кинулась к нему в объятия и они потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

Русские впервые увидели реку, когда охотники и купцы вместе с проводниками – зырянами ходили за Уральские горы. Край вокруг Оби до завоевания Ермаком Сибири назывался Овдорским.

     Обь — самая большая река на территории России и находится на шестом месте по величине среди всех рек мира, длина реки составляет 5 410 километров, а площадь всего водного бассейна насчитывает 2990 квадратных километра. Река Обь входит в перечень величайших рек мира. Направление течения – с юга на север. Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни, то есть после города Бийска. В летние и осенние месяцы в Оби замечают полосатую струю воды, которая образуется на месте слияния пары других лет — Катуни и Бии, обусловлено это тем, что у вод этих рек разный окрас, так Катунь характеризуется зеленым цветом, а Бия — белым окрасом воды. Длина Оби от слияния 3650 км. В южной части Томской области в Обь вливается один из ее крупных притоков река Томь (827 км). На севере река впадает в Карское море, образуя залив (около 800 км длиной), который носит название Обская губа. Площадь бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По этому показателю река занимает первое место в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России (после Енисея и Лены). Максимальная глубина реки Обь в верхнем течении – 25 метров (участок Новосибирского водохранилища). За исключением этого участка глубина в межень не превышает 6 метров, а в среднем варьируется от 2 до 4 метров. Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река проносит основную часть годового стока. В межень скорость течения Оби – 0,8 м/с. В период половодья скорость увеличивается до 1,6 м/с. В верхнем течении ширина русла Оби составляет примерно 1 километр. Ширина русла в судоходных рукавах составляет 500 – 700 метров, в разветвлениях она доходит до 1 – 1,5 километра, самая большая ширина русла – 3 километра. В отличие от многих других рек, Обь не симметрична — один берег ее характеризуется обрывистостью и крутостью, а второй, напротив, пологий.

     Российская экономика и промышленность в значительной степени зависит от Оби — именно здесь добывается довольно большое количество нефти, торфа и природного газа.

     Обь характеризуется довольно богатой фауной — в реке обитает примерно половина сотни разнообразных вид рыб, несмотря на это, Обь все же уступает в этом показателе прочим рекам, в том числе Амуру, в котором обосновалось около сотни различных видов рыб. В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, сиг, пелядь. Объектами промысла являются в основном частиковые — судак, щука, язь, налим, лещ, елец, плотва, караси, окунь.

    Практически все древние называния Оби, которыми наделяли ее различные народности, на русский язык переводятся дословно как «Большая река».

Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её «Саля-ям», что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название «Ас» — «большая река», селькупы звали реку «Квай», «Еме», «Куай». Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским. Есть версия, что название реки произошло от языка коми, что означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега». Существует также предположение, что название связано с иранским словом «об» — «вода». И такое название полноводной реке вполне могли дать народы ираноязычной группы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье. Есть и версия о том, что слово «Обь» происходит от русского «обе», то есть «обе реки» — «обь», имея в виду две реки — Катунь и Бию, слившиеся в Обь. См. также легенду о реках Катунь и Бия. Обь — важнейшая историческая «фигура» российского государства, именно поэтому ее принято считает достопримечательностью.

     Река Обь — важнейший транспортный узел России, благодаря которому становится возможной перевозка всех необходимых для развития экономики материалов.

     Основные порты и пристани Обского бассейна: Барнаульский речной порт, Новосибирск, Томск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск.

     Необычная, в некотором плане, суровая красота крупнейшей реки неизменно привлекает к себе внимание сотен туристов, поэтому и художников.

D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\ЛЕДОХОД 2019\ЛЕДОХОД\Л 1.JPG D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\ЛЕДОХОД 2019\ЛЕДОХОД\Л 4.JPG D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\ЛЕДОХОД 2019\ЛЕДОХОД\Л 5.jpg D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\ЛЕДОХОД 2019\ЛЕДОХОД\Л 3.JPG

D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\МЕРОПРИЯТИЯ ФОТО\ЛЕДОХОД\IMG_20190523_135501.jpg D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\МЕРОПРИЯТИЯ ФОТО\ЛЕДОХОД\1 001.jpg D:\ДЕЛЬФИНЧИКИ\СРЕДНЯЯ\фото\ЛЕДОХОД 2019\IMG_8017.JPG

На реке и треск, и гром,

Это значит — ледолом.

На реке идет лед,

Это значит — ледоход.

Лед идет, лед идет!

Вереницей длинной

Третьи сутки напролет

Проплывают льдины.

Льдины движутся гурьбой

В страхе и в тревоге,

Будто стадо на убой

Гонят по дороге.

Синий лед, зеленый лед,

Серый, желтоватый,

К верной гибели идет -

Нет ему возврата!

Кое-где на льду навоз

И следы полозьев.

Чьи-то санки лед унес,

Крепко приморозив.

Льдина льдину гонит в путь,

Ударяет в спину.

Не давая отдохнуть,

Льдина вертит льдину.

А ведь этой глыбой льда,

Толстой, неуклюжей,

Стала вольная вода,

Скованная стужей.

Пусть же тает старый лед,

Грязный и холодный!

Пусть умрет и оживет

В шири полноводной!

                       Самуил Маршак

На солнце греется река.

Шуршат, ломаясь, льдины.

Их ноздреватые бока

В песке и комьях глины.

На Север, в Обь, они спешат,

Намокший снег теряя,

Как стадо белых медвежат,

Толкаясь и ныряя.

Здесь тесно, жарко им.

Взгляни:

Они блестят от пота.

Опять поссорились они —

Затор у поворота!

Идёт дежурный катер «Гром»

Теченью на подмогу.

Когтистой лапою — багром -

Их разнимает строго.

И вот очистилась река,

Меняются картины:

Плывут, качаясь, облака

Там, где ныряли

Льдины.

                        (Т. Белозеров)

Голубой небосвод, река голубая,

Обь-река ты моя, холодная такая.

Обь-река глубока, широки твои разливы,

Жаль, что нет по берегам лишь плакучей ивы.

Идѐшь по бережку, тобой не налюбуешься.

Среди долин, лесов течѐшь, красуешься.

Своѐ величие ты сохранишь навек,

С тобой в гармонии сольѐтся человек.

Склоню колено я перед водой твоей,

И на душе, поверь, становится теплей.

Уйдѐт тоска, печаль мне не догнать,

Ведь мне, река, ты как родная мать.

С тобою мыслями я сокровенными делюсь,

В просторе вод твоих я на себя смотрюсь.

Хоть старше ты меня, но от души хочу сказать:

«Река моя, мне очень хочется, летать».

***

Гордая красавица Обь

Гордая красавица Обь.

Плавно несет свои воды

Гордая красавица Обь.

Под голубым небосводом

Она устремилась вперед.

И по сибирским просторам

Лентой бежит голубой.

И берега пышные склоны

Нежно ласкает волной.

Красавицы чайки низко

Кружат над гладью реки

И где очень близко

Сидят у реки рыбаки...

Песнь о далеком и близком

Буду я петь вдалеке.

О том красивом и чистом

Сердцу родном уголке.

И когда стану я взрослым

Вспомню не раз о том,

Как мы всем классом были

На берегу крутом

Как отдыхали, играли,

картошку пекли у реки.

Вот как запомнятся сердцу

Детства златые деньки.

Ты зародилась в России

В год неизвестный и век,

Нет тебя в мире красивей,

Нет тебя сказочней рек.

Многие, долгие годы

К Карскому морю с тех пор

Плавно несет свои воды

Гордая красавица Обь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледоход на реке

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром...

Экологический проект "Знай и люби свой город" (Эне-Сай - великая река Сибири).

В данной работе рассказывается о великой сибирской реке Енисей (Эне-Сай). Наш город Кызыл (столица Республики Тыва) был основан в 1914г у слияния двух притоков Енисея - Большой Енисей и Малый Енисей. ...

Конспект занятия "Улуг-Хем - великая река"

Конспект занятия "Улуг-Хем - великая река" для старшей группы детского сада...

Презентация "Великие реки России"

"Великие реки России"...

Презентация проекта «Волга – великая река»

Дети   живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают Многие, кроме названия – ничего!...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОГУЧАЯ РЕКА СИБИРИ - РЕКА ОБЬ»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в экологическую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к природе, за...

Проект "Великая река Волга"

Проект для детей старшего дошкольного возраста...