Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
*Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
*Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapelka_vody.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие капельки»
Цели:
*Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
*Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Игровой персонаж – Капитошка , таз с водой , прозрачные стаканчики для воды, картина, изображающая круговорот воды в природе, белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши, спиртовка, штатив, колба, стекло.
Модели:
«Маленькие человечки», правила бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А.Филиппенко «Дождик», А.Александрова «Дождик накрапывает», Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы на листьях были видны капельки воды.
Ход занятия
- На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.
Педагог: Дети, кто это?
Дети: Капелька.
Педагог: А как тебя зовут, капелька?
Капелька: Меня зовут Капитошка.
Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?
Капитошка: Я пришла в гости к своим сестричкам капелькам, которые живут у вас в детском саду.
Педагог: Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички – капельки. ( Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)
Капитошка: Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы большие. Что же делать?
Дети: Нужно стать такими же, как капелька,- маленькими.
Педагог: А как нам это сделать?
Дети: Вспомнить волшебные слова превращения.
Педагог: (вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку – загадку).
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Раз и два…
Стала капелькой сама.
Капитошка (обращаясь к детям). Вот и вы стали же такими же, как я, и наше путешествие начинается. (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и … дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносит тазик с водой).
Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает сквозь пальцы.
Капитошка:
Тысячи капель за ручки взялись,
За ручки взялись, на носки поднялись.
И побежали…
Сможешь догнать их?
…Едва ли.
Педагог: Дети, давайте покажем Капитошке, как мы умеем моделировать воду из «маленьких человечков».
Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, на полу. Затем становятся в круг и показывают модель, представив себя «человечками».
Физкультминутка: Проводится подвижная игра «Ручеек».
Капитошка: Вот так и мы с сестричками – капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воду. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше…(показывает на картине).
Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт.
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта: штатив, спиртовка, колба с водой. Педагог проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар – это газообразное состояние воды. Предлагает детям описать пар, какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.
Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».
Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечков».
Капитошка: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, как мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.
Педагог: Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе.
Загадки
Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Белый – белый пароход над деревьями плывет.
Если станет синим, разразится ливнем.
Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей.
Капитошка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять.
А кто знает, о чем эта загадка?
Дети: О воде.
Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.
Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли (дождь).
Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?
Дети: Да. Дети читают стихи про дождь. А. Барто «Дождь», А.Фет «Дождик», В.Маяковский « Тучкины штучки».
Капитошка: Молодцы ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно расставаться с вами, но меня ждут мои сестрички.
Дети предлагают на память Капитошке нарисовать те капельки, которые остались с ними в детском саду.
Педагог: Дети, вспомните игру « Путешествие капельки» (ранее дети играли в эту игру). В какое же путешествие мы отправлялись?
Дети: Из водоема до нашей чашки.
Педагог: Правильно, мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. Раскладывает на столе панно игры, просит вспомнить путь капельки. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?
Дети отвечают на вопросы. Педагог вносит модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми. Предлагает детям вырезать из бумаги синего цвета капельки, и при помощи скотча закрепить их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Обращает внимание на то, что вокруг стало много синего цвета.
Капитошка: вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».
Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое предмета (счётное устройство)»
Конспект "Путешествие в прошлое предмета (счетное устройство)"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жиз...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Огонь бывает разный – полезный и опасный!»
Цель:создать условия для формирования основы безопасной жизнедеятельности детей.Задачи:Обучающие:- продолжать знакомить детей с природной стихией «Огонь». Развивающие:- закреплять у д...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....