"Берегите природу"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Виктория Владимировна

Долгосрочный проект по экологии на 4 месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekoproekt.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с 12
Калининского района
Санкт - Петербурга

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».

                                                               

                                                                                    РАЗРАБОТАЛА:

                                                                                    Александрова В. В.

Санкт-Петербург
2017 год.

 

ДЕВИЗ ПРОЕКТА:

Берегите природу!

Чтоб  радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть!

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век.
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы,
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле,
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга,
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину».

(М. М. Пришвин)

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

 Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

 Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

 Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 4 месяца.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы  осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов воспитания экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Создать поэтапную систему по экологическому развитию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по этапам работы, проведение диагностики знаний детей. 
  • Закреплять и систематизировать у дошкольников основные экологические представления и понятия о живой и неживой природе.
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
  • Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  • Закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ПРОБЛЕМА:

 Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТИЗА:

Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

  • - будет вестись систематическая работа на занятиях;
  • - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

  1. Интерактивная:
  • анкетирование,
  • интервьюирование,  
  • дискуссия,
  • круглые столы,
  • консультации.

  1. Традиционная:
  • родительское собрание,
  • «День открытых дверей» (субботник),
  • Совместная деятельность «Сбережем природу».

  1. Просветительская:
  • организация выставки «Земля - наш общий дом»,
  • выпуск информационных листков, папок передвижек,
  • стенд «Чистый воздух и вода  - сохраним мы их друзья»,
  • уголок экологического воспитания.

  1. Общественная:
  • создание инициативной группы «Мы защитники природы».

ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:

В ДОУ:

1.Беседы педагога с детьми:

  • - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
  • - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.

2. Занятия:

  • - первично - ознакомительные;
  • - познавательные;
  • - обобщающие;
  • - комплексные.

3.Чтение художественной литературы.

4.Проведение совместной деятельности «Сбережем природу».

5.Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы».

6.Познавательно – речевое развитие:

  • - рассказы из личного опыта;
  • - беседы об охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

8. Информационное поле для детей:

  • - выпуск плакатов и стенгазет;
  • - интервьюирование,
  • -фотовыставки,
  • -альбомы для рассматривания,

В СЕМЬЕ:

1. Беседы родителей с ребёнком:

 «Лес - важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес - кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес, парк, на водоёмы.

3. Чтение художественной литературы, экологического содержания.

4. Экологические игры.

5. Просмотр телепередач в выходные дни.

6. Информационное поле для родителей:

  • - непосредственное участие в выпуске плакатов,
  • - анкетирование,
  • -папки передвижки,
  • -консультации,
  • -фотовыставки.

ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:

  • фотоаппарат,
  • компьютер,
  • интернет,
  • флешкарты,
  • смартдоска.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

  • - предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям,
  • - экологический уголок в группе,
  • - экологическая тропа на территории детского сада,
  • Природный паспорт участка,
  • - огород на  территории ДОУ,
  • - огород на окне,
  • - наглядно - демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.),
  • - библиотека книг с экологическим содержанием,
  • - маски животных, растений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 У ДЕТЕЙ:

  • - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • - понимание взаимосвязи в природе,  более бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
  • - разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • - научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 ПЕДАГОГИ:

  • - приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  • - повышение экологической культуры педагогов, понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
  • - пополнение развивающей среды в группе;
  • - повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.

РОДИТЕЛИ:

  • - обогащение уровня экологических знаний родителей;
  • - повышение экологической культуры родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • - необходимость единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
  • - возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

 

  1. Определение темы, цели, задач проекта.
  2. Определение объёма знаний детей об экологии, и ее значении.
  3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
  4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
  5. Разработка тематического планирования мероприятий.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

  В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например: не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

  Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

 1 этап - подготовительный:

  • - постановка цели и задач,
  • -определение направлений, объектов и методов исследования,
  • -предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями,
  • -выбор оборудования и материалов,
  • - подбор програмно - методического материала по направлению работы
  • -знакомство с новыми технологиями:

  2 этап – практический (собственно исследовательский):

  • -составление перспективного плана проведения ННОД, образовательной деятельности,
  • -поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  • -наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,
  • -проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
  • -разработка конспектов ННОД с использованием экологического материала,
  • -применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, 
  • - тематические наблюдения,
  • - художественное слово и загадки,
  • -проведение экологических досугов.

  3 этап - оценочный: 

-обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ,

- закрепление полученных знаний,

-формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций,

-подведение итогов работы,

-презентация проекта (на педагогическом совете),

-определение перспектив работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

1. Тема:(1 неделя – 25.09 – 29.09) «Экскурсия в парк».

Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.

2. Тема:(1 неделя – 02.10 – 06.10) «Человек – часть живой природы».

Цель:  формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
«Социально-нравственное воспитание детей» И.Ф.Мулько  стр.88

3. Тема:(2 недели – 09.10 – 20.10) «Лес - многоэтажный дом».

Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как   природное сообщество,  «этажи» леса.
«Беседы о русском лесе» Т.А.Шорыгина  стр.5; 11

4. Тема:(1 неделя – 23.10 – 27.10) «Насекомые».

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
«Познавательное развитие с детьми» Г.М.Блинова стр. 100

 

5. Тема: (1 неделя – 30.10 – 03.11) «Сбережем природу».

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека. 

«Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодова стр.112

6.Тема: (1 неделя – 07.11 – 10.11) «Как растения готовятся к зиме».

Цель: закрепление знаний детей о цикличности изменений в природе, учить, по наблюдениям устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 143

7. Тема:(2 недели – 13.11– 24.11) «Водоем и его жители».

Цель:  осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.110; 113

8. Тема:(1 неделя – 27.11 – 01.12) « Птицы».

Цель: расширение и обогащение знаний детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.92

9. Тема:(2 недели – 04.12 – 15.12) «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 481
«Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.61

10. Тема:(1 неделя – 18.12 – 22.12) «Как лесные звери проводят зиму».

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
 «Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.101

11. Тема:(1 неделя – 25.12 – 29.12) «Мы друзья природы».

Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А.Алябьева стр.39

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ:

«Жалобная книга природы» (подобно красной книге совместно с родителями) (возможно в формате презентаций).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей  с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Берегите природу» были достигнуты следующие результаты:

  • - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • - дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
  • - появился интерес к явлениям и объектам природы;
  • - научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и  определяет направление дальнейшей работы  и мероприятий экологической направленности.


      

 

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г

Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996

Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005

Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: (


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы

Сценарий  экологического   праздника, по охране окружающей  природы для детей  подготовительной группы....

Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"

Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...

Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"

Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....