"Берегите природу"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с 12
Калининского района
Санкт - Петербурга
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».
РАЗРАБОТАЛА:
Александрова В. В.
Санкт-Петербург
2017 год.
ДЕВИЗ ПРОЕКТА:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть!
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век.
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы,
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле,
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга,
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину».
(М. М. Пришвин)
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 4 месяца.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов воспитания экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Создать поэтапную систему по экологическому развитию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по этапам работы, проведение диагностики знаний детей.
- Закреплять и систематизировать у дошкольников основные экологические представления и понятия о живой и неживой природе.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
- Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
- Закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- - будет вестись систематическая работа на занятиях;
- - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
- Интерактивная:
- анкетирование,
- интервьюирование,
- дискуссия,
- круглые столы,
- консультации.
- Традиционная:
- родительское собрание,
- «День открытых дверей» (субботник),
- Совместная деятельность «Сбережем природу».
- Просветительская:
- организация выставки «Земля - наш общий дом»,
- выпуск информационных листков, папок передвижек,
- стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
- уголок экологического воспитания.
- Общественная:
- создание инициативной группы «Мы защитники природы».
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ:
1.Беседы педагога с детьми:
- - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
- - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
- - первично - ознакомительные;
- - познавательные;
- - обобщающие;
- - комплексные.
3.Чтение художественной литературы.
4.Проведение совместной деятельности «Сбережем природу».
5.Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы».
6.Познавательно – речевое развитие:
- - рассказы из личного опыта;
- - беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
- - выпуск плакатов и стенгазет;
- - интервьюирование,
- -фотовыставки,
- -альбомы для рассматривания,
В СЕМЬЕ:
1. Беседы родителей с ребёнком:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес, парк, на водоёмы.
3. Чтение художественной литературы, экологического содержания.
4. Экологические игры.
5. Просмотр телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
- - непосредственное участие в выпуске плакатов,
- - анкетирование,
- -папки передвижки,
- -консультации,
- -фотовыставки.
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:
- фотоаппарат,
- компьютер,
- интернет,
- флешкарты,
- смартдоска.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
- - предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям,
- - экологический уголок в группе,
- - экологическая тропа на территории детского сада,
- Природный паспорт участка,
- - огород на территории ДОУ,
- - огород на окне,
- - наглядно - демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.),
- - библиотека книг с экологическим содержанием,
- - маски животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
- - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- - понимание взаимосвязи в природе, более бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
- - разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- - научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
- - приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- - повышение экологической культуры педагогов, понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- - пополнение развивающей среды в группе;
- - повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
- - обогащение уровня экологических знаний родителей;
- - повышение экологической культуры родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- - необходимость единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- - возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Определение темы, цели, задач проекта.
- Определение объёма знаний детей об экологии, и ее значении.
- Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
- Разработка тематического планирования мероприятий.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например: не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный:
- - постановка цели и задач,
- -определение направлений, объектов и методов исследования,
- -предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями,
- -выбор оборудования и материалов,
- - подбор програмно - методического материала по направлению работы
- -знакомство с новыми технологиями:
2 этап – практический (собственно исследовательский):
- -составление перспективного плана проведения ННОД, образовательной деятельности,
- -поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- -наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,
- -проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
- -разработка конспектов ННОД с использованием экологического материала,
- -применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,
- - тематические наблюдения,
- - художественное слово и загадки,
- -проведение экологических досугов.
3 этап - оценочный:
-обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ,
- закрепление полученных знаний,
-формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций,
-подведение итогов работы,
-презентация проекта (на педагогическом совете),
-определение перспектив работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
1. Тема:(1 неделя – 25.09 – 29.09) «Экскурсия в парк».
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
2. Тема:(1 неделя – 02.10 – 06.10) «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
«Социально-нравственное воспитание детей» И.Ф.Мулько стр.88
3. Тема:(2 недели – 09.10 – 20.10) «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
«Беседы о русском лесе» Т.А.Шорыгина стр.5; 11
4. Тема:(1 неделя – 23.10 – 27.10) «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
«Познавательное развитие с детьми» Г.М.Блинова стр. 100
5. Тема: (1 неделя – 30.10 – 03.11) «Сбережем природу».
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
«Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодова стр.112
6.Тема: (1 неделя – 07.11 – 10.11) «Как растения готовятся к зиме».
Цель: закрепление знаний детей о цикличности изменений в природе, учить, по наблюдениям устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 143
7. Тема:(2 недели – 13.11– 24.11) «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.110; 113
8. Тема:(1 неделя – 27.11 – 01.12) « Птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.92
9. Тема:(2 недели – 04.12 – 15.12) «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 481
«Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.61
10. Тема:(1 неделя – 18.12 – 22.12) «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
«Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.101
11. Тема:(1 неделя – 25.12 – 29.12) «Мы друзья природы».
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А.Алябьева стр.39
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ:
«Жалобная книга природы» (подобно красной книге совместно с родителями) (возможно в формате презентаций).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Берегите природу» были достигнуты следующие результаты:
- - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- - дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- - появился интерес к явлениям и объектам природы;
- - научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятий экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы
Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы....
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе "Берегите природу"
Цель: формирование экологической культуры дошкольника....
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"
Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...
Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"
Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....