"Берегите природу"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с 12
Калининского района
Санкт - Петербурга
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».
РАЗРАБОТАЛА:
Александрова В. В.
Санкт-Петербург
2017 год.
ДЕВИЗ ПРОЕКТА:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть!
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век.
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы,
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле,
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга,
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину».
(М. М. Пришвин)
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 4 месяца.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов воспитания экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Создать поэтапную систему по экологическому развитию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по этапам работы, проведение диагностики знаний детей.
- Закреплять и систематизировать у дошкольников основные экологические представления и понятия о живой и неживой природе.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
- Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
- Закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- - будет вестись систематическая работа на занятиях;
- - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
- Интерактивная:
- анкетирование,
- интервьюирование,
- дискуссия,
- круглые столы,
- консультации.
- Традиционная:
- родительское собрание,
- «День открытых дверей» (субботник),
- Совместная деятельность «Сбережем природу».
- Просветительская:
- организация выставки «Земля - наш общий дом»,
- выпуск информационных листков, папок передвижек,
- стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
- уголок экологического воспитания.
- Общественная:
- создание инициативной группы «Мы защитники природы».
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ:
1.Беседы педагога с детьми:
- - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
- - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
- - первично - ознакомительные;
- - познавательные;
- - обобщающие;
- - комплексные.
3.Чтение художественной литературы.
4.Проведение совместной деятельности «Сбережем природу».
5.Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы».
6.Познавательно – речевое развитие:
- - рассказы из личного опыта;
- - беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
- - выпуск плакатов и стенгазет;
- - интервьюирование,
- -фотовыставки,
- -альбомы для рассматривания,
В СЕМЬЕ:
1. Беседы родителей с ребёнком:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес, парк, на водоёмы.
3. Чтение художественной литературы, экологического содержания.
4. Экологические игры.
5. Просмотр телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
- - непосредственное участие в выпуске плакатов,
- - анкетирование,
- -папки передвижки,
- -консультации,
- -фотовыставки.
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:
- фотоаппарат,
- компьютер,
- интернет,
- флешкарты,
- смартдоска.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
- - предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям,
- - экологический уголок в группе,
- - экологическая тропа на территории детского сада,
- Природный паспорт участка,
- - огород на территории ДОУ,
- - огород на окне,
- - наглядно - демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.),
- - библиотека книг с экологическим содержанием,
- - маски животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
- - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- - понимание взаимосвязи в природе, более бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
- - разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- - научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
- - приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- - повышение экологической культуры педагогов, понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- - пополнение развивающей среды в группе;
- - повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
- - обогащение уровня экологических знаний родителей;
- - повышение экологической культуры родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- - необходимость единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- - возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Определение темы, цели, задач проекта.
- Определение объёма знаний детей об экологии, и ее значении.
- Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
- Разработка тематического планирования мероприятий.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например: не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный:
- - постановка цели и задач,
- -определение направлений, объектов и методов исследования,
- -предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями,
- -выбор оборудования и материалов,
- - подбор програмно - методического материала по направлению работы
- -знакомство с новыми технологиями:
2 этап – практический (собственно исследовательский):
- -составление перспективного плана проведения ННОД, образовательной деятельности,
- -поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- -наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников,
- -проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы,
- -разработка конспектов ННОД с использованием экологического материала,
- -применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,
- - тематические наблюдения,
- - художественное слово и загадки,
- -проведение экологических досугов.
3 этап - оценочный:
-обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ,
- закрепление полученных знаний,
-формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций,
-подведение итогов работы,
-презентация проекта (на педагогическом совете),
-определение перспектив работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
1. Тема:(1 неделя – 25.09 – 29.09) «Экскурсия в парк».
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
2. Тема:(1 неделя – 02.10 – 06.10) «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
«Социально-нравственное воспитание детей» И.Ф.Мулько стр.88
3. Тема:(2 недели – 09.10 – 20.10) «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
«Беседы о русском лесе» Т.А.Шорыгина стр.5; 11
4. Тема:(1 неделя – 23.10 – 27.10) «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
«Познавательное развитие с детьми» Г.М.Блинова стр. 100
5. Тема: (1 неделя – 30.10 – 03.11) «Сбережем природу».
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
«Игровые экологические занятия с детьми» Л.П.Молодова стр.112
6.Тема: (1 неделя – 07.11 – 10.11) «Как растения готовятся к зиме».
Цель: закрепление знаний детей о цикличности изменений в природе, учить, по наблюдениям устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 143
7. Тема:(2 недели – 13.11– 24.11) «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.110; 113
8. Тема:(1 неделя – 27.11 – 01.12) « Птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко стр.92
9. Тема:(2 недели – 04.12 – 15.12) «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
«Развивающие занятия с детьми»Т.И.Алиева стр. 481
«Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.61
10. Тема:(1 неделя – 18.12 – 22.12) «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
«Экологические занятия с детьми»Т.М.Бондаренко стр.101
11. Тема:(1 неделя – 25.12 – 29.12) «Мы друзья природы».
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А.Алябьева стр.39
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ:
«Жалобная книга природы» (подобно красной книге совместно с родителями) (возможно в формате презентаций).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Берегите природу» были достигнуты следующие результаты:
- - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- - дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- - появился интерес к явлениям и объектам природы;
- - научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятий экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267435-1371492349.jpg)
«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы
Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/25/picture-1039499-1527233284.jpg)
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе "Берегите природу"
Цель: формирование экологической культуры дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/22/picture-1357212-1634929929.jpg)
Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"
Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/16/picture-940254-1657954047.jpg)
Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"
Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....