Проект "Капельки воды"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процессе экспериментирования, наблюдения, игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kapelki_vody_zvereva_v.l._pervutinskaya_e.a.docx | 473.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида
р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области
Номинация
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников
«Капельки воды»
Познавательно-исследовательский проект
Авторы: Зверева Валентина Леонидовна,
воспитатель I квалификационной категории;
Первутинская Елена Анатольевна,
воспитательI квалификационной категории
Заведующая МКДОУ детским садом «Тополек»
комбинированного вида
Березан Валентина Николаевна
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида
р.п. Маслянино, ул. Партизанская, 28
Т. 8-383-47- 23-885
р.п Маслянино
2018
I.Введение
Актуальность проекта.
В наше время изменилось поведение людей к природе: люди берут от природы все, ничего не давая взамен. Человек плохо «контактирует» с природой. Поэтому в последнее время мы, воспитатели, считаем нужным, чтобы у детей возрастал интерес к экологии.
Первые знания и представления об окружающем мире нужно начинать давать в раннем возрасте. Наиболее интересны для детей в возрасте 2-3 лет – игры с водой. Эта любимая детская забава полезна не только для развития тактильных ощущений, но и для мелкой моторики. Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы. Во время игр с водой ребенок учится наблюдать, делать выводы, мыслить. А положительные эмоции, которые дарит игра с водой, помогают малышам адаптироваться в детском саду
Проблема: Многие родители считают, что играть с водой дети еще не умеют, после таких игр надо долго наводить в ванне порядок. Поэтому такие игры проводятся далеко не в каждой семье или очень редко. А так же у малышей в силу своего возраста недостаточный уровень знаний о свойствах воды, о ее значимости для всего живого мира.
Цель: Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процессе экспериментирования, наблюдения, игр.
Задачи:
- Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
- Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
- Обогатить словарный запас детей по теме.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.
Предполагаемые результаты:
В ходе проведения проекта дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием, так как это будет проходить во время игр.
II. Основная часть.
Проект краткосрочный: 3 недели.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
В проекте представлена совместная работа воспитателей и детей по формированию основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас и что она необходима для всего живого на Земле.
План реализации проекта:
Деятельность педагогов Методическое оснащение | Формы работы с детьми | Развивающая предметно-пространственная среда | Взаимодействие с родителями | |
1 неделя. Подготовительный этап | ||||
- сбор информации, подбор иллюстраций, книг, дисков, дидактических игр; - подбор стендовой информации для родителей | - просмотр мультфильма «Капитошка»; - рассматривание иллюстраций, книг; - беседа «Кто живет в воде?» | Иллюстрации, книги, диски, дидактические игры | - привлечение родителей к подбору материала по теме | |
2 неделя. Организационно-практический этап | ||||
Область: Социально-коммуникативное развитие | ||||
- подбор дидактических игр; - подбор игр с водой для папки-передвижки; - составление конспекта «Купание куклы Кати» (приложение №1) | - сюжетно-ролевая игра «Моем посуду», - сюжетно-ролевая игра «Сварим суп», - настольно-печатные игры по теме | Дидактические игры, картинки, посудка, овощи, куклы, ванночка, губка | - папка-передвижка «Игры с водой» | |
Область: художественно-эстетическое развитие | ||||
- подбор материала по художественному творчеству; - подбор песенок по данной теме | - рисование «капелек дождя»; - слушание песенок «Дождик», «Дождя не боимся», «Капитошка», «Песенка смелого моряка», - НОД (изодеятельность) «Веселый дождик» (Приложение № 1) | Диски, гуашь, альбом, вода | - оказание помощи в подборе музыкальных произведений | |
Область: физическое развитие | ||||
- подбор подвижных игр, пальчиковых игр | - подвижная игра «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Зайка серый умывается»; - пальчиковая игра «Дождик», «Кораблик» | Зонтик, скакалки, игрушка- зайчик | ||
Область: речевое развитие | ||||
- подбор книг, потешек о воде, картинок | - чтение художественной литературы: К.И.Чуковского «Мойдодыр», - чтение потешек «Водичка, водичка…», - рассматривание картины «Дети кормят рыбок», - занятие «Купание куклы Кати», (Приложение№2) - разучивание потешек «Дождик», «Дождик поливай», «Радуга-дуга» | Книги, картина | - пополнение библиотеки книгами, - разучивание потешек дома | |
Область: познавательное развитие | ||||
- подбор предметов, игрушек из разных материалов для игр-экспериментов | - игра «Веселые утята», «Рыбки» - наблюдение за дождем, лужами, за поливом цветов, - наблюдения (дома) «Как пьют воду домашние животные» - игра «Вылови шарик», «Водопадики», «Лужа». | Игрушки, тазы, цветы, лейка | - наблюдение за тем, как пьют воду домашние животные, - беседа о жизни рыбок в аквариуме | |
3 неделя. Завершающий этап | ||||
Подбор игрушек, музыки. | - развлечение «Мыльные пузыри» (Приложение№3) | Коробочка, мыльные пузыри, медведь, заяц, корзина с шишками, веселая музыка. | - помощь в подборе материала |
III. Заключение
В ходе реализации проекта «Капелька воды» дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
У детей сформировались исследовательские умения, соответствующие возрасту, повысился словарный запас по данной теме.
Повысилась компетентность родителей по экологическому образование дошкольников.
4. Литература
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младше группе: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж,2008 .
2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста./ Под ред. О.В.Дыбиной – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». – Москва «Просвещение», 2005.
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера,2013.
Приложение №1
Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе
«Капельки дождя»
Воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ детский сад «Тополек»
комбинированного вида:
Первутинская Елена Анатольевна
Программное содержание:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: учить детей рисовать точки, пятнышки с помощью пальчиков, изображая дождик.
Образовательная область «Познавательное развитие»: знакомить детей с доступными явлениями природы; продолжать учить различать цвет краски, правильно называть его (синий).
Образовательная область «Речевое развитие»: обогащать активный словарь: «ква-ква», «синий», «капает», «дождик».
Образовательная область «Физическое развитие»: формировать правильную позу при рисовании: сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободной рукой придерживать лист бумаги; развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием.
Материал: листы бумаги белого цвета с изображением туч, гуашевые краски синего цвета, влажные салфетки, вариативные образцы для пояснения техники рисования, зонтик, лягушки – игрушки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то скребётся к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто это! Выглядывает за дверь и вносит на подносе лягушек.
Воспитатель: Дети, кто это к нам в гости прискакал? Воспитатель рассказывает стихотворение:
Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
В озере живем,
Песенку поем.
Воспитатель: А вы знаете, как лягушки песенки поют? Но сейчас лягушки почему-то грустные. Ребята, как вы думаете, что случилось, почему они не веселятся? Лягушки очень любят дождик, появляется много лужиц и они могут в них купаться, плескаться. Но дождика давно не было, поэтому лягушки грустные. Мы можем помочь лягушкам, нарисуем тучки и дождик. Рисовать мы будем пальчиками.
Воспитатель показывает образец выполнения работы, объясняет частоту размещения пятнышек.
Воспитатель: Пятнышки – дождинки размещены свободно, «летят» на расстоянии друг от друга.
Воспитатель: Ребята, какого цвета получается дождик?
Ответы детей: синий, повторяют слово все дети.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Дети садятся за стол и начинают рисовать пальчиками.
Воспитатель побуждает детей сопровождать ритм отпечатков словами: «кап – кап – кап, кап – кап – кап»
Воспитатель:
Дождик, дождик, кап – кап – кап
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Воспитатель: А вот лягушки дождик любят и не боятся намочить свои лапки.
Ребята вместе с лягушками рассматривают получившиеся рисунки.
Воспитатель: (обращаясь к лягушкам) Ну что, лягушки, вы довольны? Мы нарисовали вам много дождика. Теперь вы можете плескаться и веселиться в лужицах. И мы с ребятами с вами поиграем.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
Приложение №2
Конспект занятия в первой младшей группе
«Купание куклы Кати»
Воспитатель
МКДОУ детский сад «Тополек»
комбинированного вида:
Первутинская Елена Анатольевна
Цель: Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания через игровую деятельность.
Задачи:
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки;
- Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться.
- Формировать активный словарь: учить называть предметы и действия с ними;
- Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.
Материалы и оборудование: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, тазик, ведерко с горячей и холодной водой, губка, кроватка, кукла, кружка, мешочек.
Методы и приемы:
1. Словесный – вопросы воспитателя, художественное слово.
2. Наглядный – показ умывания куклы.
3. Игровой – укладывание куклы спать.
4. Сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я нашла чудесный мешочек. Давайте мы посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу. Спрашивает у каждого ребенка, что это и объясняет, для чего они нужны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А какую песенку для водички мы уже знаем? Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел? (открывают дверь, за дверью кукла).
Воспитатель: Это кукла Катя. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит.
Воспитатель: Ребята, Катя гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Катя стала чистой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, надо Кате умыться!
Воспитатель ставит на стол ванночку, рядом 2 ведра и кружку.
Воспитатель: Посмотрите, вот у меня на столе 2 тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом - холодная (воспитатель просит 2-3 детей потрогать холодную воду). А горячую трогать нельзя, можно обжечься. Я смешаю горячую и холодную воду. Какая у нас получится вода? Теплая, повторите за мной (просит повторить слово «теплая» всех детей). Теплой водой мы и будем купать Катю.
Будет мыло пенится, и грязь куда-то денется.
Теплую водичку льем на нашу Катю.
Глаз – купайся, шейка – мойся,
Грязь – смывайся хорошенько!
Воспитатель моет куклу, затем просит ребенка принести полотенце. Ребенок берет куклу, воспитатель вытирает ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Катя чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, губку выжать и посушить, полотенце повесить на место (дети повторяют слова воспитателя).
Воспитатель: Ребята, а мы совсем забыли про Катю. Посмотрите, она уже спать хочет. Давайте ей споем песенку и уложим спать:
Баю – баю, баиньки, в огороде заиньки!
Зайки травоньку едят, Кате спать велят.
Воспитатель: Вот Катя и уснула, и мы сейчас тихонечко, чтобы не разбудить Катю, унесем ее в спальню и уложим в кроватку.
Воспитатель и дети тихонько, на цыпочках, возвращаются в группу.
Итог:
Воспитатель: Давайте вспомним, что лежало в чудесном мешочке? (дети называют предметы гигиены). Что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Катю. А что еще делали? (спать укладывали). Как мы сегодня хорошо занимались, давайте похвалим себя (гладят себя рукой по голове). Молодцы, ребята!
Приложение №3
Развлечение «Мыльные пузыри»
для детей первой младшей группы.
Цель: Создать радостное настроение у детей, эмоционально-положительный настрой в группе.
Задачи:
- Воспитывать дружелюбие, умения действовать по речевым инструкциям воспитателя.
- Развивать ловкость, аккуратность в движениях, координацию движений,
- Активизировать словарный запас детей.
Оборудование: красивая коробочка, мыльные пузыри, игрушки — мишка, заяц, корзинка с шишками, веселая музыка.
Предварительная работа: разучивание слов к играм: «Заинька», «Мишка косолапый»
Ход развлечения:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел медвежонок (показывает игрушку). Давайте с ним поздороваемся (Дети здороваются).
Воспитатель: Медвежонок очень хочет с вами поиграть в игру «Мишка косолапый», давайте поиграем.
Игра «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет
(дети переступая с ноги на ногу, проговаривают стихотворение, одновременно топают ногами).
Шишки собирает, в сумочку кладет.
(поднять руки вверх — «шишки растут высоко», опустить руки вниз ).
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб
( правую руку приставить ко лбу)
Мишка рассердился и ногою топ.
(дети ставят собранные в кулачки кисти на пояс, проговаривают стихотворение и, на слово «топ», топают правой ногой)
Топ — топ — топ — топ.
Воспитатель: Какие вы молодцы! В Мишуткину игру поиграли, теперь давайте с вами покажем медвежонку, какие мы сильные и ловкие, тоже умеем играть, а он посмотрит.
Игра «Собери шишки»
Звучит веселая музыка, педагог рассыпает из корзинки шишки, предлагает малышам помочь собрать их. Дети под быструю музыку начинают собирать шишки, складывать в корзинку. По окончании игры дети садятся на стульчики. Воспитатель хвалит малышей.
Воспитатель:
Мы с Мишуткой веселились,
Хохотали от души.
С нами весело резвились взрослые и малыши.
Воспитатель: Ребята, а к нам в гости еще Зайка пришёл (показывает игрушку). Давайте с ним тоже поздороваемся и поиграем (дети здороваются).
Игра «зайки» (2 раза).
Воспитатель произносит текст:
Зайка серенький сидит (дети присаживаются)
И ушами шевелит. (дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Скучно Заиньке сидеть,
Надо лапочки размять.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
(со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)
Надо лапочки размять.
Скучно Заиньке стоять,
Надо Зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
(со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах)
Надо Зайке поскакать.
Кто-то Зайку испугал,
Зайка прыг… и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку — и дети убегают на свои места. После игры садятся на стульчики.
Воспитатель: Мишка и Зайка принесли нам волшебную коробочку. Давайте посмотрим, что в ней?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Правильно! Это мишутка и зайка хотят, чтобы мы поиграли с мыльными пузырями! А им надо бежать домой! Давайте попрощаемся с мишкой и зайчиком, а мы с вами будем пускать мыльные пузыри!
Звучит музыка, пускание мыльных пузырей.
Приложение №4
Фотоальбом
Дидактическая игра «Кто живет в воде»
Дидактическая игра «Кто живет в воде»
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп»
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп»
Сюжетно-ролевая игра «Моем посуду»
Сюжетно-ролевая игра «Моем посуду»
Игра «Веселые утята»
Игра «Рыбки плавают»
НОД «Веселый дождик»
НОД «Веселый дождик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...