проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Название проекта: «Зимушка-зима»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца)
Автор-разработчик: воспитатель 1 кв. кат. Чвилёва Н. А.
Постановка проблемы:
Проведя диагностическую беседу, я выяснила, что у детей недостаточные знания о зиме (называют 1-2 признака, не знают элементарных правил безопасности, маленький словарный запас). Из этого следует, что необходимо провести работу по теме «Зима», пополнить развивающую среду.
Цель: формирование представлений о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность, наблюдения на прогулке, художественное творчество, чтение художественной литературы, знакомства с краткими народными формами фольклора (загадки, потешки, народные приметы, пословицы и поговорки, песни и т.п.)
Задачи:
1.Расширять представления о характерных особенностях зимней природы.
2.Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования со снегом и водой.
3.Формировать представления о безопасном поведении зимой.
4.Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
5.Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей.
6.Развивать внимание, наблюдательность, речь, познавательную активность.
7.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки).
Познакомить с трудом дворника в зимний период, его рабочим инструментом.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательного интереса к изучению неживой природы, посредством наблюдения объекта в естественных условиях;
- развитие интереса к явлениям неживой природы в естественных условиях, и в ходе экспериментальной деятельности,
- развитие связной монологической и диалогической речи, обогащение словаря.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён
человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрого воспитателя и наставника.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между
объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию
научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его
более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы
начинаем любить его.
Этапы проекта:
I.Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
- пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, дидактические игры, составление картотеки наблюдений и исследований объектов неживой природы в зимний период)
- составление плана проектной деятельности
II.Основной
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают посылку от деда Мороза. В посылке письмо и Снеговик. Дед Мороз присылает своего помощника, который будет рассказывать ребятам о самом интересном и увлекательном времени года – зиме.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
В конце зимы Снеговик должен будет вернуться к деду Морозу и привезти с собой фотоальбом с фотографиями, которые расскажут ему о том, как дети провели зиму, что они видели, с и чем познакомились.
3. Выполнение проекта.
Образовательная область | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность |
Социализация
| Познание Коммуникация
| д/и «Сложи картинку», «Так бывает или нет?», «Что напутал художник?», «Парные картинки», «Кто прилетел к кормушке?» игра-забава «Волшебная снежинка» |
Познание
| Коммуникация Познание Наблюдения Проектная деятельность Экспериментально-исследовательская деятельность | Наблюдения за погодой Опыты со снегом НОД «Оденем куклу на прогулку» |
Коммуникация
| Познание Чтение художественной литературы
| Рассматривание иллюстраций, фотографий. Заучивание стихотворений о зиме. Загадывание загадок. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. Беседа «Почему люблю я зиму?» НОД «Рассматривание картины «Катаемся на санках» |
Чтение художественной литературы
| Коммуникация Познание
| Л. Воронкова «Снег идет» О. Высотская «На санках» З. Александрова «Снежок» Потешки «Ты мороз, мороз, мороз…», «Уж ты, зимушка-зима…» |
Безопасность
| Коммуникация Познание | Беседы: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед» |
Продуктивная деятельность
| Коммуникация Познание Художественное творчество | Рисование «Деревья в снегу» Лепка «Снеговик» Раскрашивание «Забавный снеговик» Аппликация «Новогодняя открытка» |
Физкультурно- оздоровительная работа
| Социализация Коммуникация | п/и «Догонялки», «По снежному мостику», «Зимний хоровод», «Кто дальше бросит сне- жок», «Воробушки и автомобиль» ф/м «Прогулка», «Снежок», «Подружились» Пал/и «Снежок», «Пирог», «Снеговик» Скольжение по ледяным дорожкам. Игра в снежки. Катание с горки на санках-«ледянках» |
Художественное творчество | Музыкальное воспитание | Подготовка и проведение новогоднего утренника (совместно с муз. руководителем) |
Работа с родителями |
| Оформление папки – передвижки: «Пять родительских заблуждений о морозной погоде»; «Учимся наблюдать за природой зимой» «Зима – не время болеть!!!» (профилактика ОРВИ) «Новый год и не только» (консультация о зимних праздниках); «Мы зимою птиц кормили, мы столовую открыли» (мастерим кормушки для зимующих птиц); Консультация для родителей «Прогулка в лес» Оформление фотоальбома «Кабы не было зимы….!» |
III. Презентация проекта
- изготовление альбома «Зима»
IV. Итоги проекта
- желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них,
- большой интерес детей к наблюдениям за природой и экспериментальной деятельности
- значительное обогащение словаря по лексической теме «Зима»
Трансляция проекта:
Выступление на педсовете
Перспективы проекта:
В дальнейшем планирую разработать проект «Весна - красна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima.docx | 78.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» ЗАТО г. Фокино, Приморский край Педагогический проект «Зимушка-зима» 2 младшая «А» группа Автор: воспитатель 1 кв. кат. Чвилёва Н. А 2017 год |
Название проекта: «Зимушка-зима»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца)
Автор-разработчик: воспитатель 1 кв. кат. Чвилёва Н. А.
Постановка проблемы:
Проведя диагностическую беседу, я выяснила, что у детей недостаточные знания о зиме (называют 1-2 признака, не знают элементарных правил безопасности, маленький словарный запас). Из этого следует, что необходимо провести работу по теме «Зима», пополнить развивающую среду.
Цель: формирование представлений о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность, наблюдения на прогулке, художественное творчество, чтение художественной литературы, знакомства с краткими народными формами фольклора (загадки, потешки, народные приметы, пословицы и поговорки, песни и т.п.)
Задачи:
1.Расширять представления о характерных особенностях зимней природы.
2.Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования со снегом и водой.
3.Формировать представления о безопасном поведении зимой.
4.Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.
5.Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей.
6.Развивать внимание, наблюдательность, речь, познавательную активность.
7.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки).
Познакомить с трудом дворника в зимний период, его рабочим инструментом.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательного интереса к изучению неживой природы, посредством наблюдения объекта в естественных условиях;
- развитие интереса к явлениям неживой природы в естественных условиях, и в ходе экспериментальной деятельности,
- развитие связной монологической и диалогической речи, обогащение словаря.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён
человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрого воспитателя и наставника.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между
объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию
научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе
возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его
более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы
начинаем любить его.
Этапы проекта:
I.Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
- пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, дидактические игры, составление картотеки наблюдений и исследований объектов неживой природы в зимний период)
- составление плана проектной деятельности
II.Основной
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают посылку от деда Мороза. В посылке письмо и Снеговик. Дед Мороз присылает своего помощника, который будет рассказывать ребятам о самом интересном и увлекательном времени года – зиме.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
В конце зимы Снеговик должен будет вернуться к деду Морозу и привезти с собой фотоальбом с фотографиями, которые расскажут ему о том, как дети провели зиму, что они видели, с и чем познакомились.
3. Выполнение проекта.
Образовательная область | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность |
Социализация | Познание Коммуникация | д/и «Сложи картинку», «Так бывает или нет?», «Что напутал художник?», «Парные картинки», «Кто прилетел к кормушке?» игра-забава «Волшебная снежинка» |
Познание | Коммуникация Познание Наблюдения Проектная деятельность Экспериментально-исследовательская деятельность | Наблюдения за погодой Опыты со снегом НОД «Оденем куклу на прогулку» |
Коммуникация | Познание Чтение художественной литературы | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Заучивание стихотворений о зиме. Загадывание загадок. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. Беседа «Почему люблю я зиму?» НОД «Рассматривание картины «Катаемся на санках» |
Чтение художественной литературы | Коммуникация Познание | Л. Воронкова «Снег идет» О. Высотская «На санках» З. Александрова «Снежок» Потешки «Ты мороз, мороз, мороз…», «Уж ты, зимушка-зима…» |
Безопасность | Коммуникация Познание | Беседы: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед» |
Продуктивная деятельность | Коммуникация Познание Художественное творчество | Рисование «Деревья в снегу» Лепка «Снеговик» Раскрашивание «Забавный снеговик» Аппликация «Новогодняя открытка» |
Физкультурно- оздоровительная работа | Социализация Коммуникация | п/и «Догонялки», «По снежному мостику», «Зимний хоровод», «Кто дальше бросит сне- жок», «Воробушки и автомобиль» ф/м «Прогулка», «Снежок», «Подружились» Пал/и «Снежок», «Пирог», «Снеговик» Скольжение по ледяным дорожкам. Игра в снежки. Катание с горки на санках-«ледянках» |
Художественное творчество | Музыкальное воспитание | Подготовка и проведение новогоднего утренника (совместно с муз. руководителем) |
Работа с родителями | Оформление папки – передвижки: «Пять родительских заблуждений о морозной погоде»; «Учимся наблюдать за природой зимой» «Зима – не время болеть!!!» (профилактика ОРВИ) «Новый год и не только» (консультация о зимних праздниках); «Мы зимою птиц кормили, мы столовую открыли» (мастерим кормушки для зимующих птиц); Консультация для родителей «Прогулка в лес» Оформление фотоальбома «Кабы не было зимы….!» |
III. Презентация проекта
- изготовление альбома «Зима»
IV. Итоги проекта
- желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них,
- большой интерес детей к наблюдениям за природой и экспериментальной деятельности
- значительное обогащение словаря по лексической теме «Зима»
Трансляция проекта:
Выступление на педсовете
Перспективы проекта:
В дальнейшем планирую разработать проект «Весна - красна»
Приложение 1
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Догонялки»
Цель: учить проговаривать текст, выполнять движения в соответствии с текстом; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; развивать внимание, ловкость.
Выбирается Дед Мороз, дети встают в круг, Дед Мороз встает в середину круга. Дети говорят:
«Поиграем мы немножко
И похлопаем в ладошки.
(дети хлопают в ладоши)
Добрый Дедушка Мороз,
Ты ребят не заморозь!
(детгрозят пальчиком)
С нами лучше поиграй,
Мы бежим, ты догоняй».
Дети разбегаются врассыпную, Дед Мороз их догоняет.
«Зимний хоровод»
Цель: учить строить круг, ходить по кругу; проговаривать текст вместе с
воспитателем; выполнять движения в соответствии с текстом.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Двигаясь по кругу,
они хором произносят текст и сопровождают его движениями.
«Вот пришла зима-зима, Хоровод движется вправо. Дети опускают руки,
Зима-зимушка-зима. кружатся, слегка приседают.
Выпал беленький снежок
Выпал снег холодный.
На дорожках снег лежит, Показывают плавными движениями рук, как
На деревьях снег висит, расстилается снег, как висит на деревьях.
Крыши побелели, Соединяют руки над головой и кружатся на
Вот как побелели. месте, изображая крыши домов.
Надо шубки надевать Дети изображают, как надевают шубку, сапоги.
И сапожки обувать,
Стало холодненько, Кружатся, пританцовывают, хлопают в
Ох, как холодненько!» ладоши, чтобы не замерзнуть.
«По снежному мостику»
Цель: учить ходить по ограниченной площади; спрыгивать с небольшой высоты.
Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость.
Дети поднимаются на снежный вал и проходят по нему до конца, стараясь сохранить
равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивают с него и возвращаются назад, чтобы
пройти по валу еще раз.
«Кто дальше бросит снежок»
Цель: учить бросать снежок в определенном направлении правой и левой рукой.
Развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Дети стоят на одной стороне площадки за начерченной линией. Все по сигналу
воспитателя бросают снежки вдаль. Каждый должен заметить, куда упал снежок. По
сигналу воспитателя дети бегут к своим снежкам, останавливаются возле них.
Воспитатель отмечает тех, кто бросил снежок дальше всех. После этого дети
возвращаются обратно за линию.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать
движение и менять его по сигналу воспитателя; развивать слуховое внимание.
Дети встают на одной стороне площадке. Это воробушки в гнездышках. Напротив
стоит воспитатель. Он изображает автомобиль.
Дети говорят: «Прилетели птички,
Птички-невелички,
Весело скакали,
Зернышки клевали»
Дети-птички летают, прыгают, садятся на корточки, стучат пальчиками об землю.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!»
автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда. Автомобиль
возвращается в гараж.
Игра повторяется.
Приложение 2
Дидактические игры
«Сложи картинку»
Цель: учить складывать целое из частей, называть предметы, изображенные на картинках (снеговик, елка, дети катаются на санках и т.д.); развивать внимание, речь, умение доводить начатое до конца.
«Парные картинки»
Цель: учить сравнивать картинки, находить в них признаки сходства и различия; развивать внимание, монологическую и диалогическую речь.
«Что перепутал художник?»
Цель: учить замечать несоответствия на картинках, называть их; развивать
наблюдательность, смекалку, речь.
«Так бывает или нет?»
Цель: расширять представления о зиме, ее характерных признаках, учить
выполнять правила игры; развивать внимание, речь.
«Кто прилетел к кормушке?»
Цель: учить узнавать и называть птиц, давать описание внешнего вида; развивать связную речь, внимание
Игра-забава «Волшебная снежинка»
Цель: предложить детям рассмотреть подвешенные на ниточках бумажные
снежинки, обратить внимание на разнообразие их форм. Предложить подуть на снежинки, устроить соревнование – чья снежинка поднимется выше, чья дольше будет кружиться. Доставить радость, способствовать снятию психо-
эмоционального напряжения в конце дня.
Приложение 3
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, Очень гладкий, И совсем – совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним, И… сломаем. | Загибают пальчики Лепят снежок Показывают круг Гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Подбрасывают Ловят Роняют Стучат кулачком |
«Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратился в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла. Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы… и нет снеговика. | Лепят снежок Катят снежок Показывают шар руками Рисуют снеговика руками Улыбаются Показывают Рука у лба, смотрят на солнце Пожимают плечами, руки в стороны |
«Пирог» Падал снег на порог Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. | Опускают медленно руки Лепят пирог Пальчики бегут Грозят пальчиком |
Приложение 4
ФИЗМИНУТКИ
***
«Посмотрите, за окном
Белые дорожки.
Все равно гулять пойдем!
Наденем на ножки
Красные сапожки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
А вот рукавички,
Теплые сестрички.
В эту правый кулачок,
В эту левый кулачок.
Пальтишки новые
И шапки пуховые»
***
«На полянку, на лужок
Тихо падает снежок,
Кружатся снежинки
Белые пушинки.
Полетели, понеслись,
И под елкой улеглись,
Улеглись снежинки,
Белые пушинки»
***
«Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее.
Топ-топ-топ, топ-топ!
Рукавицы мы наденем.
Не боимся мы метели.
Прыг-прыг-прыг, прыг-прыг!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки покружились»
Приложение 5
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
*** ***
Уж ты, зимушка – зима, Ты мороз, мороз, мороз,
Зима вьюжлива была, Не показывай свой нос!
Все крутила, все мела, - Уходи скорей домой,
Примораживала, Стужу уводи с собой.
Калинушку с малинушкой А мы саночки возьмем,
Заламливала. Мы на улицу пойдем,
Всю травку повызнобила, Сядем в саночки-самокаточки,
С шелкой травы цветы Да с горы-то – ух!..
Повысушила. В снег пушистый – бух!.
(русская народная потешка) (русская народная
потешка)
«Снежок» «На санках»
Снежок порхает, кружится, Покатились санки вниз.
На улице бело. Крепче, куколка, держись!
И превратились лужицы Ты сиди, не упади, -
В холодное стекло. Там канавка впереди!
Где летом пели зяблики, Надо ездить осторожно!
Сегодня – посмотри! - А не то разбиться можно!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири. (О. Высотская)
«Кормушка»
Медленно-медленно падает снег.
Тихо по снегу идет человек.
В шапке и шубе своей меховой
Красные санки везет за собой.
В санках желтеет кормушка для птиц:
Для корольков, снегирей и синиц.
Падает, падает, падает снег…
Доброй дороги тебе, человек!
(Р.Бухараев)
Приложение 6
ЗАГАДКИ
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клен, а это — ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(Мороз)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились всем потом
С моего горба гуртом.
(Горка ледяная)
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодная, большая.
Кто я такая?
(снежная баба)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(снеговик)
Пословицы, поговорки
Солнце зимой светит, но не греет.
Зима не лето: в шубу одета.
Береги нос в большой мороз.
П/п | Опыт, цель | Содержание опыта |
1. | «Куда исчез снег?» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега (снег превращается в помещении в воду) | Принести снег в помещение. Наблюдать за таянием снега. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. |
2. | «Снежный ком» Цель: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. | Предложить вылепить снежки. Почему не получается? Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Почему снег стал липким |
3. | «Цветные льдинки» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низкой температуре) | Предложить детям окрасить воду в формочках гуашью разного цвета и вынести на мороз. Через день посмотреть, что произошло с водой.Цветными льдинками украсить участок. |
4. | «Кто быстрее?» Цель: подвести детей к пониманию того, что снег в закрытой емкости тает медленнее, чем в отрытой. | Набрать снег в пакет и ведро. Занести в группу. Пронаблюдать процесс таяния снега в закрытом пакете и ведерке. Вывод: закрытом пакете снег таял дольше, чем в ведре. |
5. | «Чистый и грязный» Цель: подвести детей к тому, что на солнце грязный снег тает быстрее, чем чистый. | На улице сделать два одинаковых по размеру комка снега: один из белого снега, второй – грязного с песком. Оставить на солнечной стороне. Через некоторое время рассмотреть снег и сделать вывод. |
6. | «Было много, стало мало» Цель: подвести детей к поминанию того, что снег наполнен воздухом. И если, снег сжать, то объем содержимого уменьшится. | Набрать полное ведерко снега, затем сжать его с помощь кулака, снего в ведерке стало меньше. Делаем вывод: В снеге много воздуха и он пушистый, если воздух удалить, объем снега уменьшится. |
7. | «Твердый и мягкий» Цель: показать ребятам, что снег может быть твердым и мягким, и что прыгать в мягкий снег не больно. Мягкий снег смягчает удар от прыжка. | Попросить детей попрыгать на твердом снеге. Ощущения неприятные, немного больно. Нагребсти большой сугроб и прыгнуть в него, рассказать что по ощущениям, как будто прыгнул на мягкий матрац. Вывод: снег может быть твердым, а может быть мягким. |
8. | «Кататся на санках можно только по снегу» Цель: подвести детей к пониманию того, что кататься на санках можно только по снегу, поэтому летом санки не нужны. | Попросить детей покататься на санках по снегу и по дорожке, сделать вывод, что санки по дорожке, где нет снега не едут. Санки нужны для зимы. |
9. | «Снег хоть и белый, все равно грязный» Цель: показать детям что снег содержить мелкие частицы грязи и пыли, поэтому есть его нельзя. | Набрать в чистую посуду белого снега, принести его в группу. Дождаться когда снег растает и процедить его через белую тряпку. На тряпке остались частицы грязи. Вывод: снег с виду чистый, а на самом деле грязный. |
Приложение 8
НАБЛЮДЕНИЯ
За снегопадом.
Цель: продолжать знакомить с неживой природой, с погодными явлениями. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Учить видеть красоту и прелесть в обычных вещах.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, речь.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
За погодой.
Цель: продолжаем учить детей наблюдать за погодой, учим называть ее состоянием (ясная, пасмурная, морозная, ветреная, переменная, и т.п.)
Развивать внимание, умение отвечать на вопросы взрослых.
За метелью
Цель: дать детям понятие «метель», как ветра со снегом, наблюдаем за тем, как ветер поднимает легкий снег и кружит его, наметает сугроб.
За трудом взрослых.
Цель: знакомить детей с работой дворника, его инструментами, различными трудовыми операциями и их назначением.
Развивать внимание, умение отвечать на вопросы взрослых.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
За деревьями.
Цель: уточнить представления детей о жизни зимующих деревьев и кустарников,
Показать взаимосвязь живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, речь.
Воспитывать бережное отношение к природе.
За снегом и льдом.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда, сравнивать их, делать элементарные выводы, учим измерять глубину снега
Развивать связную речь, любознательность, внимание.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
За птицами.
Цель: учить узнавать и называть птиц, прилетающих на участок. Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период (повадки, питание).
Развивать наблюдательность, связную речь, интерес к жизни птиц.
Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям
За сосульками.
Цель: дать понятие «оттепель», объяснить, откуда появляются сосульки и почему они «плачут», когда светит яркое солнце, слушаем «музыку весны»
Развивать наблюдательность, речь, слух, ассоциативное мышление
За следами на снегу
Цель: показать детям, как на снегу остаются отпечатки от обуви, лапок птиц и животных, учим различать следы по рисунку, рисовать палочкой на снегу,
Развивать связную речь, любознательность, внимание.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
За одеждой людей.
Цель: показать ребятам как изменяется одежда людей на улице, в зависимости от погоды. Учимся называть основную верхнюю зимнюю одежду и обувь, ее назначение для человека.
Развивать связную речь, любознательность, внимание.
За играми и забавами детей старшего возраста.
Цель: продолжаем знакомить детей с разнообразными играми и забавами в зимний период, учим наблюдать за играми детей старшего дошкольного возраста.
Развивать наблюдательность, речь.
Приложение 9
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
О.О. Познание. Предметное окружение.
Д/И «ОДЕНЕМ КУКЛУ КАТЮ НА ПРОГУЛКУ»
Рассматривание предметов одежды
Программное содержание:
-Учить детей рассматривать предметы, выделять детали, цвет, материал, назначение.
-Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, согласуя существительные с
прилагательными в предложении.
-Развивать внимание, мышление, память.
-Развивать общую и ручную моторику, учить выполнять движения по показу
воспитателя, координируя движения с речью.
-Воспитывать бережное отношение к вещам.
Словарная работа: ткань, драп, мех, мягкая, пушистая, гладкая, теплая и т. д.
Материал: кукла с набором одежды, кусочки драпа, меха.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у меня в корзинке лоскутки. Хотите посмотреть? (раздает детям). Можете их помять, приложить к щечке, погладить. (Дети их обследуют по указаниям воспитателя, называют качества словами.)
Воспитатель. А у нас сегодня гость. К нам пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с ней.
Дети. Здравствуй, Катя!
Катя. Вы любите гулять? Когда вы гуляете на улице, во что вы одеты?
Дети. В теплые куртки, валенки, шапки.
Катя. Почему вы гуляете в куртках и шапках?
Дети. Сейчас на улице зима, холодно, нужно тепло одеваться, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель. Кукла Катя тоже хочет пойти гулять. Давайте поможем ей одеться на прогулку.
Выберите, пожалуйста, одежду, которую нужно надеть Кате.
(Дети выбирают одежду)
Воспитатель. Какую одежду вы выбрали? Почему?
(ответы детей)
(Дети совместно с воспитателем одевают куклу, называют предметы одежды цвет, детали)
Воспитатель. Катя тепло одета и может идти гулять на улицу. И мы пойдем вместе с ней.
Воспитатель вместе с Катей и детьми выходят «на прогулку» и выполняют
движения со словами:
На полянку, на лужок (дети бегут)
Тихо падает снежок,
Кружатся снежинки (дети кружатся)
Белые пушинки.
Полетели, понеслись, (дети бегут)
И под елкой - улеглись (дети присели, рука под щечкой)
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Воспитатель. Отряхнулись от снега и пойдем с Катей в группу, будем там играть. Как у нас тепло! Кате жарко, надо ее раздеть.
(Дети по вызову воспитателя подходят, снимают вещи, называют их и их качество. (Что снял, скажи, какое пальто?).
Воспитатель. Катя устала, давайте уложим ее спать. (Снимает одежду и укладывает на кроватку — все действия сопровождает словом)
Воспитатель. Споем Кате колыбельную песенку, чтобы она быстрее заснула.
(Дети поют вместе с воспитателем)
Баю, баю, баю, куклу раздеваю.
Куколка устала, целый день играла.
Положи, Катюшка, щечку на подушку.
Вытяни, ты ножки, спи скорее, крошка.
Воспитатель. Катя уснула. Мы выйдем тихонько и пойдем гулять. А потом разбудим Катю и расскажем, что мы увидели интересного на прогулке.
О.О. Коммуникация
«КАТАЕМСЯ НА САНКАХ»
Рассматривание картины
Программное содержание:
- Учить детей рассматривать картину и понимать ее содержание.
- Уточнять названия предметов одежды, обуви и головных уборов.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, согласуя слова в предложении.
- Развивать внимание, мышление, вырабатывать правильный темп речи.
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, рассказы других детей.
Материал: картина «Катаемся на санках», кукла Катя в зимней одежде,
тонированная бумага, белая гуашь, кисти, баночки с водой.
Ход занятия
Воспитатель. Какое время года сейчас? А какую песню про зиму вы знаете?
Давайте ее споем.
Вот зима, кругом бело, много снега намело.
Утром Ваня санки взял, по дорожке побежал.
А в саду у нас гора, все катаются с утра.
Крикнул Ваня: « Берегись!»
Покатились санки вниз.
Воспитатель. А вы любите кататься на санках? Хотите посмотреть, как дети катаются на санках? (показывает картину. Дает время свободно ее рассмотреть.
Воспитатель задает вопросы по содержанию.
- Кто вышел на прогулку? Надо дать им имена.
- Как оделись дети?
- Почему они оделись тепло?
- Посмотрите на Сашу (обводит указкой мальчика и рассказывает). — Саша надел теплую синюю куртку с капюшоном, если будет ветер, его можно надеть на шапочку. Шапка и варежки у Саши теплые, шерстяные. На ногах у Саши ботинки тоже теплые. Ему не холодно зимой на прогулке.
(Вызывает по одному детей показать предметы и назвать их в сочетании с прилагательными. Проговаривают слово «капюшон». Продолжает рассматривание).
Воспитатель. Где сидит Наташа? Кого она взяла на прогулку?
(Вызывает детей к показу и рассказу во что одета Наташа. Подсказывает слова,
помогает построить предложение (скажи как я, или повтори за мной). Оценивает
действия и речь детей только положительно)
Воспитатель. Что случилось с Вовой? Почему он упал?
(ответы детей)
Воспитатель. Дети вышли кататься на санках на горку. Горка у опушки леса, там много деревьев. Дима, иди, покажи лес. Послушайте, я расскажу вам, что художник нарисовал на картине.
Зимой дети любят кататься с горки на санках. Мария Петровна вывела их на
прогулку. Взяли санки. Оделись тепло: куртки, шерстяные шапочки и варежки, ботинки с мехом. Не замерзнут. Наташа села на санки с мишкой. Вова только хотел сесть за ней, но Саша дернул за веревочку, Вова не успел сесть и упал. Мария Петровна сказала: «Саша, подожди, еще Вова не сел на санки». Детям было весело кататься на санках с горки.
(Рассказ воспитателя сочетается с показом. Раздается стук в дверь)
Воспитатель. Кто там?
Кукла Катя. Здравствуйте, я пришла позвать вас на прогулку.
Воспитатель. Пойдем гулять вместе с Катей? На улице много снега. Поиграем.
Физминутка «Мы погреемся немножко…»
«Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее.
Топ-топ-топ, топ-топ!
Рукавицы мы наденем.
Не боимся мы метели.
Прыг-прыг-прыг, прыг-прыг!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки покружились»
(Дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения)
Воспитатель. Молодцы! Кате тоже весело! Погуляли и домой пора! У нас тепло, а Катя в шубке. Разденем Катю.
(Дети снимают с нее одежду, называют предметы, закрепляя умение последовательно снимать одежду)
Воспитатель. Катя у нас в гостях. Что же ей подарить? Давайте мы ей подарим наши рисунки. Мы были на прогулке, на улице много снега. Нарисуем, как падают снежинки.
(Дети рисуют на бумаге с голубым фоном белой гуашью)
Воспитатель. Вот сколько снежинок! Легкие, воздушные, ветерку послушные! Катя, тебе нравится, как дети рисуют? Это они для тебя стараются!
Катя: Спасибо, ребята! Какие красивые получились у вас снежинки!
До свидания! Я скоро к вам приду опять в гости.
(дети прощаются с куклой)
О. О. Художественное творчество. Рисование
«ДЕРЕВЬЯ В СНЕГУ»
Программное содержание:
-Продолжать учить рисовать предмет, состоящий из прямых и наклонных линий (дерево), располагать изображение в центре. Закреплять цвета.
-Развивать координацию рук.
-Воспитывать аккуратность, бережное отношение к деревьям.
Словарная работа: ствол, ветки, сугроб, длинный, короткий.
Материал: тонированный лист бумаги, коричневая и белая гуашь, кисть, салфетка, банка с водой, иллюстрация с изображением дерева.
Ход занятия:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: лежит снег, на улице холодно, люди оделись тепло.
Воспитатель: А что делают деревья зимой?
Дети: Отдыхают, спят.
Воспитатель: На прогулке мы видели деревья. Какие они?
(ответы детей)
Воспитатель. Давайте, нарисуем деревья. У нас получится большой, красивый лес.
И в лесу будут жить птицы и звери. Согласны?
Ребята, посмотрите (показать иллюстрацию дерева) и скажите, какого цвета
деревья? (коричневые)
У деревьев есть большая одна нога-это ствол. Он высокий и толстый, а на этой ноге растут веточки, как руки, они тоненькие и тянутся вверх к солнышку погреться. Давайте с вами ручками покажем, как растут веточки у деревьев, куда тянутся (дети тянут руки кверху)
Показать последовательности выполнения рисунка. Сначала надо нарисовать ствол у дерева. Его мы будем вести сверху вниз, вот такой у нас будет ствол дерева.
Ребята, а давайте все вместе пальчиком в воздухе покажем, как вы будете рисовать
ствол. (Обратить внимание на то, что вести надо линию прямую сверху вниз).
От ствола у дерева растут веточки, которые тянутся вверх к солнышку, поэтому мы их будем рисовать вот так (показать рисование наклонных линий от ствола кверху).
А теперь вы покажите в воздухе пальчиком, как будем рисовать веточки.
(Обратить внимание на то, что веточки надо рисовать от ствола вверх). А сколько веточек у дерева? (много)
Ребята посмотрите, какое красивое дерево у меня получилось. Но чего-то не хватает. Как вы думаете, что нужно добавить?
(ответы детей)
Зимой много снега. Давайте оденем наше дерево в теплую, белую шубку.
(Нарисовать сугроб около дерева, снег на ветках деревьев)
Работа детей.
Воспитатель. Какие красивые деревья у вас получились! (расположить все работы на доске) Настоящий зимний лес! Ребята, пойдете гулять в лес?
Физминутка «Прогулка»
«Посмотрите, за окном
Белые дорожки.
Все равно гулять пойдем!
Наденем на ножки
Красные сапожки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
А вот рукавички,
Теплые сестрички.
В эту правый кулачок,
В эту левый кулачок.
Пальтишки новые
И шапки пуховые»
О. О. Художественное творчество. Лепка
«СНЕГОВИК»
Программное содержание:
- Продолжать учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями,
создавать предметы, состоящие из 2-3 частей. Закрепить знания о круглой форме, о различии предметов по величине.
- Развивать творческие способности, самостоятельность.
- Воспитывать у детей интерес к лепке.
Материал: пластилин белого, оранжевого и черного цвета, доска для лепки,
игрушка Снеговик, снежки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел волшебный, сказочный
гость. Хотите узнать кто?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, для этого вам придется отгадать загадку про нашего гостя. Слушайте внимательно и попробуйте её отгадать:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодный, большой. Кто я такой?
Воспитатель: Правильно, это Снеговик. (показывает игрушку Снеговика)
Снеговик. Здравствуйте, ребята! Как вас много! Вам, наверное, весело друг с другом? Что вы делаете вместе? (ответы детей)
Снеговик. А я совсем один. Мне одному скучно играть и гулять (плачет).
Воспитатель. Как же нам тебе помочь, Снеговик? Ребята, что можно сделать для Снеговика? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте слепим друзей нашему Снеговику.
Посмотрите на Снеговика, какого он цвета? Что есть у Снеговика? (туловище, голова, глаза, нос, ручки) Какой они формы? (круглые) Какое туловище? (большое) Какая голова? (меньше, чем туловище) Какие ручки? (маленькие)
Покажите, как слепить шарик. (дети показывают) Сначала слепим все детали, а потом соединим их вместе и получится – Снеговик.
Работа детей.
Воспитатель: Снеговик, а ты снежки- то принес?
Снеговик: Конечно, пока вы играли, я вот сколько налепил! (Достаёт корзину со снежками)
Игра «Снежки»: воспитатель разбрасывает снежки по полу. Дети собирают их и кладут в корзинку (под веселую музыку).
Воспитатель: Спасибо, Снеговик, за такую весёлую игру.
Снеговик: Спасибо вам, ребята! У меня благодаря вам, появилось много друзей- снеговиков. Мне теперь не будет скучно. Мы будем вместе играть и гулять, как вы.
До свидания!
ПАПКА - ПЕРЕДВИЖКА
«Пять родительских заблуждений о морозной погоде»
1. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых
кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь "ста одежек" излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода - воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об
этом знать. Ребенок еще не может сказать "Мне холодно", не умеет
стучать зубами и дрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система теплорегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно замерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте в виду: момент, когда тело ребёнка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и "умилительная" зимняя картинка - спящий в санках ребёнок. Ведь он не движется – он отдан в неласковые руки мороза.
4. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой - особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами.
5. Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный
мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал,
состоящий из платочков, шапок - ушанок, шапок - шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка - именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.
Советы родителям по выбору зимней одежды
- позаботьтесь о том, чтобы одежда была удобной (с учетом детских, а не ваших понятий об удобстве);
- избегайте жесткой одежды, которую трудно снимать и надевать и
которая ограничивает движения;
- внимательно осматривайте вещь, чтобы не было грубой подкладки, тугой резинки на манжетах, продернутых изнутри шнуров (особенно если они с узлами на концах), а также металлических пряжек или застежек-молний;
- купите именно такую вещь, которая понравится ребенку, с условием что он будет носить ее в холодное время года, Каким бы ни был выбор ребенка - не отказывайте ему в покупке этой вещи: лучше такая, чем никакая.
Приложение10
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НА ПРОГУЛКУ В ЛЕС»
Подготовка к походу
С маленьким ребенком лучше всего пойти в городской лесопарк. Сначала сходите туда без малыша и изучите местность. Осмотритесь, найдите удобную для игр полянку. Выясните, есть ли в парке горка для катания на санках и деревянные скамейки, чтобы малыш мог отдохнуть. Если вашему ребенку больше пяти лет, попробуйте совершить дальнюю прогулку — за город. Но все же учтите, что он еще не слишком взрослый, поэтому путь от порога дома до лесной тропинки должен занять час, максимум полтора. Лучше всего ехать за город на машине. Место „вылазки" должно быть для вас хорошо знакомым. Прекрасно, если недалеко находится ваша дача или дача друзей. Конечно, лучший день для большой прогулки — это выходной. Тогда вся семья может отправиться вместе. Выбирайте время для своего похода так, чтобы не слишком сильно нарушать режим дня малыша. Лучше
всего идти с самого утра, как только вся семья проснулась и позавтракала. Тогда вы вполне сможете вернуться к обеду и уложить ребенка спать. Если все дети уже подросли и им не требуется дневной сон, можете отправляться в середине дня и перекусить на природе, если позволяет погода. А вот возвращаться в любом случае нужно, пока не стемнело. Чтобы не попасть впросак, обязательно возьмите с собой на прогулку:
∙ запасные варежки и дополнительные шерстяные носки, детям — запасные шапки (если что-то намокнет, всегда сможете переодеться);
∙ теплое питье в термосе и пластиковые стаканчики, бутерброды для перекуса;
∙ фотоаппарат и мобильный телефон;
∙ для малышей захватите санки, даже если не собираетесь кататься с горки. Большую часть дороги везите ребенка, так как он гораздо менее вынослив, чем взрослые. Ну и конечно, возьмите все необходимое для игр и развлечений. Перед тем как войти в лес, поговорите с детьми. Объясните, что в лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева — звери и птицы. А люди в нем - только гости. А когда приходишь в гости, принято вести себя вежливо по отношению к хозяевам. Не стоит громко кричать и оставлять после себя мусор.
Игры и развлечения
Лепим из снега. На коллективной прогулке получаются самые красивые снеговики и снежные бабы! Распределите роли. Самый младший член семьи будет катать самый маленький шарик — голову снеговика. Папа слепит самый большой шар — нижний. Средний шар достанется маме или старшему ребенку. А украшать будете вместе. Если семья большая или в поход отправились несколько семей, разделитесь на две команды и устройте конкурс красоты среди снежных баб. А вот идея пооригинальнее: попробуйте сделать снежную крепость. Можно сделать это традиционным способом — из больших снежных комьев, залепляя снегом образующиеся пустоты. Но гораздо интереснее наладить производство снежных кирпичей и строить крепости из них (но это очень кропотливая работа, и совсем маленьким она не под силу). Для изготовления кирпичей прихватите из дома пару-
тройку одинаковых пластмассовых коробочек и лопатки. Технология производства похожа на лепку обычных детских куличиков из песка, Если участников похода много, слепите несколько снежных замков.
Рисуем на снегу
Если вы уже слепили снежную бабу или замок, можно раскрасить все это красками. Забава немного трудоемкая (для родителей), но очень интересная. Заранее подготовьте все необходимое. Купите коробку гуаши. Возьмите пустые пластиковые баночки с крышками (например, от майонеза или маргарина).
Переложите в них краски трех-четырех цветов и разведите водой до густоты
кефира. Плотно закройте. Запаситесь кисточками (по количеству членов семьи).
Все это поместите в отдельный целлофановый пакет. Туда же положите тряпочки (на всякий случай).
В процессе рисования каждому участнику действа должно достаться по баночке с краской и кисточке. Нарисуйте своим снежным бабам узоры на одежде и смешные рожицы. Или разукрасьте сказочные замки.
Наблюдаем
Обратите внимание детей на то, как красив зимний лес. Предложите просто молча поглядеть по сторонам, наслаждаясь необыкновенными, почти сказочными видами.
Предложите детям поиграть в следопытов. Попросите найти какие-нибудь следы на снегу и попробовать угадать или хотя бы предположить, чей это след. Даже дошкольник легко отличит след птицы от следа зверька. А некоторые дети могут угадать, кто именно оставил след. А еще попробуйте рассмотреть встреченную лыжню. В каком направлении шли по ней люди? Давно ли это было?
Попробуйте вместе с детьми различить, какие деревья растут в лесу — без листьев это не всегда просто сделать (если, конечно, вы не профессиональный биолог).
Обращайте внимание на кору, оставшиеся на ветках семена, почки, форму кроны.
Рассмотрите снег под деревьями. Вам могут попасться обгрызенные белкой шишки или лесные орешки. Подойдите к небольшой елочке, попробуйте определить, сколько ей лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие из одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Елочка, которой 5 или 7 лет, еще невысокая, ниже ребенка такого же возраста.
Помогаем природе
Чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе, можете, уходя из леса, провести акцию „Санитар", собрать в пакеты и вынести то, что оставили там другие люди — консервные банки, бутылки, пакеты и прочий мусор. Специально для этого захватите с собой несколько пар перчаток для хозяйственных работ, а потом выкиньте их вместе с мусором в контейнер. Еще одно полезное дело — подкормка птиц. Заранее сделайте вместе с детьми несколько кормушек, купите семена конопли, подсолнечника, арбузные и тыквенные семечки. В кормушки можно также класть ягоды рябины, бузины, крошки хлеба. Для синиц и дятла привяжите к ветвям дерева кусочки несоленого сала.
А напоследок...
Самая любимая зимняя игра — снежки. Но она же и самая шумная и бурная. По сле нее довольно сложно спокойно гулять. Поэтому лучше оставить ее „под занавес" прогулки: играть можно и на подходе к станции или остановке автобуса.
Вернувшись домой, обязательно проверьте, не замерзли ли дети. Если ладошки и ступни холодные, лучше сразу принять теплую ванну и попить горячего чая с лимоном. Не давайте детям в этот вечер никаких заданий или поручений. Ребенок переполнен впечатлениями, ему необходимо их „переварить" и осмыслить. Ему просто нужно отдохнуть, лежа на диване. А вот через несколько дней предложите малышу вспомнить прогулку, зарисовать свои впечатления или слепить из пластилина уменьшенную копию снеговика. Сделайте фотоальбом или стенгазету со смешными подписями.