проект "Этот загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Потапова Оксана Анатольевна

проект расчитан на 2 недели.Проводила с детьми средне-старшей группы.Приложен методический материал по проекту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt_kosmos.docx213.78 КБ

Предварительный просмотр:

1 блок

Введение

Автор пректа: Потапова О.А.

Вид проекта: Познавательный.

Сроки реализации проекта: краткосрочный  01.04-12.04.


Участники проекта: воспитатели, дети, родители. 

Актуальность темы:

В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

В 2019 году наша Страна отмечает великое событие по освоению космоса.
58 лет назад Ю Гагарин совершил первый полет в космос. В ходе бесед с детьми выяснилось, что у детей вызывает интерес космическая тематика.
Мы решили более глубже изучить тему космоса и отправиться в «космическую экспедицию».

Постановка проблемы

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.


2 блок

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

- расширять представление детей о строении Солнечной системы, ее планетах, о космических полётах, о фактах и событиях космоса;
- развивать познавательную и творческую активность; 
- поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу; 
- развивать связную речь, память, логическое мышление; 
- прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса; 
- воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности. 

Формы и виды работы с детьми.

-Беседа.

-Рассказ.

-Чтение художественной литературы.

-Игра.

-Консультации для родителей

 

Гипотеза:

В ходе реализации проекта дети получат представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта мы узнаем много новой информации о космосе, о профессии космонавт. Мечты детей стать космонавтами не так актуальны в наше время. Повысится интерес к проблеме экологии на планете Земля.
Разовьются умственные способности детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

3 блок

Предварительная работа

Беседы с детьми.

Рассматривание иллюстраций на тему космос и солнечная система.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание детских энциклопедий о космосе.

Пальчиковые игры и физминутки по теме «Космос».

Знакомство с моделью Земли –Глобусом.

4 блок

Этапы работы

1этап. Подготовительный:

1. Изучение литературы по теме «космос для детей».

2.Знакомство с Глобусом детей в группе.

3.Беседы с детьми о космосе.

4.Сбор материала для НОД.

6.Консультация для  родителей  «Что нужно знать дошкольнику о КОСМОСЕ» .

2 этап. Реализация проекта:

1.Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2.Начало проекта с метода трех вопросов (Что мы знаем о Космосе?(*ответы детей записаны), Что хотим узнать? Как мы это будем делать?)

3.Организация предметно – развивающей среды в группе.

3этап. Заключительный.

1.Презентация мини-планетария

2.Стенгазета «Вот это Космос» (фотоотчет о проекте)

3. Презентация лепбука «Что такое космос»

5 блок

Системная паутинка проекта

Познавательное

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание картинок о космосе, макетов солнечной системы, энциклопедий, детского наглядного материала, просмотр презентаций, м/ф.

Чтение художественной и научной литературы, заучивание стишков о космосе, загадывание и отгадывание загадок.

 Слушание космической музыки музыки.

Помощь  в изготовлении поделок на космическую тему, оформление огорода на подоконнике в космической тематике, рисование и раскрашивание на заданную тему.

Составление описательных рассказов, беседы познавательного характера, составление логических цепочек, наблюдения, дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие», «Исследователи», «В космосе», «Исследователи космоса».

Трудовые поручения в уголке природы, посев семян для рассады, наблюдения и уход за всходами.

Взаимодействие с семьей

Физическое развитие

Информирование родителей, совместная продуктивная деятельность, индивидуальные беседы, домашние задания, участие в выставке поделок.

Подвижные игры

Этапы проекта

ЭТАПЫ

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовительный

 Выявление  имеющихся знаний детей о космосе. Погружение детей в проблему «Что мы знаем о космосе?  Что хотим узнать? Как мы будем узнавать»?;

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Дети осознают проблему, что очень мало знают о космосе и космическом пространстве, заинтересовываются в более обширных знаниях; эмоционально реагируют на проблемные вопросы;

Принимают решение о принятии участия в проекте.

Помогают детям в решении проблемы;

Основной

 Цикл познавательных бесед «космос, что это такое?», «Первый полет в космос. кто был первым космонавтом?», «кто может стать космонавтом?», «Первые собаки в космосе», «что можно увидеть в космосе?», « Глобус-модель нашей Земли, вид из космоса», «Спутник нашей Земли –Луна», «Планеты солнечной системы»

Совместная деятельность: создание  плоскостных моделей планет солнечной, создание огорода на подоконнике, поделки из бумаги «Оригами» -«ракета», экспериментирование, наблюдения, создание коллекций материалов для экспериментов;

 Продуктивная деятельность посадка семян для рассады, трудовые поручения в уголке природы;

Чтение рассказов и стихов о космосе, слушание музыки, рассматривание картинок и фотографий, беседы о научных фактах,  печатные дидактические и подвижные игры.

  Создание альбома «Загадки о космосе»,  «Стихи о космосе». Изготовление лепбука «Что такое космос?», создание мини планетария «Солнечная система»

Участвуют в продуктивной деятельности;

Принимают участие в выставке рисунков;

Участвуют в подготовке к конкурсу;

Заучивают стихи и песни;

Составляют творческие рассказы с;

Объединяются для сюжетно-ролевых игр;

Просмотр фильмов по рекомендациям воспитателей  о космосе  с детьми дома.

    Привлечение родителей к выставке поделок на космическую тему;

Домашнее задание изготовление поделок для конкурса, подбор и приобретение  материалов для огорода на подоконнике.

Заключительный

2 неделя

Смотр-конкурс на лучшую поделку «Этот загадочный космос»(в любой технике),

Презентация стенгазеты «ФОТООТЧЕТ О ПРОЕКТЕ».

Организация огорода на окне «Незнайка на Луне»

Участие в фоторепортаже для стенгазеты;

Рисование на заданную тематику;

Подводят итоги проекта, совместно со взрослыми определяют перспективы развития проекта.

План мероприятий по проекту

Срок

Темы мероприятий

Предполагаемый  результат

1 неделя

1.Беседа (цикл бесед) «Что такое космос?»           « Наша планет а-Земля, Глобус»,

2. цикл бесед о первых космонавтах;

3 Рассматривание картинок и картин для определения понятий «космическое пространство»;

.слушание  космической музыки;

4. Просмотр М\ф о космосе для детей;

Организация выставки книг на тему.

5.изготовление поделки –оригами «Ракета»

1.приводит к пониманию о понятиях «космос» и «космическое пространство», что Земля является частью солнечной системы.

2.приводит к пониманию о первых полетах в космос;

3.закрепляются первичные знания о космосе.

4 .закрепляются полученные знания через м/ф.

5.формируются навыки создания нужного образа из бумаги, закрепляются навыки работы с бумагой; дети обыгрывают поделку, придумывают сюжет игры.

2 неделя

  1. Беседа «что такое спутники?»;
  2. Подвижные игры, дидактические и с-р игры, рисование;
  3. Сбор материала для фотоотчета.
  4. просмотр видеофильмов о космосе для детей; разгадывание загадок, заучивание стихотворения по мнемотаблице «Космос».
  5. Беседа с рассматриванием фотографий, итоговая беседа «Что мы узнали о космосе еще? Или Что мы теперь знаем о космосе?».
  6. Оформление  стенгазеты-фотоотчета.
  7. Организация огорода на окне в космической тематике совместно с детьми.

1.познакомить с Красной книгой НСО;

2.Расширяется кругозор детей

3.Вызывает у детей желание поучаствовать в общем деле, внести свой вклад в общее дело ;

4.закреплять полученные знания и получать новые;

5.Дать детям знания о нашем городе, о его природных зонах, об истории развития нашей области, познакомить с картой Новосибирска, обитателями наших лесов.

План мероприятий с родителями по проекту

  1. Участие в  конкурсе  поделок «Этот загадочный космос»;
  2. Помощь в сборе  художественной и научной литературы о космосе детям для выставки книг в группе;
  3. Помощь в сборе материалов для огорода на окне в космической тематике «Незнайка на Луне»;

Перспектива: Продолжать реализацию поставленных задач в непосредственной образовательной и повседневной деятельности.

Беседа «Что такое космос? Первый космонавт».

Задачи: Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. Познакомить с биографией первого космонавта Ю.А.Гагарина; расширять представление о современных профессиях - профессии космонавта; рассказать о значимости работы наших российских космонавтов в космосе. 

Материал: Плакат с солнечной системойИллюстрации по теме космос. Портрет Ю.А.Гагарина.


Ход беседы:

Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении?

К далёким планетам

Пути пролегли-

По трассам Вселенной

Летят корабли.

По трассам Вселенной

Ведут корабли

Отважные люди Земли.

- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты). - А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (ответы детей).

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)

- Кто первым полетел в космос? - (животные) Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой.

- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)

Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.

- Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей)

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)

Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.

- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) Тогда давайте пройдём маленькую подготовку.

1.Физминутка

Раз-два, стоит ракета дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет. разводят руки в стороны
Чтобы долететь до солнца круг руками
Космонавтам нужен год . берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно

руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
Каждый ведь из нас атлет, сгибают руки в локтях
Пролетая над землею разводят руки в стороны
Ей передадим привет. поднимают руки вверх и машут


2. Дидактическая игра «Найди и назови космическую технику»

Задача: Закреплять умение находить, различать и назвать космическую технику.

Воспитатель предлагает выбрать из набора картинок космическую технику и правильно назвать её.

Беседа о первом космонавте

(коррекционно-развивающее занятие)

        Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

        Задачи:                                                                                                                             -Способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом;                                          –Дать знания о том, что полет человека в космос- это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т. д;                                                         –Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;                                       –Закрепить знания детей о том, что 12 апреля-День Космонавтики;                                      –Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

        Оборудование:

-Портрет Ю. А. Гагарина; изображение первого спутника Земли; ракеты; иллюстрации с изображением людей на Красной площади после первого полета; аудиозапись песни «Знаете, каким он парнем был».

Ход занятия:

        I. Организационный момент.

        Воспитатель:

Собрались все дети в круг.                                                                                                              Я- твой друг и ты-мой друг.                                                                                                           Крепко за руки возьмемся                                                                                                                 И друг другу улыбнемся ( дети садятся за столы)

        II. Основная часть.

-Ребята, посмотрите на этот портрет и скажите, кто на нем изображен?                                  (ответы детей).Первым в мире космонавтом был гражданин России-Ю. А. Гагарин. И наш народ гордится этим.12апреля наша страна отмечает День Космонавтики, потому что12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту.                                    Ю. А. Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. А за каждой минутой его полета-поиск, упорная работа конструкторов, инженеров, рабочих всех специальностей.                                                                                                                       –Кто же в России придумал первую ракету? (ответы детей).                                                       Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп  за звездами, изучал их, и ему очень хотелось долететь до далеких планет. Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить. И только через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собака .А уже потом была сконструирована ракета, в которой впервые в мире в космос полетел человек. (показ иллюстрации с изображением ракеты).                                                                                                                                           –Как вы думаете, каким должен быть космонавт?(предположения детей).                        –Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. У Гагарина была отличная практическая и физическая подготовка, поэтому его взяли в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полет Гагарина начался с его знаменитого: «Поехали!» (чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»).

        Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает физические упражнения, вовлекая детей.                                         Чтоб космонавтом стать                                                                                                                  Нужно с малых лет                                                                                                                          Приучать себя к порядку:                                                                                                      Застилать свою постель.                                                                                                            Выполнять физкультзарядку.                                                                                                          Встанем прямо, плечи шире,                                                                                                      Руки вверх, держись прямей,                                                                                                               От таких вот упражнений                                                                                                              Станешь крепче и сильней.

Ю. А . Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы.   Его любила вся планета. Он стал символом нашего времени.                                                  –Пока он летал, весь мир с нетерпением ждал его возвращения. Не только наш народ, но и люди всей земли волновались за него: ведь никто еще не летал в космос и не знал, какие опасности могут там подстерегать человека. Поэтому, когда Юрий Гагарин приземлился, все в мире были очень рады. А в нашей стране, во всех городах, люди вышли на улицы и поздравляли друг друга с тем, что наш русский человек стал первым в мире космонавтом и вернулся на землю, живым и здоровым. (показ иллюстраций с изображением демонстраций с лозунгами: «Ура! Гагарин!»).

        Дидактическая игра «Подбери рифму»

Среди поля голубого-                                                                                                                    Яркий блеск огня большого.                                                                                                  Не спеша огонь тут ходит,                                                                                                            Землю-матушку обходит,                                                                                                             Светит весело в оконце.                                                                                                           Ну конечно, это…(солнце).

Ясными ночками                                                                                                                           Гуляет мама с дочками.                                                                                                               Дочкам не твердит она:                                                                                                                              -Спать ложитесь, поздно!-                                                                                                                  Потому, что мать –луна,                                                                                                              А дочурки…(звезды).

Буква А, буква А-                                                                                                                                          Алфавиту голова.                                                                                                                           Знает Вова, знает Света,                                                                                                                 «А» похожа на…(ракету).

Ю. А. Гагарин не хотел останавливаться на достигнутом, он  готовился к новым полетам… Трагическая авария во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди Земли всегда будут помнить Юрия Гагарина, его необыкновенно добрую улыбку.

-Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете каким он парнем был?» во время которой дети рассматривают иллюстрации, посвященные освоению космического пространства.

        III. Заключительная часть.

-Как вы думаете, что было сложного в первых космических полетах?                               -Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?                                       -Хотите ли вы стать космонавтами?                                                                                          

Тематическая беседа «Солнечная система»

Цель: Знакомство с космосом, с солнечной системой.

Задачи: Познакомить детей с солнечной системой. Выучить названия планет. Познакомить с историей узнавания человеком космоса. Вокруг нашей звезды – Солнца– вращаются девять планет, входящих в солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед.

Звезды состоят из раскалённых газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают отдельного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.

В солнечной системе девять планет:

1) Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.

2) Венера – вторая от Солнца планета.

3) Земля – третья от Солнца планета.

4) Марс – четвертая планета Солнечной системы.

5) Юпитер – пятая планета от Солнца.

6) Сатурн – шестая планета Солнечной системы.

7) Уран – седьмая планета Солнечной системы.

8) Нептун – восьмая планета от Солнца.

9) Плутон – девятая планета от Солнца.

Согласно данным современной астрономии, в 2006 году 26 августа, 2500 участников конгресса Международного астрономического союза приняли сенсационное решение и фактически вычеркнули Плутон из перечня планет Солнечной системы, так как через 76 лет после открытия он перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым учеными к планетам.

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид – небольшое планетообразное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета- небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Метеоры – явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.

Древние Египтяне хорошо знали о том, что солнце – это «источник жизни для множества стран и народов». Е го свет и тепло дают жизнь всему на Земле.

Восходит – и все оживает,

Заходит и все умирает.

Ты – жизни мерило и первопричина ее.

(Такими словами начинается знаменитый «Гимн солнцу», созданный фараоном-реформатором Эхнатоном)

Тысячелетиями Солнце представлялось чем-то совершенным, могущественным и на ранних стадиях развития человечества было скорее предметом поклонения, чем исследования.

Но уже в культуре первых цивилизаций Солнце стало не просто предметом поклонения. Люди внимательно следили за светилом и понимали, что смена года и урожаи на полях зависят от Солнца. По солнцу путешественники находили свой путь среди бескрайних просторов на суше и на море.

 Цикл Тематических бесед о космосе для детей

 старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема «Освоение космоса»

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

 Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна

Звезд полна,

Звездам числа нет,

Бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказанному ученый.

Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: то он представлял себя необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках, изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию:

«Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в городе Калуге.

Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв.

Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

Повторить

Что же представлял собой спутник Земли?

Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.

Что было делать?

Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.

Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королёв.

Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало!

Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.

Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка.

Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.

Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

 Знаете ли вы его имя?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом?

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушайте рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юры Гагарина.

После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.

Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

 Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

Все эти качества у Юрия Гагарина были!

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

Как же проходил полет Юрия Гагарина?

Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей.

На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!

Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»

А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин».

В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник — День космонавтики.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном камбинате в городе Ярославле.

Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля.

Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету.

Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.

Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем.

На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.

Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой.

С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Вопросы для закрепления

 Кого считают основателем космонавтики?

 Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском. Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?

 Расскажите о Сергее Павловиче Королёве.

 Расскажите о собаках, побывавших в космосе.

 Как звали первого в мире космонавта?

 Расскажите о Юрии Гагарине.

 Как звали первую в мире женщину-космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

 Как искусственные спутники помогают людям?

Цикл бесед о планете Земля.

Тема «Представления о Земле и небесах»

Здравствуйте, дорогие ребята!

 Как называется планета, на которой мы живем?

Правильно! Земля.

Если смотреть на Землю с очень большой высоты, например, из космоса, то как она выглядит?

Верно! Земля — огромный шар.

 А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета?

Земля вращается вокруг Солнца.

Задав такие вопросы в древности, мы получили бы совсем другие ответы.

Древние греки думали, что Земля — плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озера.

Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак. Днем небесный свод голубой, и по нему плывет золотое Солнце, а ночью свод становится темным, и на нем загораются звезды и месяц.

Древние греки считали, что звезды — это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.

Представьте, дети, что за чудо —

Земля, похожая на блюдо!

На плоском блюде — лес и горы,

Равнины, реки и озера.

Как будто твердым потолком,

Земля прикрыта колпаком.

Днем он прозрачный, голубой,

И Солнце по нему плывет,

А ночью — звездами, Луной

Украшен темный небосвод.

В древние времена люди считали Землю центром всего мира. Они думали, что Солнце движется вокруг неподвижно покоящейся планеты.

Такие представления о Земле современные ученые называют геоцентрическими.

Ведь в переводе с греческого слово «гео» означает земля. Земля — в центре всего мироздания!

Если я вас спрошу, на чем лежит Земля, то вы удивитесь моему вопросу. А в прежние времена такой вопрос часто обсуждался.

Некоторые народы полагали, что наша планета лежит на трех могучих слонах-великанах. Другие думали, что Землю держат огромные киты. А вот древние египтяне представляли планету в виде лежащего Бога, на теле которого растут деревья, травы и цветы. Небо они называли Богиней, наклонившейся к Богу-Земле. На платье Богини сверкали большие и малые драгоценные каменья — Солнце, Луна и звезды.

Наши предки — славяне — считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». Посредине славянской вселенной, наподобие желтка в яйце, расположена наша планета. Вокруг нее одно за другим поднимаются девять небес.

Каждое небо, по представлению древних славян, имело свое особенное предназначение. На первом небе располагались Солнце и звезды, на втором — Луна, на третьем — тучи и ветры... Седьмое небо считалось твердым и прозрачным дном небесного Океана. Именно там хранились неисчерпаемые запасы живой воды, источники ливней и дождей.

А еще наши предки думали, что на любое из небес человек может попасть, взобравшись по огромному Мировому Древу (дереву). Именно это дерево связывало Землю и все девять небес.

Что же это за Мировое Древо?

Оно виделось славянам могучим вековым дубом, на котором созревают не только желуди, но и семена всех других растений.

Попав на седьмое небо по Мировому Древу, можно увидеть волшебный остров. Там царит вечное лето.

На этот остров улетают осенью перелетные птицы, там они зимуют, а весной возвращаются в родные края. Остров Лета древние славяне называли «Ириннеем» (по М.П. Петровой).

Землю и небо наши предки считали живыми существами! Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью, даже справляли 10 мая именины земли. В этот день ее нельзя было тревожить: ни копать, ни пахать.

Небо славяне называли отцом и думали, что с высоты отец строго следит за своими детьми — людьми. А Солнце у славянских народов получило имя Даждьбог.

 Попробуйте объяснить такое название.

Оно включает в себя слово «дать». Ведь Солнце дает всему на земле свет и тепло, оно символ жизни!

Древним казалось, что Солнце перемещается по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями, а солнечный свет исходит от золотого щита, который Даждьбог возит с собой.

Как и древние греки, древние славяне считали Землю центром всего мира.

 Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?

В те далекие времена у людей еще не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было совершать далекие кругосветные путешествия по морям и океанам; не было самолетов, из иллюминаторов которых можно было посмотреть на Землю сверху; не было спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, с которых можно сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.

 Подумайте, почему Земля казалась людям плоским блюдом?

Представьте, что вы вышли во двор, чтобы поиграть на детской площадке. Посмотрите под ноги.

 Какой вам кажется земля, по которой вы ступаете?

Верно! Плоской, как пол. Правда, на ее поверхности попадаются кочки и канавы, но общее впечатление все-таки такое, что земля — плоская.

Вот и в древние времена, когда люди знали только те небольшие участки земли, где они жили, наша планета казалась им плоской, как блюдо или поднос. Чтобы убедиться в том, что Земля похожа на огромный шар, нужно увидеть ее с очень большого расстояния.

Вопросы для закрепления

 Вспомните, какой вы представляли Землю, когда были маленькими.

 Расскажите, какими представляли Землю и небо древние греки.

 Что думали об устройстве земли и неба древние славяне?

 Почему древние славяне называли землю матерью?

 Как вы думаете, они были правы в этом? Почему?

Беседа для детей 5 - 7 лет. Тема «Голубая планета — Земля»

 Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии.

Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности.

Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических открытий.

 Кто может ответить, что такое география?

География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.

 А какие открытия называют географическими?

Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. Они могут быть связаны с освоением новых земель или новых экономических ресурсов. К географическим открытиям также относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.

Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны.

Пожалуй, самым знаменитым морским путешествием стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

 Объясните слово кругосветное.

За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за горизонтом.

Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал наше светило — центром мира и объяснил, что Земля вращается вокруг Солнца. Свою теорию Николай Коперник назвал «...Об обращении небесных сфер». Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом — центром всего мира.

Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.

 Кто знает, зачем нужен телескоп?

Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.

Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после отречения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вертится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.

Современные наука и техника позволили людям составить верное представление о Земле.

 В виде чего предстает Земля на фотографиях, сделанных из космоса?

Правильно, в виде огромного шара.

Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли располагается суша.

Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша — пространство, покрытое камнями и почвой.

На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги.

Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями.

Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь географическую карту или глобус?

 В какой цвет окрашена на них суша?

Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.

А каким цветом обозначены водные пространства?

Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.

Вспомните, что такое глобус.

Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высокие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просторы, моря, океаны.

Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завернут в тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.

Воздушная атмосфера

Окружает земную сферу

Воздушная атмосфера.

Ее прозрачная вуаль

Укрыла Землю, словно шаль.

«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса.

 Как вы думаете, почему?

Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.

 Почему атмосфера очень важна для Земли?

Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

 Кто знает, как называются металлические или каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?

Правильно, метеоритами.

Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.

«Земля в космосе — как остров, затерянный в просторах безбрежного океана. Сколько бы мы ни летели в космосе в любую сторону — месяц, год, тысячу лет, — мы никогда не долетели бы до конца космоса, до черного потолка. Конца у космоса нет. Нет никакого черного потолка совсем. Ни каменного, ни хрустального» (П.В. Клушанцев).

В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд. Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы и метеоры.

 Как вы думаете, есть ли в космосе воздух?

Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух.

 Как называется такой костюм, знаете?

Конечно, скафандр.

 Давайте подумаем, чем космическое пространство отличается от воздушного?

«Что такое пустота? Чем пустота отличается от воздуха? Оказывается — очень отличается. В воздухе мы можем дышать. В пустоте дышать нечем. В пустоте всегда одинаково холодно.

В воздухе бросишь перышко — а оно не летит, тут же рядом и падает. Воздух мешает лететь. А в пустоте мешать нечему. Там наше перышко полетит далеко-далеко, как будто оно тяжелое, железное.

В воздухе птицы летают. В пустоте им пришлось бы ходить по земле. Крылья там бесполезны. Им там не на что опереться. И самолеты тоже не могут летать в пустоте. Пустота, окружающая земной шар, "обмазанный воздухом", называется космическим пространством или просто космосом» (П.В. Клушанцев).

Послушайте стихотворение.

Мои путешествия

Я во время долгих странствий

Открывал Земли пространства:

Бесконечные просторы,

Степи, и тайгу, и горы.

Голубые океаны

Довелось увидеть мне.

Волны бурные, туманы

Вижу с той поры во сне.

Поднимался в самолетах —

Видел сверху облака,

И казалось в тех полетах,

Что внизу лежат снега.

Только в космосе далеком

Не бывал ни разу я.

О звезде своей высокой

Лишь мечтаю я, друзья!

Дорогие ребята! Представим, что мы прикоснулись рукой к глобусу. Он стал вращаться вокруг своей оси.

Вот так и Земля вращается вокруг своей невидимой, или, как говорят, воображаемой, оси.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Это время и называется сутками.

 На какие две части можно разделить сутки?

Сутки состоят из дня и ночи. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной — сияет светлый день. День и ночь сменяют друг друга, потому что вращение Земли непрерывно!

Можно сказать, что день — светлое время суток, а ночь — темное.

День

Днем светло, ведь солнце светит,

Во дворе резвятся дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Ночь

Ночь пришла, вокруг стемнело,

За горою солнце село.

Вслед за первою звездой

Вышел месяц золотой.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

 Вспомните, о чем мы беседовали на прошлом занятии, и скажите, вокруг чего вращается Земля?

Земля вращается не только вокруг своей собственной оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг Солнца.

Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, называется годом! За год наша планета делает полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

 Сколько же суток необходимо Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца?

365 или 366 суток.

 А сколько месяцев на это понадобится? Правильно. Год состоит из двенадцати месяцев.

 А сколько времен года сменятся на Земле?

Верно. Четыре времени года.

 Как они называются?

Одно время года сменяется другим. Вслед за зимой идет весна, потом наступает лето, затем следует осень и вновь наступает зима.

 Задумывались ли вы о том, почему одно время года сменяется другим?

Это происходит оттого, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло. А сейчас отгадайте загадки.

* * *

Если снег темнеет, тает,

И орешник расцветает,

И сережки у осины,

И плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна,

Значит, к нам пришла ... (весна).

* * *

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный сладкий плод.

Солнце льет потоки света.

Это время года — ... (лето).

* * *

Если дождик моросит,

У деревьев грустный вид,

Слышен ветра шум и свист,

Облетает желтый лист,

Грустен шелест старых сосен.

Это время года — ... (осень).

* * *

Если все белым-бело,

Белым снегом замело

И дороги и дома,

Значит, к нам пришла ... (зима).

* * *

Зимой одевается в белый кафтан,

Весной — в зеленый сарафан.

Летом ходит в платье цветном.

Осенью — в плаще золотом.   (Земля.)

А теперь давайте еще раз повторим, что же представляет собой Земля — планета, некоторой мы живем. Я буду говорить начало предложений, а вы заканчивайте их.

Наша планета — это огромный твердый ... (шар). На поверхности этого шара есть пространство сухопутное и ... (водное). Землю окружает воздушная ... (атмосфера). Земля вращается вокруг своей собственной ... (оси). За счет этого вращения происходит смена ... (времени суток). Земля вращается вокруг нашего светила — ... (Солнца). Из-за этого вращения происходит смена ... (времен года).

Остается добавить, что Земля — это единственная известная нам обитаемая планета!

 Что значит обитаемая планета?

На Земле существуют благоприятные для жизни условия: вода для питья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета, поэтому и называют Землю планетой жизни!

Родная планета

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живем на ней,

И любим мы ее просторы,

Ее леса, моря и горы.

Вопросы в конце беседы

 Кто совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие?

 Какую форму имеет Земля?

 Кто из ученых доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

 Что такое атмосфера?

 Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?

 Что такое космическое пространство?

 Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

 Почему происходит смена времен года?

 Почему Землю называют планетой жизни?

https://znanio.ru/static/files/cache/f5/fc/f5fcd0d8ac96c12e3e826394067a833e.jpg

ВНИМАНИЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 С  1 апреля по 12 апреля в нашей группе начинается   детско-педагогический проект по теме «Что такое космос?»

https://i.pinimg.com/736x/fb/f7/fc/fbf7fc727270d7f38f85a6a82c6d8a0f--kids-bedroom-ideas-kids-rooms.jpg

Задание для совместной работы с детьми дома по проекту   (домашнее задание):

  1. Объявляется конкурс на самую интересную поделку  на космическую тему (в любой технике);
  2. Пополнить по возможности нашу библиотеку в группе на время проекта по данной теме;
  3. Дома просмотреть с детьми несколько познавательных мультфильмов о космосе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...