Воспитание экологической культуры дошкольников
консультация по окружающему миру

Сметанина Ольга Владимировна

Экологическая культура, это осознанно-правильное отношение к окружающему миру. Такое отношение может быть сформированно, если систематически знакомить детей с тем, что их окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры дошкольников.

В дошкольный период в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.                       Что такое экологическая культура? Если коротко то, это осознанно-правильное отношение к окружающему миру (желание сохранить, поддержать или создать нужные условия, сочувствие, эмоциональный отклик, радость на любые проявления животных и растений, их красоту). Оно вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия ребенка с растениями и животными. Важно при этом, что красота рассматривается с экологической стороны: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение может быть сформировано, если систематически на протяжении времени ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений, наблюдая за их ростом, развитием в различных условиях. Должно быть заложено понимание взаимодействие человека с природой: человек, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этого связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.

Наблюдение дает возможность познания, накопления определенных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы.  С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и их связь со средой.

Словесный метод связан с чтением книг: само чтение рассказов, вопросы по тексту, пояснения взрослого, пересказы детьми, беседа о прочитанном – все эти формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осмыслить недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.

Большое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный труд   в уголке природы, на участке детского сада позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления в практической деятельности – это показатель их экологической воспитанности и экологической культуры.

Еще одна форма экологического воспитания – природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, дети и их родители. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками («День Земли», «Не рубите елочку», «Кормушка» и др.)

Не останется в стороне и эстетическая сторона  воспитания.  Дети учатся  понимать красоту природы, запечатленную в музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства. Создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.  

Данные формы работы – это целостная система экологического воспитания детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...