Конспект образовательной деятельности "Морское путешествие"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Паутова Екатерина Сергеевна

На этой совместной деятельности решаются задачи всех пяти образовательных областей. Дети ориентируются в пространстве, составляют и читают карту, экспериментируют с водой, воздухом, магнитом (знакомятся с окружающим миром); также у детей активизируется словарь. Дети находят решения в проблемных ситуациях, и, главное, всё происходит в игровой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_puteshestvie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: Морское путешествие.

Программное содержание:

Образовательные:

Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.

Учить детей очищать воду при помощи фильтра.

Познакомить детей с новыми свойствами воздуха (расширение воздуха при нагревании)

Познакомить детей со свойствами магнита (притягивать предметы).

Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью карты.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, а также развивать психомоторные функции - эмоция страха.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Словарная работа: Фуражка, бескозырка, тельняшка, фильтр, горелка, вулкан, лава.

Материалы и оборудование: Корабль, морская форма на каждого ребёнка, бинокль, якорь, бутылка с картой, рюкзак, воронки и стаканы на каждого ребёнка, поднос, вата, воздушные шарики, картинка с изображением воздушного шара и его макет, горячая вода в емкости, маленькая пластмассовая бутылка, красная гуашь, уксус и сода для вулкана, макет горы вулканического происхождения, змеи, замок, коробки с песком на каждого ребёнка, магниты на каждого ребёнка, ключи и предметы из разных материалов, сундук, шоколадные монеты, магнитофон, диски с записями: шум прибоя и крик чаек, звук извержение вулкана, шум леса и пение птиц.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Остров сокровищ», закрепление правил безопасного поведения на занятиях во время проведения экспериментальной работы. Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «магнитная касса цифр и букв». Игры с песком и водой.

Методы и приёмы:

мотивация

сюрпризный момент

частично - поисковый

метод проблемной ситуации

объяснение воспитателя

практический

наглядный

индивидуально - дифференцированный

Приложение: Макет горы вулканического происхождения (Скачать .doc)

Ход занятия:

(Занятие проводится в музыкальном зале, зал оформлен под остров)

1. Введение в тему:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на корабле, вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду капитаном, а вы моряки. У каждого моряка должна быть морская форма. Какая форма, кто мне скажет?

Дети: Фуражка или бескозырка и тельняшка.

Воспитатель: Правильно, одевайте, теперь мы с вами настоящие моряки. Мы отправляемся в плавание на корабле под названием…, ребята, а ведь наш корабль без названия, давайте его придумаем.

(Выслушиваются предложения детей) (Музыкальное сопровождение: шум прибоя и крик чаек)

 

Воспитатель: Ну, теперь можно смело подниматься на корабль. (Дети проходят на корабль занимают места на стульях). Наш корабль готов к отплытию. Отдать швартовые. Я, забыла у вас спросить, вы не боитесь трудностей и испытаний, которые нас подстерегают в пути?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда давайте покажем, какие мы смелые, ведь вместе мы большая сила. Возьмитесь крепко за руки и скажите дружно: «Что не сделает один, сделаем вместе».

(Педагог вместе с детьми берётся за руки и под музыку, изображая качку на море, раскачивается, затем берёт бинокль и смотрит на море)

Воспитатель: Ребята, вижу какой-то предмет справа по борту. Вы, видите? Что это?

Дети: Бутылка.

Воспитатель: Нужно срочно её достать, вдруг в ней просьба о помощи. (Вылавливают бутылку). Интересно, что же в бутылке, как вы думаете? (Выслушиваются мнения детей). Давайте посмотрим (открывают бутылку, вынимают карту), ребята, нам с вами неслыханно повезло, это карта «Острова сокровищ», на котором капитан Флинт спрятал свои несметные богатства. Вы знаете кто такой капитан Флинт?

Дети: Это знаменитый пират.

Воспитатель: Правильно, это пират, который жил давно, и он ни кому не раскрыл секрета Острова сокровищ. Вы знаете, многие люди охотились за этой картой, но, ни кто так и не смог её найти, а нам с вами повезло. Ну, что отправляемся на остров сокровищ?

Дети: Да.

Воспитатель: Полный вперёд! Ребята, я собиралась в дорогу, и взяла с собой рюкзак, но он не простой, а волшебный. В нем всегда находится то, что нужно. Я думаю, что он нам с вами пригодится в нашем путешествии. Вижу землю справа по борту: «Стоп машина! Бросить якорь!» (Дети выбрасывают якорь и идут на остров) (Музыкальное сопровождение: шум леса, пение птиц)

 

2. Основная практическая часть:

Воспитатель: Ребята, я слышала, что этот остров совершенно не обитаем. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Не обитаем, значит, не живут люди.

Воспитатель: Правильно, поэтому кроме карты нам ни кто помочь не может. Давайте хорошо рассмотрим карту и разберёмся, что на ней изображено. (Дети рассматривают карту и высказывают свои предположения).

(Сзади к детям подходит человек, очень радостный, всех обнимает, целует).

 

Воспитатель: (Испуганно и удивлённо) Ой, кто вы? Мы думали, что на острове нет людей?

Бен Ган: Как я рад вас видеть! Я Бен Ган, бывший пират. На этом острове меня оставил Капитан Флинт за непослушание и вот уже 50 лет, как я здесь живу один. Я уже и не надеялся, что когда- нибудь буду разговаривать с людьми, вы моё спасение. Как же вы сюда попали?

Воспитатель: Ребята, расскажите Бен Гану, как мы тут оказались. (Если дети затрудняются, то педагог поясняет: « Мы с ребятами отправились в морское путешествие и нечаянно наткнулись в море на бутылку, в которой лежала карта Острова сокровищ»

Бен Ган: Так вы за сокровищами приехали? Не легко вам придётся, я уже 50 лет их ищу, и ни чего не нашел, хотя если у вас карта может и найдёте, а я вам помогать буду только у меня есть одно условие.

Воспитатель: Какое условие?

Бен Ган: После того как я вам помогу найти сокровища вы меня с собой заберёте.

Воспитатель: Ну, это нужно спросить у ребят. Заберём Бен Гана с собой?

Дети: Заберём обязательно.

 

Бен Ган: Вы наверно устали с дороги, садитесь, отдохните, водички попейте. (Подносит стаканы с грязной водой)

Воспитатель: Бен Ган, это же грязная вода. Ребята, как вы думаете, можно пить такую воду?

Дети: Нет, нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, там много микробов и от такой воды можно заболеть.

Бен Ган: Ну, извините, другой воды у меня нет.

Воспитатель: Ребята, помните, я вам говорила про свой волшебный рюкзак. Я думаю, в нем найдутся нужные вещи для того, чтобы отчистить воду от грязи. Ребята, как вы думаете, что нам для этого понадобится?

Дети: Наверно, фильтр.

Воспитатель: Правильно, а фильтр мы сделаем из … (Педагог достаёт из рюкзака воронки на каждого ребёнка и вату, дети называют предметы, раздаёт детям) Вот, смотри, Бил, что мы сейчас будем с ребятами делать. Берём пустую емкость, помещаем в неё воронку, в воронку кладём вату, которая и будет задерживать всю грязь, и потихоньку вливаем в воронку с ваткой грязную воду.

(Дети вместе с педагогом делают опыт).

 

Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось?

Дети: Получилась чистая вода.

Воспитатель: Что помогло воде стать чистой?

Дети: Вата, послужила фильтром и задержала всю грязь.

Бен Ган: Ничего себе, правда стала вода чистая, ну теперь можно пить?

Воспитатель: Да, Бен Ган, я думаю можно, но мы торопимся, ведь скоро стемнеет, и нам нужно будет возвращаться, поэтому пора отправляться на поиски сокровищ. Давайте посмотрим карту, куда нам надо идти.

Дети: На нашей карте путь к сокровищам лежит через гору.

Бен Ган: О-о-о-о! Это не простая гора, это вулкан, который, находится в середине острова. Поэтому его нельзя никак обойти, а извержение вулкана происходит каждый год в один и тот же день, вы попали именно в этот день.

Воспитатель: Я думаю, вместе мы преодолеем все трудности, показывай Бен Ган дорогу до вулкана.

Бен Ган: Хорошо, только вам придётся внимательно слушать, что я буду говорить. И повторять за мной все движения, а то попадёте в беду.

 

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко вот так шагал —

Не споткнулся, не упал.

Будет он вознаграждён

Цель свою достигнет он.

 

Бен Ган: Ну, вот мы и добрались до вулкана. Ой, смотрите, он проснулся и сейчас будет извержение. (Испуганно убегает)

(Музыкальное сопровождение: звуки извержения вулкана)

Воспитатель: Бен Ган, подожди, куда же ты? Ты нам обещал помочь! Бен Ган оказался не таким смелым как мы с вами! Ребята и правда начинается извержение вулкана, давайте отойдем дальше, чтобы нас не обожгло лавой. (Дети наблюдают извержение вулкана).

Воспитатель: Ребята, не смотря на препятствия нам нужно двигаться дальше, но как мы пройдем через вулкан? (Педагог выслушивает предложения детей). Давайте обратимся за помощью к моему рюкзаку, что на этот раз он нам предложит.

(Педагог достает из рюкзака картинку с изображением воздушного шара). Точно, ребята, полетим на воздушном шаре! Вы, согласны? Нам в пути нужен важный помощник, о нём говорится в загадке. Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Невидимка он, и все же, Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Воспитатель: Правильно. Это воздух, но прежде чем рассказать вам маленький секрет скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

(Педагог достает из рюкзака пластмассовую бутылку, на горлышко которой одет воздушный шарик). Шар у нас с вами есть, корзиной будет вот эта пластмассовая бутылка, остаётся найти, что - то горячее, чтобы нагреть воздух в нашем шарике. Ребята, чем же мы нагреем воздух? (Предположения детей.) Ребята, а я предлагаю, для этого использовать лаву вулкана. Ведь она очень горячая. Поместим нашу бутылку и воздушный шар в лаву. (Бутылку с шариком нужно опустить в горячую воду и подержать её в течение одной минуты, шарик начнёт надуваться)

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Шарик надувается.

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Педагог ставит бутылку с шариком в холодную воду).

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Шарик сдувается.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.) Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Как вы думаете, зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответыдетей) Вывод: Правильно, при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

 

Воспитатель: Все заходим в воздушный шар (Дети встают в круг, держась за ленточки, педагог держит шар, аналогично игре «Карусель») Отправляемся в полет! Все готовы? Что нужно сделать, чтобы шар взлетел?

Дети: Включить горелку.

Воспитатель: Включаем. (Имитирует включение горелки) Полетели! Ребята, посмотрите, как мы высоко поднялись, а как же нам спуститься на землю?

Дети: Выключить горелку.

Воспитатель: Выключайте скорее, а то нас ветром унесёт в море. (Имитирует выключение горелки) Вот мы и перелетели через гору, давайте посмотрим карту, куда дальше двигаться. (Дети рассматривают карту, определяют маршрут). Правильно вы говорите ребята, нам нужно добраться до замка, там хранится ключ от сундука, но сначала нам нужно пройти «Долину змей», в это время суток они спят, нам нельзя их будить, иначе они нас ужалят. Давайте все тихонько пройдем через эту долину.

 

(С детьми проводится психогимнастика на тренировку психомоторных функций - эмоция страха, внимание)

Воспитатель: (Педагог говорит слова, дети имитируют движения и эмоции) Тс-с-с, тихо идём, на цыпочках. Ой, как страшно! Посмотрите, одна змея открыла глаза. Остановитесь, даже не дышите. О, опять заснула, можно идти, так же тихо на цыпочках. Наконец мы прошли «Долину змей», и вот уже возле замка.

 

Воспитатель: Ребята, ключ спрятан от наших глаз в одной из этих коробок под песком. Его нужно найти, не трогая песок руками, потому, что везде расставлены ловушки. Как же нам это сделать? (Выслушиваются предложения детей). Давайте, посмотрим, что предложит нам волшебный рюкзак. (Педагог достаёт магнит). Ребята!!! Вы знаете, что это такое?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Правильно, это магнит и он обладает очень полезным свойством, каким вы знаете? (Если дети затрудняются ответить, педагог сам отвечает на вопрос) Притягивает к себе все металлические предметы. Именно он нам и поможет достать ключ из песка, не дотрагиваясь до него руками, ведь наш ключ изготовлен из металла. Ребята, скажите, еще из каких материалов можно сделать ключи?

Дети: Из железа, пластмассы, бумаги и т.д.

Воспитатель: Сейчас я раздам всем вам магниты, а вы подходите к коробкам, и начинайте поиск, нужно водить магнитом по поверхности песка и тот ключ, который притянет магнит, подойдет к сундуку с сокровищами.

(Дети ищут ключ с помощью магнита в песке, где лежат другие ключи и предметы из разных материалов)

Воспитатель: Ребята, из какого материала сделан ключ, который мы с вами добыли?

Дети: Из железа. Воспитатель: Как вы догадались, что это железный ключ?

Дети: Потому, что магнит притягивает, только металлические предметы.

Воспитатель: А еще, какие металлические предметы вы выловили при помощи магнита в песке?

Дети: Монеты.

Воспитатель: Ребята, значит, мы уже близки к нашей цели. Давайте обратимся к карте, и посмотрим, где спрятан сундук?

Дети: Сундук спрятан в кустах.

Воспитатель: Давайте же его найдём, нужно строго следовать указаниям на карте. Здесь написано, что надо повернуться направо и сделать пять шагов вперёд, теперь повернитесь налево и сделайте два шага вперёд. Что вы видите перед собой?

Дети: Кусты.

Воспитатель: Я, думаю, что сундук находится здесь. (Прошу ребёнка достать сундук). Давайте, посмотрим, подходит ли ключик к этому сундуку. Ура!!! Подходит. Ребята у нас получилось. Посмотрим, что внутри?

Дети: Да, посмотрим. (Дети обнаруживают в сундуке шоколадные монеты)

Воспитатель: Оказывается, капитан Флинт был сладкоежкой, и сокровищем считал всё сладкое, поэтому и прятал от посторонних глаз свои сладости. Ребята, а вы любите сладкое?

Дети: Да!

 

3. Итог занятия:

Воспитатель: Тогда мы с вами не зря проделали этот путь, но уже темнеет и нам с вами нужно возвращаться обратно на корабль и в детский сад. Только вот как нам быстро попасть на корабль? (Предложения детей)

Бен Ган: Ребята.., ребята, наконец-то я вас нашёл!

Воспитатель: Бен Ган? Как ты тут оказался, ведь ты остался на той стороне острова и отказался идти с нами.

Бен Ган: Я, хочу перед вами извиниться, когда вы отправились за сокровищами, я не думал что, вы преодолеете столько трудностей и вернётесь живыми, поэтому угнал ваш корабль, но потом мне стало стыдно, ведь если не вы, я тут так бы и остался, поэтому решил вам помочь и приплыл за вами.

Воспитатель: Да, Бен Ган! Поступил ты, конечно, не очень хорошо, но мы тебя прощаем, правда, ребята, все - таки ты исправился и помог нам. А теперь все на корабль, отправляемся домой. Поднять швартовые. Ребята, вам понравилось путешествие? Что интересного вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? Ещё отправитесь в путешествие? (Дети делятся впечатлениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по островам"

В процессе совместной образовательной деятельности у детей формируются представления о том, что такое дружба, что важно в дружеских взаимоотношениях. Развиваются добрые, теплые взаимоотношения между д...

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Грамотейке"

Это занятие было представлено на методическом объединении воспитателей города Свободного. Тема - подготовка к обучению грамоте. Образовательная область - познание....

Конспект образовательной деятельности "Путешествие Деда Мороза"

Возраст детей: старшая группа Образовательная область: познание (фоормирование целостной картины мира) Тип занятия: обобщающее...

Конспект образовательной ситуации "Путешествие в гости к Лесовичку"

Цель: Формирование познавательного интереса к обитателям тайги и осибенностям их жизни в лесу....

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по родному краю" проводилась в рамках проекта "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем".  С помо...

Конспект образовательной ситуации «Путешествие в матрешкино царство»

Задачи:1.     Познакомить детей с планом, закрепить умение детей ориентироваться в пространственных направлениях через четкое различение детьми частей своего тела и определен...