Картотека проблемных ситуаций
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи:
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.
Игровые ситуации
№1 «Вежливая просьба»
Задачи: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.
№2. «Об уступчивости»
Задача: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?
№3. «Утешение»
Задача: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.
№4 «Обращение к взрослому человеку»
Задача: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.
Проблемные ситуации
№1. Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
№2. Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
№3. Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
№4. Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
№5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
№6. Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
№7. Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.
Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов
№1 «Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
№2 «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
№3 «Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
№4 «Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
№5 «Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
№6 «Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
Ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов
№1 «Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
№2 «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
№3 «Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
№4 «Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
№5 «Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
№6 «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
№7 «Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
№8 «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать? Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажу, как используется алгоритм.
№9 «Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось».
Это и есть ситуация, которая представляется детям. Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации. Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
№10 «ОХ и АХ»
ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку? Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
Игровые и проблемные ситуации для детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
- продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
- учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
- учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
- учить детей слушать друг друга;
- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
№1 «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч»
В условиях экспериментирования детям предлагаются три мяча: набивной, пластмассовый и резиновый.
Какой мяч уронила в речку Таня, которая из-за этого громко плачет, не веря утешениям, что он не утонет?
№2 «Как выбрать кружку?»
Для трех детей — двух мальчиков и одной девочки — накрыт стол для полдника. На столе три кружки: две — с корабликами, одна — с мишкой. Один мальчик хочет взять кружку с корабликом, другой — не хочет с мишкой. Из какой кружки будет пить девочка?
(С целью практического выбора используются картинки.)
№3 «Как быть?»
За столом дети: два мальчика и две девочки. Сегодня к завтраку яблоки — зеленые и красные. У одной девочки и одного мальчика — диатез, им нельзя есть красные яблоки. Сколько зеленых яблок на столе? Сколько красных?
(Возможные варианты ответов при условии использования наглядности.)
№4 «Сколько пар?»
На вечернюю прогулку вышли парами три мальчика и одна девочка. Сколько пар они составили? Кто мог оказаться в первой паре? Во второй? (Практическое воссоздание всех возможных вариантов.)
№5 «Башмачки Фифы»
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета. Принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг... башмачки позеленели. Фифа огляделась. Ну и чудеса! Она стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком — башмачки посинели, и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.
Для игры используются зеленые, синие, красные и желтые картонки — «Цветные карточки» — или любые квадраты из разноцветного картона или ковролина. Квадраты располагаются на игровом поле в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети прикрепляют напротив карточки башмачки одинакового с ней цвета и называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
№6 «Лопушок»
На полянку пришел Лопушок. Принес с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил их и... Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата — квадратным, напротив треугольника — треугольным.
Для игры используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг), которые располагаются на игровом поле в ряд. Это волшебная дорожка. Дети из «Разноцветных веревочек» под квадратом выкладывают квадрат, под кругом — круг, под треугольником — треугольник (это Лопушок меняет форму). Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, треугольной и круглой форм.
№7 «Конфеты»
Однажды Лопушок и Фифа нашли на полянке две коробки с конфетами. В одной коробке конфеты были большие, а в другой — маленькие. Друзья тут же разделили конфеты поровну и стали их есть. Как только Лопушок съедал конфету, Фифа искала в своей коробке точно такую же, но другого размера. К вечеру у друзей разболелись животы.
Для игры можно использовать пособие «Фонарики (эталоны формы)» или любые геометрические фигуры больших и маленьких размеров. Дети группируют геометрические фигуры по размеру. Говорят, конфеты какого размера достались Лопушку, какого — Фифе. Часть детей играет роль Лопушка и берет геометрические фигуры большего размера, а часть — Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.
№8 «Бусы для Фифы»
Модница Фифа решила сделать себе бусы. Она собрала круглые бусинки разного цвета и начала нанизывать их на нитку.
На вертикальном игровом поле располагаются круги разного цвета (пособие «Разноцветные «липучки»» или любые круги одинакового размера из коворолина, картона). Дети составляют из них разноцветные бусы. Сравнивают их по длине, цвету.
№9 «Шагать по лесенке легко и просто!»
Используются лесенки с 3—4 ступеньками: нарисованные или составленные из брусков, кубиков, полосок на ковролине.
У каждого из детей по маленькой игрушке. Игрушки «поднимаются» вверх по лесенке, и каждый раз, наступая на следующую ступеньку, ребенок и взрослый называют ее порядковый номер: «Поднялся на первую ступеньку, затем на вторую» и т. д. «Спускаясь», называют номера ступенек в обратном порядке: «Спустился с третьей ступеньки на вторую». Лесенка «ломается» (убирают одну из промежуточных ступенек): «Почему теперь шагать по лесенке нелегко и непросто?»
№10 «Что за окном?»
Воспитатель с детьми подходит к окну: «Что изменилось за окном? Несколько дней назад из окна было видно что-то другое. Вспомнили?»
(Могут быть изменения в связи со строительством новых объектов, погодными явлениями, наступающим праздником, включением освещения и т.д.)
«Почему не видно здания детского сада, участок которого мы раньше рассматривали из этого же окна?» (Построили высокое здание, которое закрыло детский сад.)
«Что выше — детский сад или новый жилой дом? Какое здание оказалось за высоким?»
Вместе со взрослым дети рассматривают то, что находится дальше (ближе), слева (справа), выясняют направление пути домой, в магазин и т. д.
№11 «Мебель на заказ»
У воспитателя и детей игры «Уголки» из серии «Кубики для всех».
Большая семья, в которой много детей, решила купить новые стулья. Продавец показывает их (стулья из уголков). Маме кажется, что стулья займут слишком много места. Продавец предлагает кресла (по ходу разговора взрослый с детьми составляют из уголков названные предметы мебели). Но маму это не устраивает. Продавец показывает большой угловой диван. Он нравится всем — и родителям, и детям. Все поместились, и мебель занимает мало места.
Угловой диван дети составляют следующим образом: ставят пять «стульев» в ряд, затем слева приставляют боковую спинку из двух уголков, далее добавляют боковые сиденья из двух положенных горизонтально «стульев».
№12 «Какое вкусное печенье»
Педагог раскладывает блоки Дьенеша, частично группирует их по цвету и форме, размеру и форме и т.д. Затем сообщает детям, что открылся новый магазин и что в нем можно купить печенье для своих кукол, мишек. Вместо денег требуется лишь назвать то, что ты хочешь купить, — по цвету, размеру, форме. Воспитатель говорит, что купит два печенья для своего любимого слоненка — большие и квадратные. Купленное печенье дети раскладывают около игрушек.
№13 «Как мы познакомились с черепашками»
Используется игра «Черепашки-пирамидки» (автор — В. В. Воскобовин).
В Фиолетовом Лесу живут черепашки. Они красного цвета (зеленого, синего, желтого и т.д.).
Дети раскладывают все фигуры заданного цвета на столе (горизонтальный, вертикальный ряды, одну на другую) или нанизывают на стержни.
Черепашки есть большие, поменьше и совсем маленькие.
Большие (или маленькие) черепашки встали друг за другом. Давайте вместе расставим их. Сначала — красная, потом — оранжевая, следом — желтая, за ними зеленая, голубая, синяя и фиолетовая.
Дети выкладывают горизонтальный ряд из фигур или нанизывают их на стержень по цветам радуги.
Черепашки красного цвета решили собраться вместе и выстроиться в ряд. Сначала встала большая черепашка, потом поменьше, и последней — самая маленькая (слева направо).
Большая желтая и маленькая зеленая черепашки подружились.
Дети выкладывают фигуры соответствующего цвета в горизонтальный или вертикальный ряд, нанизывают на стержень, называют цвет, размер, способ расположения.
№14 «В гости к кролику»
Рассеянный ослик Иа приглашен в гости к кролику, в домике которого три окна: круглое, треугольное и квадратное. Ослик, конечно же, прошел бы мимо его дома, если бы не друзья, которые призывно махали ему: Винни-Пух — не из круглого окошка; Пятачок — не из квадратного. Наконец, Иа увидел и услышал самого кролика, который звал его. Из окна какой формы кролик звал ослика Иа?
№ 15 «Подарки друзей ослику Иа на день рождения»
Сова, Пятачок и Винни-Пух приготовили для Иа подарки: горшочек меда, воздушный шарик и прелестный хвостик с бантиком. Чем порадует друга каждый, если Винни-Пух подарит не шарик, а Пятачок — не горшочек?
№16 «Какое дерево выбрать?»
На участке детского сада растут деревья, среди которых ели, березы, клены и осины.
На игровой площадке младшей группы растет клен. На игровой площадке средней группы — береза. Какое дерево защищает его летом от солнца, а осенью — от дождя?
Маша ходит в младшую группу. Под каким деревом стоит скамеечка, на которой она так любит раскладывать свои игрушки?
№17 «Песочный городок»
Митя, Маша и Аленка играют в песочнице. У ребят есть одно большое ведерко и две формочки: одна — в виде машинки, другая — в форме домика.
Они хотят построить песочный городок с башнями, домиками и машинами. Аленка и Митя взяли разные игрушки, а Маша — формочку-домик. Что построили из песка Аленка, Митя и Маша?
№18 «Кто когда родился?»
Во время беседы с детьми о временах года (по картинкам) воспитатель обращается к ним с вопросом, в каком времени года день рождения у каждого.
Маша говорит, что в ее день рождения кругом снег, и папа катает ее на санках, а на деревьях совсем нет листиков.
Аленка рассказывает, что, когда у нее день рождения, все купаются, загорают и едят мороженое с клубникой.
Денис говорит, что в его день рождения на деревьях много зеленых листочков и появляются желтые цветочки, которые называются мать-и-мачеха.
В какое время года родились Маша, Аленка и Денис?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....
Картотека проблемных ситуаций по математике
проблемные ситуации...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Картотека проблемных ситуаций
Картотека проблемных ситуаций...
Картотека проблемных ситуаций по ПДД
Проводим дома время с пользой....
Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....
картотека проблемных ситуаций
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....