"Огонь - наш друг или враг?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект НООД по формированию основ безопасного поведения с огнём в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ogon_drug_ili_vrag.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НООД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Огонь - наш друг или враг?»
Задачи:
Образовательные:
• дать детям представление о пользе и вреде огня, рассказать, что он издавна был другом человека;
• расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни;
• уточнить представления детей о причинах возникновения пожаров.
Воспитательные:
• воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.
Развивающие:
• развивать речевую активность;
• обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
Материал: презентация на тему «Огонь - наш друг или враг?», книги разных авторов о пожаре (С. Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т.д.), карта путешествия, нарисованный факел на ватмане, картинки – огонечки с изображением пользы и вреда огня, медальки «Юный пожарный» по количеству детей, плакат по пожарной безопасности, сундук, клей-карандаши (по количеству детей), бумажные салфетки.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дети отгадайте загадку и узнаете, о чем мы с вами поговорим.
У меня характер яркий
Аппетит у меня жаркий
Я могу съесть целый дом
Улицу, микрорайон
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры
Ты рукой меня не тронь
Обожжешься! Я - (огонь)
(слайд 1)
Воспитатель: Слово «огонь» известно человеку с давних времен. А что вы знаете об огне? Как выглядит огонь? (Ответы детей) Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. А где его можно увидеть? Огонь человеку друг или враг? (ответы детей) Где мы можем узнать информацию об этом? (книги, ТВ, интернет, взрослый).
(слайд 2)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь какой – то кувшин, уж не сидит ли в нем знаменитый Джин?
(слышится голос Джина).
Джин: Хо – хо – хо! Кто нарушил мой покой? За то, что разбудили меня, Придётся вам пройти много моих испытаний с помощью карты. Справитесь – будет вам награда, а если нет – ничего не получите.
Воспитатель: Кого мы с вами разбудили? Посмотрите, какую карту он нам дал. Это карта путешествия в мир огня. Сколько здесь испытаний? (Дети считают по нарисованным окошкам) Справимся с ними? Отправляемся в путешествие. А на чем можно путешествовать? (ответы детей) Я предлагаю, на чем отправиться? (На ковре-самолете) (Слайд 3).
Слайд 4.
Воспитатель: Мы с вами попадаем в город прошлого, в каменный век. В каменном веке первобытные люди уже научились добывать огонь. Как они это делали, кто расскажет? (Ответы детей: при помощи трения одной палки о другую, высекать из камня) (слайд 5)
Воспитатель: Наши предки знали немало хитростей добывания огня. Они считали его живым существом и поселяли его жить в свои пещеры. Как вы думаете, как помогал огонь людям? (Ответы детей: он помогал людям выжить, спасал от холода, его использовали в охоте на животных, использовали для приготовления пищи) (слайд 6)
Воспитатель: Молодцы. Справились с первым заданием. Закроем фишкой первое окошко на карте (предлагается ребенку это сделать). Джинн нас отправляет в город Олимпию Древней Греции (слайд 7)
Воспитатель: В этом городе впервые стали проходить олимпийские игры. Кто знает, что такое олимпийские игры? (Ответы детей: спортивные соревнования спортсменов из разных стран) (слайд 8)
Воспитатель: На олимпийских играх зародилась традиция зажигать от солнечного луча огонь в большой чаше. Этот огонь горел, все дни пока проходили Олимпийские игры. Как вы думаете, что же он мог символизировать, обозначать? (предположения детей)
Воспитатель: Олимпийский огонь символизировал мир и дружбу всех стран нашей планеты. Если олимпийские игры проходят зимой, как они называются? (ответы детей: зимние) А если летом? (ответы детей: летние)
Кто знает, в каком городе проходили зимние олимпийские игры в прошлом году? (ответы детей: в России, в городе Сочи) Молодцы. Скажите, в каком городе мы побывали? (Ответ детей: в Сочи). Чем известен этот город? (ответы детей: южный курорт).
Воспитатель: Закроем фишкой этот город на карте (ребенок закрывает магнитиком), летим дальше.
(слайд 9)
Воспитатель: Мы попали с вами в город Доброго огня.
Вспомните, где еще люди могут применять огонь (ответы детей) Сила огня очень велика. Посмотрите, где еще использую огонь? (слайд 10) (Ответы детей: для запуска ракет, космических кораблей).
(Слайд 11)
Воспитатель: Как вы думаете, как помогает в больших печах на заводах огонь? (ответы детей: он помогает плавить металлы и стекло).
(Слайд 12)
Воспитатель: А здесь где применяют огонь? (ответы детей: для изготовления кирпича для обжига глиняных изделий)
Воспитатель: Предлагаю вам сделать символ доброго огня в виде горящего факела. Подойдите к столу и выберите со стола только те картинки – огонечки, на которых показано как огонь помогает людям (дети выбирают и наклеивают на заранее нарисованном ватмане факел, воспитатель спрашивает у детей по ходу работы, что они выбрали из картинок и почему)
Воспитатель (показывает сделанный символ и говорит):
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим -
Не согреет ладошек он ваших.
Превращает все в пепел и дым.
И жесток он, и грозен, и страшен.
Воспитатель: И с этим испытанием мы справились. (Ребенок отмечает фишкой на карте) Отправляемся в следующий город.
(Слайд 13 )
Воспитатель: Как он называется? (дети отвечают: город злого огня)
Какой вред может принести огонь? (могут сгореть вещи, дом, лес, погибнуть животные, люди)
(слайд 14)
Воспитатель: Отчего может произойти пожар? (дети отвечают: баловство с огнём). Воспитатель дополняет ответы детей: от неправильного обращения с огнём; игра со спичками, не потушенный костёр, не выключенные электроприборы.
(слайд 15 )
Воспитатель:
- Если случился пожар, что ты будешь делать? (дети отвечают, педагог дополняет и конкретизирует ответы)
- если есть возможность, покинуть помещение, а не прятаться;
- позвонить по телефону 01. Что ты сообщишь по телефону? (название посёлка, улицы, фамилию, где и что горит)
- позвать на помощь взрослых
- Если много дыма в помещении, что надо сделать? (ответы детей - закрыть нос и рот влажной тряпкой, накинуть на себя что-нибудь мокрое, двигаться нагнувшись).
- Молодцы, ребята! Что надо делать, чтобы огонь приносил пользу и радость? (ответы детей - правильно с ним обращаться).
Физминутка «Не ошибись» (дети стоят в кругу).
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны подпрыгнуть: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, пожарная каска, ноты, огонь, спички, 01, стол, пожарная машина.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим испытанием справились (Ребенок отмечает фишкой). Сколько испытаний осталось? Летим в город Сказок.
(Слайд 16)
Воспитатель: Вспомните произведения и сказки, в которых рассказывается о случаях пожара (дети называют произведения)
- Кто помнит эту сказку?
А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли…
- Из какой сказки эти строки? Кто автор? (ответ детей: К. Чуковский «Путаница»)
-Кто зажег море и чем? ( ответ детей: лисички взяли спички) .
-Чем тушил море крокодил? (ответы детей: пирогами, и блинами, и сушёными грибами).
-Кто помог потушить огонь? (ответы детей: бабочка прилетела, крылышками помахала, стало море потухать и потухло).
- Молодцы! Справились с заданием (Ребенок отмечает фишкой окошко).
(слайд 17)
Воспитатель: Мы попадаем с вами в Играй-город. Отгадайте загадки, а отгадку найдите на экране под нужной цифрой:
1. Пеной
Доверху набит,
На огонь
Всегда сердит.
Как увидит,
Так стремится
На него
Дождем пролиться (огнетушитель)
2. Выпал на пол уголек,
Пол из дерева зажег.
Ты не жди, и ты не стой
Побыстрей залей…(водой)
3. Он и жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Он с тобой готов играть,
В беде взрослым помогать.
Что это? (песок)
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Найдите из четырех предметов пожароопасный предмет (слайд 18 – 19)
Итог занятия:
(Слайд 20)
Воспитатель: Огонь может быть не только другом, но и врагом. Девочки нам напомнят о пользе огня (девочки отвечают). Мальчики – о вреде огня (мальчики отвечают) (педагог хвалит детей)
Воспитатель: Огонь может быть не только другом, но и врагом. Что обещал Джин, если мы пройдем все испытания? Он мне шепнул на ушко и указал место, где лежит сюрприз. (Воспитатель находит сундук и достает из него для детей мндальки «Юный пожарный», костюмы пожарного, плакат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни...
Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."
Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....
Конспект физкультурного развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группы "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Материал адресован работникам дошкольных учреждений.Цель:выработать навык правильного анализа и адекватного поведения в экстремальной ситуации, т.е. грамотных действий в тех условиях, которые могут се...
Поделки на тему "Огонь - наш враг, огонь - наш друг".
"Сам не справишься с пожаром,Этот труд не для детей.Не теряя время даром,"01" звони скорей.Набирай умело,Чтоб не всё сгорело!...
«Огонь – наш друг, огонь – наш враг».
Программное содержание:· Обучение детей ориентировке в проблемных ситуациях;· Формировать у детей ...