Конспект ООД на тему "Русская матрешка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Ежегодно согласно планированию образовательной деятельности проводят воспитатели ДОУ занятия с детьми на тему "Русская народная игрушка-МАТРЕШКА".Даный конспект послужит
для продолжения знакомства дошкольников с разновидностями русской игрушки,обогатит игровую деятельность детей,сформируе знания по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt-OOD-Russkaya-krasavitsa-Matreshkaматрешка | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
с детьми среднего дошкольного возраста
на тему: «Русские матрёшки»
Разработала:воспитатель ГБДОУ д/с №34 Приморского р.СПб Драган Н.В.
Цель:продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи-учить различать по размеру,цвету(окраске) матрешки;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
-развивать творческую активность, внимание.
-воспитывать интерес детей к народному творчеству.
-развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.
-развивать художественный вкус.
Интеграция образовательных областей-»Развитие речи»,»Музыка»,»Коммуникация и социализация».
Материалы и оборудование:наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки,аудиозаписи с музыкой.
Формы и средства обучения: образно-художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные.
Предварительная работа:знакомство с матрёшкой, рассматривание иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений о матрёшке, игры с матрешкой.
Ход организованной деятельности:
Воспитатель: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Послушайте загадку и отгадайте, кто же живет в этой стране.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?»
Дети: «Это матрёшка!»
Воспитатель: «Молодцы! Это матрёшка.»
(воспитатель убирает расписной платок, и дети видят кукол-матрешек, картинки, фотографии с изображением матрешек)
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Воспитатель: « Дети, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?»
Дети: «Это русско-народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!»
Воспитатель: « Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок (показ картинки). Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. Я принесла одну такую матрешку, мастер выточил ее из дерева, и теперь она готова к росписи. Попробуйте, какая матрешка на ощупь? (дети пробуют - гладкая).
- А давайте рассмотрим, как одета матрешка?»
(Дети рассматривают матрёшку).
Дети: « Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник.»
Воспитатель: « Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их.»
(Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).
Воспитатель: « Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов - Майданская матрёшка (показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
- А с этой матрешкой вы уже знакомы. Как она называется? (Подмосковная). Правильно, Подмосковная или Сергиеев-Посадская. Как вы догадались? (ответы детей)
- Да, эти матрешки все время куда-то спешат – в лес за грибами и ягодами, угощать гостей чаем. Эти матрешки держат что-нибудь в руках: корзину, платочек, самовар.
- Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Чем?»
Дети: « По форме, цвету, росписи. И у них разные названия.»
Воспитатель: « Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём.»
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).
На ногах сапожки топают матрёшки (топают).
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись (дети кланяются).
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).
Вы похожи словно сёстры (качают головой).
Воспитатель: «Ребятки, в волшебной стране случилась беда. Кто-то разорвал фотографии матрешек на много мелких частей. Давайте поможем и соберем фотографии. (Воспитатель вызывает 2 детей и предлагает им сложить две разрезные картинки с изображением матрешек).
Воспитатель:»А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь ее, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
- Матрешка, а наши ребята и стихи для тебя подготовили.
1-й ребенок:
- Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
2-й ребенок:
- Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять… найденыш!
3-й ребенок:
- Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Все расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
4-й ребенок:
- Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся.
Воспитатель: «А сейчас посмотрим как вы умеете собирать матрёшек.»
(Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)
Воспитатель:
«Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.»
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)
Воспитатель:»Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?»
Дети:»Да понравилось.»
Воспитатель:»Ребята, а Матрешка приготовила вам подарки – фотографии своих сестричек. Только они черно-белые, сегодня мы с вами их раскрасим.»
дети приступают к работе. Воспитатель по необходимости помогает
выполнять работу.
Воспитатель:» Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?»
Дети:»Спасибо!»
Воспитатель: -Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).
- Какие вы все молодцы, всё знаете. Да, матрёшки бывают нескольких видов. Русско-народная, деревянная матрёшка известна и по сей день, она вошла в нашу историю.
Матрёшка:»Ну а сейчас пришло время прощанья»
До свиданья!»
Дети:»До свиданья!»
Анализ занятия и выполненной работы.
Воспитатель отмечает активность детей ,дает оценку выполненной работе и поощряет отличившихся детей.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
в средней группе на тему»Рисуем фартучек для дымковской барышни»
Цель:учить детей расписывать плоскостные фигурки четырехугольной формы, используя разные элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).
Задачи: закреплять умение правильно держать кисть, хорошо насыщать ее краской. Развивать эстетическое восприятие, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, уважение к работе народных мастеров.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи»,»Коммуникация и социализация»,»Математические познания».
Оборудование: кукла в дымковском костюме; дымковские игрушки: конь, барыня, индюк, няня-кормилица, уточка, рыбка и др.
Для каждого ребенка: силуэт фартука четырехугольной формы из бумаги; гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, подставка для кисточек.
Предварительная работа (просмотр видеоролика о дымковской игрушке; рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора).
Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:»Откроем волшебную дверь и потихоньку войдем,
И ты, мой дружок, поверь, что новых друзей здесь найдем.
Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!
Поздоровайтесь. Улыбнитесь нашим гостям. Посмотрите, как у наших гостей появились замечательные улыбки, им очень понравилось наше приветствие. А теперь подарите улыбки друг другу. Ой, ребята! Посмотрите, а кто это нас встречает? (Дети видят куклу, называют ее.) Конечно, это же барышня.»
Кукла:»Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
А вы отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. «(дымковская игрушка)
Кукла:»Правильно. Молодцы! А дымковские игрушки я взяла сегодня с собой к вам на занятие. Обратите внимание на них. А вы знаете, почему их называют дымковскими?»
Дети: «Потому что её делают в селе Дымково.»
Воспитатель:» Молодцы!
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барышни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад.
Каждый тем игрушкам рад!»
Кукла: «Ребята, а вы знаете, как эти игрушки делают?»
Дети: «Да, сначала их лепят из глины, затем обжигают в печах, белят, а затем расписывают.»
Кукла:» Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
А какие цвета использовали мастера?»
Дети: «Красный, синий, зеленый, черный, желтый на белом фоне.»
Кукла: «Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?»
Дети: «Узоры состоят из прямых и волнистых линий, кругов, колец, точек и мазков. Иногда линии могут пересекаться и образовывать своеобразный узор - сетку.»
Кукла:»Ребята, все игрушки яркие! Мастер расписал всех моих друзей, и мне платье красиво украсил. Да вот только на фартучек мой краски не хватило. У всех барышень фартучки яркие и только у меня фартучек белый, не раскрашенный. Вот мне и грустно.»
Воспитатель:» Ребята, давайте поможем нашей барышне, разукрасим для нее несколько фартучков, чтобы она могла ходить в них на праздник, носить воду, играть с детьми. Поможем?»
Дети: «Да!!!»
Воспитатель: «Сейчас мы с вами отправимся в светлую мастерскую, где будем работать над фартучками.Перед тем, как приступить к работе, давайте мы с вами рассмотрим уже разукрашенный фартучек. Какую форму имеет фартучек? Какую фигуру он вам напоминает?Сколько у нее уголков? Еще у нее есть центр. Какие элементы нарисованы в центре ? Какого они цвета? А как мы их рисуем? Какие элементы узора нарисованы по уголкам нашего фартучка? Какого они цвета? Чем отличаются эти элементы? А как мы их рисуем? Какие элементы еще вы видите на фартучке? Какого они цвета? Как мы их рисуем? Сейчас я разукрашу свой фартучек.»
(Воспитатель раскрашивает еще один образец)
Воспитатель:»Вот какой красивый у меня получился фартучек. А теперь вы украсите фартучки для нашей барышни.
Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров.»
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись
Друг другу дружно улыбнулись
Две пружинки, три прыжка
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов
И превратились в мастеров.
Воспитатель:» А теперь вы стали мастерами и можете сами раскрашивать свои фартучки, как вам захочется. Но для этого давайте сначала повторим, как мы будем рисовать. Для своих фартучков вы можете использовать любые элементы узора.
Подумали, а теперь приступайте к рисованию. Колечки и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.»
Дети самостоятельно и с помощью воспитателя выполняют работу.
Анализ работ.
Кукла: «Ребята, спасибо вам большое! Вы мне очень помогли! Посмотрите на фартучки. Какие они красивые! А узоры на всех фартучках получились разные. Мне очень понравились ваши работы. А вам нравятся ваши работы?» (Ответы 2-3 детей).
Воспитатель:»Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и помогли дымковской барыне. Вы очень хорошо справились с этой работой. Вам понравилось быть дымковскими мастерами? А что бы вы хотели раскрасить в следующий раз?Теперь поставим работы для просмотра вашими родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....
Конспект НОД "Домик для матрешки"
Конструирование для детей раннего возраста...
Конспект занятие "Мы веселые матрешки"
Занятие по лепке в средней группе...
Конспект занятия. Хоровод русской матрешки
Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;Познакомить с семеновской матрешкой;Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную техн...
Конспект НОД "Русская красавица - матрешка!"
конспект...
Конспект занятия «Фартук для матрешки»
Аппликация...