Перелетные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе

Подготовила воспитатель Костенко Н.И.

Цель: дать представления о перелетных птицах

Задачи:

  1. продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах
  2. углублять представления о причинах отлета птиц
  3. уметь отгадывать загадки
  4. развивать активный словарь
  5. воспитывать любознательность к жизни птиц
  6. воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание им помочь

Материал : иллюстрации с различными видами птиц

Предварительная работа:

  1. беседа с детьми о птицах
  2. заучивание стихотворений, пословиц, загадок о птицах
  3. прослушивание голосов птиц ( аудиозапись)

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку.

Загадка:

 Я раскрываю почки в зеленые листочки,

 Деревья одеваю, посевы поливаю.

 Движения полна. Зовут меня…..(весна)

Задает вопросы:

  1. Какое сейчас время года?
  2. Назовите весенние месяцы
  3. Какой сейчас месяц?
  4. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же они прилетели? ( из теплых стран, с юга)
  5. Почему прилетели? (вернулись в родные края, наступила весна, стало тепло)
  6. Чем покрыто тело птиц? (перьями) Правильно, мы их узнаем по оперенью.
  7. А еще чем они отличаются? (формой тела, клювом)
  8. Из чего птицы строят гнезда? (веточек, палочек, соломы, пуха, мха, кусочков ткани)
  9. Где строят гнезда? ( на деревьях, на земле, под крышей домов, под балконом , в кустах)
  10.  Каких птих мы называем перелетными.

А сейчас мы с вами совершим прогулку в лес и посмотрим, какие птицы там живут.

Отгадайте загадку:

                  Всех перелетных птиц черней,

                 Чистит пашню от червей

                 Взад – вперед по пашне вскач

                 А зовется птица… (грач)

Найдите эту птицу на картинке. Опишите грача, расскажите, что знаете о нем.

Грачи прилетают первыми, не боятся холодов.И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Они черные с белыми носами, начинают строительство гнезд.Никогда не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.

Следующая загадка:

              На шесте – дворец,

              Во дворце- певец.

             А зовут его … ( скворец)

Дети рассматривают картинку и рассказывают о скворце.

У скворца черная грудка в белую крапинку. Ходит  широким важным шагом, кланяясь, ищет дождевых червей. Скворцы селятся в дупле или скворечниках. Питаются червями , гусеницами, жуками. Скворец – пересмешник. Он умеет передавать все, что услышит: не только голоса птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки.

А вот еще загадка:

             Путь проделав длинный

             Прилетает к нам с теплом,

             Лепит домик под окном

             Из травы и глины  (ласточка)

Дети рассматривают картинку и рассказывают про ласточку.

Ее легко узнать по черному оперенью и белой грудке. Хвост раздвоенный. Пьют и едят ласточки на лету. В их хорошо раскрытый клюв как будтосами залетают мухи и комары.

Физкультминутка

Птичка весело живет,

Головой мотает

Хвостиком трясет.

Крылышки расправит,

В небо упорхнет.

Загадка:

           Птичка-невеличка,

           А поет – лес дрожит.  ( соловей)

Дети рассматривают картинку и рассказывают про соловья.

Соловей – одна из певчих птиц. Перышки окрашены в бурый цвет, на брюшке – белый. Питаются насекомыми. Вьют гнезда в кустах. Соловей помогает высаживать яйца и кормит птенцов, распевая песни. Когда птенцы вырастают и покидают свои гнезда, соловей перестает петь. Нет птицы, которая бы пела лучше соловья.

Следующая загадка:

               Он живет на крыше дома

               Он летает на охоту

               За лягушками к болоту  ( аист)

Дети описывают аиста…

В народе считают, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого он поселился. Аисты могут спать на лету.

Загадка:

               Нам часто слышится в лесу

               Межу ветвей ку-ку

               Какая пестрая птичка

               В чужом гнезде снесла яичко?   ( кукушка)

Дети рассматривают картинку о описываю внешний вид птицы…

Когда птички ненадолго отлетаю от гнезда кукушка сразу подкладывает в чужой домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.

Люди с давних времен с большой любовью и заботой относились к птицам. Много загадок, сказок, потешек живут в народе. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели : « Уж, вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную» А сейчас мы празднуем День птиц в конце марта.

Пословицы:

  1. Всякая птичка свои песенки поет
  2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше только на зеленой ветке.
  3. Всякая птица тепло ищет.
  4. Всякая птица сети боится.

Ну а теперь возвращаемся домой.

Подводится итог занятий.

  1. Дети, где мы были?
  2. Кого встретили? Какие это птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...