Перелетные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе
Подготовила воспитатель Костенко Н.И.
Цель: дать представления о перелетных птицах
Задачи:
- продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах
- углублять представления о причинах отлета птиц
- уметь отгадывать загадки
- развивать активный словарь
- воспитывать любознательность к жизни птиц
- воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание им помочь
Материал : иллюстрации с различными видами птиц
Предварительная работа:
- беседа с детьми о птицах
- заучивание стихотворений, пословиц, загадок о птицах
- прослушивание голосов птиц ( аудиозапись)
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку.
Загадка:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна. Зовут меня…..(весна)
Задает вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы
- Какой сейчас месяц?
- На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же они прилетели? ( из теплых стран, с юга)
- Почему прилетели? (вернулись в родные края, наступила весна, стало тепло)
- Чем покрыто тело птиц? (перьями) Правильно, мы их узнаем по оперенью.
- А еще чем они отличаются? (формой тела, клювом)
- Из чего птицы строят гнезда? (веточек, палочек, соломы, пуха, мха, кусочков ткани)
- Где строят гнезда? ( на деревьях, на земле, под крышей домов, под балконом , в кустах)
- Каких птих мы называем перелетными.
А сейчас мы с вами совершим прогулку в лес и посмотрим, какие птицы там живут.
Отгадайте загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад – вперед по пашне вскач
А зовется птица… (грач)
Найдите эту птицу на картинке. Опишите грача, расскажите, что знаете о нем.
Грачи прилетают первыми, не боятся холодов.И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Они черные с белыми носами, начинают строительство гнезд.Никогда не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара.
Следующая загадка:
На шесте – дворец,
Во дворце- певец.
А зовут его … ( скворец)
Дети рассматривают картинку и рассказывают о скворце.
У скворца черная грудка в белую крапинку. Ходит широким важным шагом, кланяясь, ищет дождевых червей. Скворцы селятся в дупле или скворечниках. Питаются червями , гусеницами, жуками. Скворец – пересмешник. Он умеет передавать все, что услышит: не только голоса птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, мяуканье кошки.
А вот еще загадка:
Путь проделав длинный
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Дети рассматривают картинку и рассказывают про ласточку.
Ее легко узнать по черному оперенью и белой грудке. Хвост раздвоенный. Пьют и едят ласточки на лету. В их хорошо раскрытый клюв как будтосами залетают мухи и комары.
Физкультминутка
Птичка весело живет,
Головой мотает
Хвостиком трясет.
Крылышки расправит,
В небо упорхнет.
Загадка:
Птичка-невеличка,
А поет – лес дрожит. ( соловей)
Дети рассматривают картинку и рассказывают про соловья.
Соловей – одна из певчих птиц. Перышки окрашены в бурый цвет, на брюшке – белый. Питаются насекомыми. Вьют гнезда в кустах. Соловей помогает высаживать яйца и кормит птенцов, распевая песни. Когда птенцы вырастают и покидают свои гнезда, соловей перестает петь. Нет птицы, которая бы пела лучше соловья.
Следующая загадка:
Он живет на крыше дома
Он летает на охоту
За лягушками к болоту ( аист)
Дети описывают аиста…
В народе считают, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого он поселился. Аисты могут спать на лету.
Загадка:
Нам часто слышится в лесу
Межу ветвей ку-ку
Какая пестрая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? ( кукушка)
Дети рассматривают картинку о описываю внешний вид птицы…
Когда птички ненадолго отлетаю от гнезда кукушка сразу подкладывает в чужой домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.
Люди с давних времен с большой любовью и заботой относились к птицам. Много загадок, сказок, потешек живут в народе. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели : « Уж, вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную» А сейчас мы празднуем День птиц в конце марта.
Пословицы:
- Всякая птичка свои песенки поет
- Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше только на зеленой ветке.
- Всякая птица тепло ищет.
- Всякая птица сети боится.
Ну а теперь возвращаемся домой.
Подводится итог занятий.
- Дети, где мы были?
- Кого встретили? Какие это птицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...