Проект для детей старшего дошкольного возраста «Берегите птиц».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Издавна людей завораживал полет птиц, их  грация и недоступность. Быть может поэтому, долгое время люди пытались научиться летать, изобретая все новые и новые аппараты для полетов в небесной выси. Вопросы  давно получили свое научное объяснение, но созерцание детьми птиц до сих пор завораживает. Эти пернатые создания вызывают бурю эмоций, вопросов. Но самое главное благодаря общению с миром птиц мы расширяем  кругозор  детей и воспитываем отзывчивых, добрых людей в будущем, умеющих видеть  красоту природы во всем ее многообразии, преумножая и сберегая для следующих поколений  богатство  нашей планеты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдзвелöдан

Муниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к.

Проект

для детей старшего дошкольного  возраста

«Берегите птиц».

 

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №65» г. Воркуты

Пославская О.З.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта

   Издавна людей завораживал полет птиц, их  грация и недоступность. Быть может поэтому, долгое время люди пытались научиться летать, изобретая все новые и новые аппараты для полетов в небесной выси. Вопросы  давно получили свое научное объяснение, но созерцание детьми птиц до сих пор завораживает. Эти пернатые создания вызывают бурю эмоций, вопросов. Но самое главное благодаря общению с миром птиц мы расширяем  кругозор  детей и воспитываем отзывчивых, добрых людей в будущем, умеющих видеть  красоту природы во всем ее многообразии, преумножая и сберегая для следующих поколений  богатство  нашей планеты.

Цель проекта: расширение  представлений детей  о  птицах,  формирование  осознанно – правильного отношения к птицам.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формирование представлений об образе жизни птиц (на земле, в воздухе, в воде) их основных жизненных функциях (питание, способ передвижения и размножения); поведение (стаи, гнезда).  
  • Систематизировать представления детей о местах обитания птиц (живут там, где есть пища,   где удобно выращивать птенцов, спасаться от врагов).
  • Закрепить знания детей  о многообразии птиц.
  • Формировать  обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах
  • Формирование  понимания детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоение правил поведения в ней.
  • Учить различать птиц по способу их питания.
  • Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.
  • Обобщить  представления детей о том, что все живые существа растут,  развиваются (изменяются) и размножаются.
  • Формировать представления о причинно – следственных связях и закономерностях в природных явлениях.
  • Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона, северной суровой весны (среда обитания, потребности, приспособление к среде, признаки хорошего состояния).                                                                                                      

Развивающие:

  • Развивать у детей наблюдательность, желание узнавать новое, умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений.
  • Развивать гибкое ролевое поведение при развертывании сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
  • Развивать навыки художественного творчества.                                                                                                                                 Содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности.

                                                                               

Воспитывающие:

 

  • Прививать  доброе, заботливое и бережное  отношение к объектам  живой природы.            
  • Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года.

Ожидаемый результат:

1.​ Дети узнают об образе жизни птиц много интересных фактов.

2.​ Дети подойдут к пониманию значения птиц в  пищевой цепочке экосистемы.

3.​ Развитие духовно-нравственных качеств: доброта, сострадание, отзывчивость.

4.Сформируется у детей  позиция помощника и защитника природы.

Участники проекта: дети (возраст 5 – 6 лет), родители и воспитатели.

Продолжительность проекта:  1 неделя.

Тип  проекта:  информационно – творческий.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие,  речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической  и художественной  литературы;
- подбор наглядного  материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов, презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей, педагогов и детей;

                         Дети:

  • непосредственно  образовательная  деятельность;
  • чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии, прогулки
  • создание игровых и проблемных ситуаций;
  • практическая художественная деятельность;
  • просмотр  презентаций
  • прослушивание аудиозаписей
  • дидактические, настольно-печатные игры;
  • праздники и развлечения;
  • обыгрывание и драматизация сюжетов;
  • коллективная аппликация, участие в конкурсе;
  • использование пословиц и поговорок;

                                 

Этапы работы над проектом:

I  этап.  Подготовительный.

      1.Донести до всех  участников проекта важность  

     2.Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный   материал по данной теме;

     3.Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

      4.Составить перспективный план мероприятий;

II  этап.   Основной.

Цель этапа:  выявление экологических знаний детей; углубление и обобщение знаний детей о птицах.

Содержание работы в процессе  реализации проекта.

1 неделя

Вид деятельности

Тема, задачи.

Ситуации, общение

К нам в гости прилетел голубь. Как воробей поселился в скворечнике. Мы делаем кормушки. Столовая для птиц. Откуда появился цыпленок? Что мы делаем с крошками со стола? Что зашито мягкое в подушках? Почему индюки, утки и куры на юг не улетают? Где живет сорока? О том, как утята учили плавать цыплят. Что случится, если  все птицы исчезнут? Как бы ты поступил, если увидел, как  мальчишки стреляют в птиц  из рогатки.

НОД

Математическое и сенсорное развитие.

Тема:  «Измерение сыпучих веществ. Эксперимент  Сколько птичек можно накормить?»

Задачи.

Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9; учить  называть дни недели по порядку; формировать представление  о том, что число не определяет положение предмета.

Развитие речи.

Тема: Рассматривание картины « Пестрый дятел».

Задачи.

Расширить и уточнить круг конкретных представлений детей о дятле и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и её питанием, движением и образом жизни.

Развитие речи.

Тема: Пересказ художественного произведения Е. Чарушина  «Воробей».

Задачи.

Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Мир природы.

Тема: « Зимующие и перелётные птицы».

Задачи.

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представление детей о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелётных  (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания, обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Мой мир

Тема: « Птицы республики Коми».

Задачи.

Учить устанавливать причинно - следственные связи различного характера. Формировать умение использовать  для  обобщения предметно – схематическую модель. Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющие типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, тело покрыто перьями.

Чтение художественной  литературы.

Тема: « Финист - Ясный сокол» чтение русской народной сказки.

Задачи.

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой « Финист - Ясный сокол».

Дидактические игры

«Назови пословицу»

Задачи. Закрепить знание детьми пословиц о птицах.

«Отгадай загадку»

Задачи. Формировать у детей умение разгадывать загадки, анализируя собранные в них характеристики  объектов живой природы, обосновывать свою точку зрения.

 «Что сначала, что потом?»

 Задачи. Учить придумывать сюжет, самостоятельно составлять рассказ о птицах.

«Один - много»

 Задача. Упражнять в словообразовании сущ. мн.ч.

« Кто живёт одной семьёй?»

Задача. Конкретизировать представления детей о домашних птицах, их семействах.

« Четвёртый лишний».

Задача. Развивать умение классифицировать по существенному признаку, обобщать.

« Что за птица?» Задачи. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

« Кто как поёт?» Задачи. Формировать у детей звуковую культуру речи, предложить как можно точнее передать звуки , издаваемые различными птицами, вспомнить слова , которыми их обычно передают ( ворона-« кар-кар», воробей –« чирик - чирик », сова –«ух – ух» и т.д.)

« Подбери признак « Задача. Учить согласовывать имена существительные с прилагательными.

«Закончи предложение» Задачи. Уточнить и расширить представления о птицах, их строении, стимулировать речевую активность. ( У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют желтогрудая.)

«Расскажи-ка» Задачи. Учить описывать птиц с помощью схемы.

« Кто что ест?» Задачи. Закрепить знания детей  о питании птиц.  

Лабиринт « Чей клюв?» Задача. Совершенствовать умение детей различать птиц по клювам.

« Чей хвост?» Задача. Закрепить умение образовывать  притяжательные прилагательные.

«Птица, рыба, зверь»

Задачи. Учить детей применять знания о птицах, рыбах и зверях для решения игровой задачи, развивать внимание.

Компьютерная презентация

«Птицы».

Задачи.

Уточнить, систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их строении, питании, образе жизни, учить называть знакомых птиц. Рассказать о перелётных птицах, о том, как они собираются в стаи, совершают перелёт.

«Орел – царь птиц».Задачи . Расширить знания детей об орле.

Чтение художественной литературы

 В. Бианки « Синичкин календарь», « Сова, « Кто чем поёт? И. А Крылов «Лебедь рак и щука», Д. Мамин-Сибиряк « Серая шейка», Ж. Превер « Как нарисовать птицу».

Е.Чарушин «Воробей»,  И. Токмакова «Голуби», А. Барто « Синицы», А. Чепурова «Трудно птицам зимовать»,  Н. Рубцова  «Воробей», русская народная сказка  «Гуси - лебеди»,  «Кукушка»  ,    Г. Снегирев   «Про пингвинов», «Про птиц», Э. Шим  «Соловей и вороненок», А. Яшин. «Покормите птиц».

Заклички «Грачи – киричи», «Ух ты пташечка,  ты залетная»

Художественное творчество

Лепка. Тема:   «Птицы на кормушке».
Задачи.

 Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться  созданным изображениям.

Рисование. Тема: « Птицы синие и красные».

Задачи.

 Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образно, эстетическое восприятие, образные представления.                                                                                                                           Конструирование Тема: «Снегири и синицы».

Задачи.

 Учить складывать птицу способом оригами.

Художественное творчество.

 Тема: « Ворона».

 Задачи. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Музыка

Слушание и разучивание музыкальных произведений, знакомство с попевкой« Птица и птенчики». Задачи. Развивать у детей звуковысотный слух, формировать умение давать простейшую сравнительную характеристику звуков (громче - тише, выше - ниже).

«Андрей – воробей» Задачи. Учить точно передавать ритмический рисунок попевки  хлопками, развивать чувство ритма.

Музыкальная игра « Снегирек », муз. Н. Губановой. Задачи. Учить детей передавать характерные движения птиц, выполнять их ритмично под музыку. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной импровизации.

Музыкальная игра «Цыплята и киска», муз. М. Картушиной, «Утята и коршун», муз. Н. Губановой.

Слушание муз. Произведения  «Жаворонок» муз. Глинки, «Песня жаворонка», муз. П. И. Чайковского

Хороводная игра «Маленькая птичница», муз. В. Витлина, сл. М. Левашова,

«Птичка», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.

Подвижные игры.

« Пчёлки и ласточка» Задачи. Учить  детей осознанно соблюдать правила игры, анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам. Упражнять детей в беге, совершенствовать функциональные возможности организма.

«Птички и кошка» Задачи. Учить детей выполнять прыжки вверх на двух ногах, сопоставлять свои действия с правилами игры, выступать в роли игроков, водящих, судей.

« Скворечники» Задачи. Учить детей по сигналу менять направление и темп движения, действовать в соответствии с правилами игры. Повышать двигательную активность, вызывать у детей положительные эмоции при проведении подвижных игр.

« Полярная сова и евражки » Задачи. Учить детей соблюдать правила игры (остановиться по сигналу, менять направление и темп движения), развивать внимание.

 « Вороны». Задачи. Продолжать совершенствовать движения в беге по всей площадке. Формировать у детей умение действовать в соответствии со словами стихотворения, регулировать громкость речи, правильно произносить звук [р].

« Лиса в курятнике». Задачи. Учить детей мягко спрыгивать со скамейки на обозначенное место, сохранять равновесие при приземлении. Развивать выразительность движений, творчество в двигательной деятельности.

«Совушка» Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять основные движения, двигаться легко, свободно, использовать все игровое пространство, упражнять в беге. Учить действовать по звуковому сигналу, развивать ловкость и быстроту реакции.

«Наседка и цыплята» Задачи. Закреплять у детей умение подлезать под препятствия, не касаясь руками пол, согласовывать движения рук и ноги ходьбе и беге.

«Лиса и гуси» Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия, выступать в роли водящих, ведущих, судей. Обогащать двигательный опыт, формировать досуговые компетенции.

Игровое упражнение «Индюки» Задачи. Учить детей выполнять бег  мелкими и широкими шагами. Развивать выносливость, мышцы ног, повышать жизненную емкость легких.

Игровое упражнение «Пингвины». Упражнять детей в ходьбе приставными  шагами вправо и влево, учить двигаться с изменением темпа движения. Развивать творчество в двигательной деятельности.

Игровое упражнение «Куры и цыплята» Задачи. Способствовать совершенствованию выполнения основных движений при ходьбе, учить выполнять мелкие и широкие шаги, реагировать на сигнал. Развивать слуховое  восприятие,  внимание.

«Гадкий утенок». Задачи. Учить выражать  различные эмоции(отвращение и презрение).

«Жар – птица» Задачи.  Психомышечная  тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

«Гуси – лебеди» Задачи. Упражнять детей в правильном выполнении основных движений, в беге, учить действовать по сигналу, учить выступать в качестве организаторов игры.

«Сокол и лиса» Задачи. Учить действовать в соответствии с правилами игры, правильно выполнять основные движения, быстро и точно действовать по звуковому сигналу, упражнять в беге.

«Дятел» Задачи. Предложить детям рассказать правила игры, упражнять в беге, учить реагировать на сигнал. Развивать быстроту реакции, внимание, наблюдательность.

«Сокол и голуби» Задачи. Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые действия, упражнять в беге. Развивать ловкость, формировать умение действовать по команде

«Воробушки и кот» Задачи. Продолжать учить детей выполнять прыжок с высоты 20-25 см, приземляться на полусогнутые ноги, упражнять детей в беге. Развивать координацию  движений,  выносливость.

Тема, задачи.

Речевая логическая задача

« Птичья столовая». Задачи. Развивать логическое мышление детей.

Сюжетно - ролевые игры.

« Экологи».

Задачи.

Создавать условия и поощрять социальное  творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, её необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

«Ферма»

Задачи.

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую  активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, ответственности, дружелюбия.

Экспериментальная деятельность

Опыт с перьями.

Задача. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Опыт «Легкий – тяжелый»  

Театрализованная деятельность

 Театрализованный этюд «Почему Тюпа не ловит птиц?»;

«Сорока - белобока».

Задачи. Способствовать разностороннему развитию в театрализованной деятельности, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние  персонажей. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе средств перевоплощения, предоставить возможность для экспериментирования при создании образа

 

 Театрализованные этюды «Птичий рынок» Задачи. Учить передавать образ воробушка, дятла, голубя и других знакомых птиц, отражать особенности поведения птиц весной, поддерживать интерес к театрализованной деятельности путем формирования у них игровых умений и навыков.

 

Театрализованный этюд «Птицы в лесу» Задачи. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажей. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности  в выборе средств перевоплощения.

 

Труд

Подготовка корма  для птиц.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц на участке. Задачи. Побеседовать с детьми, какие птицы зимуют с нами рядом, кто прилетает  к нам на участок,  чем они питаются, почему нужно подкармливать птиц. Организовать кормление зимующих птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.  

Наблюдения

Наблюдение за следами птиц на снегу. Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах (вороне, воробье, сороке, голубе), продолжать учить видеть особенности поведения птиц зимой, воспитывать желание помогать птицам в зимний период, продолжать учить замечать особенности передвижения птиц по земле. Упражнять детей в классификации  птиц.      

Наблюдение за вороной. Задачи. Продолжать учить выявлять взаимосвязи между формой клюва и способом питания птиц. Учить обобщать наблюдения за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им, закреплять знания о многообразии птиц.

Наблюдение за голубями. Задачи. Уточнить представление об изменении образа жизни птиц в зимний период,  продолжать устанавливать связь между погодой, состоянием  растительного мира, отсутствием насекомых и образом жизни известных детям птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Наблюдение за поведением  птиц. Задачи. Формировать обобщенное представление  о зимующих и перелетных птицах, учить различать птиц по способу их питания, воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года.

Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Задачи. Продолжать учить выявлять взаимосвязи между формой клюва и способом питания птиц во время еды  (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг от друга), воспитывать доброжелательное отношение к птицам.      

Пальчиковая гимнастика

«Птички», «Перелет птиц». Комплекс  упражнений «Птичка лети», «Птичка, высиживающая птенцов», «Птичка клюет», «Полет птицы».

Мультзал

«Лиса и дрозд», «Оранжевое горлышко», «Кукушка и скворец», «Странная птица», «Утро попугая Кеши», «Кто ж такие птицы».

III этап.  Заключительный

 На заключительном этапе нашего проекта совместно с родителями  провели конкурс с участием родителей «Лучшая кормушка», сделали макет «Птицы на дереве», провели итоговое мероприятие «Берегите птиц».  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"

Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"...

Конспект долгосрочного проекта для детей старшей группы "Прилет птиц!"

ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющихТипичное строение, приспособленных к...

Долгосросный проект для детей старшей группы "Прилет птиц!"

ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющихТипичное строение, приспособленных к...

Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"

Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...

Педагогический проект для детей старшей группы «Помогите птицам зимой».

Педагогический проект для детей старшей группы«Помогите птицам зимой»....

Познавательно-экспериментальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»

Суть проекта заключается в том, чтобы:*Во время целевых прогулок, экскурсий в уголок леса, и на экологической тропе, организованной на территории детского сада, дети могли больше узнать о зимующих пти...

Краткосрочный проект для детей старшей группы " Береги свое здоровье!"

Краткосрочный проект для реализации в старшей группе дошкольной образовательной организации "Береги свое здоровье!"...