Проект для детей старшего дошкольного возраста «Берегите птиц».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Издавна людей завораживал полет птиц, их грация и недоступность. Быть может поэтому, долгое время люди пытались научиться летать, изобретая все новые и новые аппараты для полетов в небесной выси. Вопросы давно получили свое научное объяснение, но созерцание детьми птиц до сих пор завораживает. Эти пернатые создания вызывают бурю эмоций, вопросов. Но самое главное благодаря общению с миром птиц мы расширяем кругозор детей и воспитываем отзывчивых, добрых людей в будущем, умеющих видеть красоту природы во всем ее многообразии, преумножая и сберегая для следующих поколений богатство нашей планеты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты
«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдзвелöдан
Муниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к.
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Берегите птиц».
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №65» г. Воркуты
Пославская О.З.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта
Издавна людей завораживал полет птиц, их грация и недоступность. Быть может поэтому, долгое время люди пытались научиться летать, изобретая все новые и новые аппараты для полетов в небесной выси. Вопросы давно получили свое научное объяснение, но созерцание детьми птиц до сих пор завораживает. Эти пернатые создания вызывают бурю эмоций, вопросов. Но самое главное благодаря общению с миром птиц мы расширяем кругозор детей и воспитываем отзывчивых, добрых людей в будущем, умеющих видеть красоту природы во всем ее многообразии, преумножая и сберегая для следующих поколений богатство нашей планеты.
Цель проекта: расширение представлений детей о птицах, формирование осознанно – правильного отношения к птицам.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формирование представлений об образе жизни птиц (на земле, в воздухе, в воде) их основных жизненных функциях (питание, способ передвижения и размножения); поведение (стаи, гнезда).
- Систематизировать представления детей о местах обитания птиц (живут там, где есть пища, где удобно выращивать птенцов, спасаться от врагов).
- Закрепить знания детей о многообразии птиц.
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах
- Формирование понимания детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоение правил поведения в ней.
- Учить различать птиц по способу их питания.
- Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.
- Обобщить представления детей о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются.
- Формировать представления о причинно – следственных связях и закономерностях в природных явлениях.
- Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона, северной суровой весны (среда обитания, потребности, приспособление к среде, признаки хорошего состояния).
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, желание узнавать новое, умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений.
- Развивать гибкое ролевое поведение при развертывании сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
- Развивать навыки художественного творчества. Содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности.
Воспитывающие:
- Прививать доброе, заботливое и бережное отношение к объектам живой природы.
- Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают об образе жизни птиц много интересных фактов.
2. Дети подойдут к пониманию значения птиц в пищевой цепочке экосистемы.
3. Развитие духовно-нравственных качеств: доброта, сострадание, отзывчивость.
4.Сформируется у детей позиция помощника и защитника природы.
Участники проекта: дети (возраст 5 – 6 лет), родители и воспитатели.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Тип проекта: информационно – творческий.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов, презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей, педагогов и детей;
Дети:
- непосредственно образовательная деятельность;
- чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
- экскурсии, прогулки
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- практическая художественная деятельность;
- просмотр презентаций
- прослушивание аудиозаписей
- дидактические, настольно-печатные игры;
- праздники и развлечения;
- обыгрывание и драматизация сюжетов;
- коллективная аппликация, участие в конкурсе;
- использование пословиц и поговорок;
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный.
1.Донести до всех участников проекта важность
2.Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
3.Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
4.Составить перспективный план мероприятий;
II этап. Основной.
Цель этапа: выявление экологических знаний детей; углубление и обобщение знаний детей о птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
1 неделя | |
Вид деятельности | Тема, задачи. |
Ситуации, общение | К нам в гости прилетел голубь. Как воробей поселился в скворечнике. Мы делаем кормушки. Столовая для птиц. Откуда появился цыпленок? Что мы делаем с крошками со стола? Что зашито мягкое в подушках? Почему индюки, утки и куры на юг не улетают? Где живет сорока? О том, как утята учили плавать цыплят. Что случится, если все птицы исчезнут? Как бы ты поступил, если увидел, как мальчишки стреляют в птиц из рогатки. |
НОД | Математическое и сенсорное развитие. Тема: «Измерение сыпучих веществ. Эксперимент Сколько птичек можно накормить?» Задачи. Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 9; учить называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не определяет положение предмета. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины « Пестрый дятел». Задачи. Расширить и уточнить круг конкретных представлений детей о дятле и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и её питанием, движением и образом жизни. Развитие речи. Тема: Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей». Задачи. Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. Мир природы. Тема: « Зимующие и перелётные птицы». Задачи. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представление детей о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания, обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Мой мир Тема: « Птицы республики Коми». Задачи. Учить устанавливать причинно - следственные связи различного характера. Формировать умение использовать для обобщения предметно – схематическую модель. Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющие типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, тело покрыто перьями. Чтение художественной литературы. Тема: « Финист - Ясный сокол» чтение русской народной сказки. Задачи. Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой « Финист - Ясный сокол». |
Дидактические игры | «Назови пословицу» Задачи. Закрепить знание детьми пословиц о птицах. «Отгадай загадку» Задачи. Формировать у детей умение разгадывать загадки, анализируя собранные в них характеристики объектов живой природы, обосновывать свою точку зрения. «Что сначала, что потом?» Задачи. Учить придумывать сюжет, самостоятельно составлять рассказ о птицах. «Один - много» Задача. Упражнять в словообразовании сущ. мн.ч. « Кто живёт одной семьёй?» Задача. Конкретизировать представления детей о домашних птицах, их семействах. « Четвёртый лишний». Задача. Развивать умение классифицировать по существенному признаку, обобщать. « Что за птица?» Задачи. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. « Кто как поёт?» Задачи. Формировать у детей звуковую культуру речи, предложить как можно точнее передать звуки , издаваемые различными птицами, вспомнить слова , которыми их обычно передают ( ворона-« кар-кар», воробей –« чирик - чирик », сова –«ух – ух» и т.д.) « Подбери признак « Задача. Учить согласовывать имена существительные с прилагательными. «Закончи предложение» Задачи. Уточнить и расширить представления о птицах, их строении, стимулировать речевую активность. ( У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют желтогрудая.) «Расскажи-ка» Задачи. Учить описывать птиц с помощью схемы. « Кто что ест?» Задачи. Закрепить знания детей о питании птиц. Лабиринт « Чей клюв?» Задача. Совершенствовать умение детей различать птиц по клювам. « Чей хвост?» Задача. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. «Птица, рыба, зверь» Задачи. Учить детей применять знания о птицах, рыбах и зверях для решения игровой задачи, развивать внимание. |
Компьютерная презентация | «Птицы». Задачи. Уточнить, систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их строении, питании, образе жизни, учить называть знакомых птиц. Рассказать о перелётных птицах, о том, как они собираются в стаи, совершают перелёт. «Орел – царь птиц».Задачи . Расширить знания детей об орле. |
Чтение художественной литературы | В. Бианки « Синичкин календарь», « Сова, « Кто чем поёт? И. А Крылов «Лебедь рак и щука», Д. Мамин-Сибиряк « Серая шейка», Ж. Превер « Как нарисовать птицу». Е.Чарушин «Воробей», И. Токмакова «Голуби», А. Барто « Синицы», А. Чепурова «Трудно птицам зимовать», Н. Рубцова «Воробей», русская народная сказка «Гуси - лебеди», «Кукушка» , Г. Снегирев «Про пингвинов», «Про птиц», Э. Шим «Соловей и вороненок», А. Яшин. «Покормите птиц». Заклички «Грачи – киричи», «Ух ты пташечка, ты залетная» |
Художественное творчество | Лепка. Тема: «Птицы на кормушке». Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Рисование. Тема: « Птицы синие и красные». Задачи. Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образно, эстетическое восприятие, образные представления. Конструирование Тема: «Снегири и синицы». Задачи. Учить складывать птицу способом оригами. Художественное творчество. Тема: « Ворона». Задачи. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. |
Музыка | Слушание и разучивание музыкальных произведений, знакомство с попевкой« Птица и птенчики». Задачи. Развивать у детей звуковысотный слух, формировать умение давать простейшую сравнительную характеристику звуков (громче - тише, выше - ниже). «Андрей – воробей» Задачи. Учить точно передавать ритмический рисунок попевки хлопками, развивать чувство ритма. Музыкальная игра « Снегирек », муз. Н. Губановой. Задачи. Учить детей передавать характерные движения птиц, выполнять их ритмично под музыку. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной импровизации. Музыкальная игра «Цыплята и киска», муз. М. Картушиной, «Утята и коршун», муз. Н. Губановой. Слушание муз. Произведения «Жаворонок» муз. Глинки, «Песня жаворонка», муз. П. И. Чайковского Хороводная игра «Маленькая птичница», муз. В. Витлина, сл. М. Левашова, «Птичка», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой. |
Подвижные игры. | « Пчёлки и ласточка» Задачи. Учить детей осознанно соблюдать правила игры, анализировать игровые действия на предмет их соответствия правилам. Упражнять детей в беге, совершенствовать функциональные возможности организма. «Птички и кошка» Задачи. Учить детей выполнять прыжки вверх на двух ногах, сопоставлять свои действия с правилами игры, выступать в роли игроков, водящих, судей. « Скворечники» Задачи. Учить детей по сигналу менять направление и темп движения, действовать в соответствии с правилами игры. Повышать двигательную активность, вызывать у детей положительные эмоции при проведении подвижных игр. « Полярная сова и евражки » Задачи. Учить детей соблюдать правила игры (остановиться по сигналу, менять направление и темп движения), развивать внимание. « Вороны». Задачи. Продолжать совершенствовать движения в беге по всей площадке. Формировать у детей умение действовать в соответствии со словами стихотворения, регулировать громкость речи, правильно произносить звук [р]. « Лиса в курятнике». Задачи. Учить детей мягко спрыгивать со скамейки на обозначенное место, сохранять равновесие при приземлении. Развивать выразительность движений, творчество в двигательной деятельности. «Совушка» Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять основные движения, двигаться легко, свободно, использовать все игровое пространство, упражнять в беге. Учить действовать по звуковому сигналу, развивать ловкость и быстроту реакции. «Наседка и цыплята» Задачи. Закреплять у детей умение подлезать под препятствия, не касаясь руками пол, согласовывать движения рук и ноги ходьбе и беге. «Лиса и гуси» Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия, выступать в роли водящих, ведущих, судей. Обогащать двигательный опыт, формировать досуговые компетенции. Игровое упражнение «Индюки» Задачи. Учить детей выполнять бег мелкими и широкими шагами. Развивать выносливость, мышцы ног, повышать жизненную емкость легких. Игровое упражнение «Пингвины». Упражнять детей в ходьбе приставными шагами вправо и влево, учить двигаться с изменением темпа движения. Развивать творчество в двигательной деятельности. Игровое упражнение «Куры и цыплята» Задачи. Способствовать совершенствованию выполнения основных движений при ходьбе, учить выполнять мелкие и широкие шаги, реагировать на сигнал. Развивать слуховое восприятие, внимание. «Гадкий утенок». Задачи. Учить выражать различные эмоции(отвращение и презрение). «Жар – птица» Задачи. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. «Гуси – лебеди» Задачи. Упражнять детей в правильном выполнении основных движений, в беге, учить действовать по сигналу, учить выступать в качестве организаторов игры. «Сокол и лиса» Задачи. Учить действовать в соответствии с правилами игры, правильно выполнять основные движения, быстро и точно действовать по звуковому сигналу, упражнять в беге. «Дятел» Задачи. Предложить детям рассказать правила игры, упражнять в беге, учить реагировать на сигнал. Развивать быстроту реакции, внимание, наблюдательность. «Сокол и голуби» Задачи. Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые действия, упражнять в беге. Развивать ловкость, формировать умение действовать по команде «Воробушки и кот» Задачи. Продолжать учить детей выполнять прыжок с высоты 20-25 см, приземляться на полусогнутые ноги, упражнять детей в беге. Развивать координацию движений, выносливость. |
Тема, задачи. | |
Речевая логическая задача | « Птичья столовая». Задачи. Развивать логическое мышление детей. |
Сюжетно - ролевые игры. | « Экологи». Задачи. Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, её необходимости для сохранения природы, социальной значимости. «Ферма» Задачи. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, ответственности, дружелюбия. |
Экспериментальная деятельность | Опыт с перьями. Задача. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Опыт «Легкий – тяжелый» |
Театрализованная деятельность | Театрализованный этюд «Почему Тюпа не ловит птиц?»; «Сорока - белобока». Задачи. Способствовать разностороннему развитию в театрализованной деятельности, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажей. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе средств перевоплощения, предоставить возможность для экспериментирования при создании образа
Театрализованные этюды «Птичий рынок» Задачи. Учить передавать образ воробушка, дятла, голубя и других знакомых птиц, отражать особенности поведения птиц весной, поддерживать интерес к театрализованной деятельности путем формирования у них игровых умений и навыков.
Театрализованный этюд «Птицы в лесу» Задачи. Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажей. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе средств перевоплощения.
|
Труд | Подготовка корма для птиц. Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц на участке. Задачи. Побеседовать с детьми, какие птицы зимуют с нами рядом, кто прилетает к нам на участок, чем они питаются, почему нужно подкармливать птиц. Организовать кормление зимующих птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним. |
Наблюдения | Наблюдение за следами птиц на снегу. Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах (вороне, воробье, сороке, голубе), продолжать учить видеть особенности поведения птиц зимой, воспитывать желание помогать птицам в зимний период, продолжать учить замечать особенности передвижения птиц по земле. Упражнять детей в классификации птиц. Наблюдение за вороной. Задачи. Продолжать учить выявлять взаимосвязи между формой клюва и способом питания птиц. Учить обобщать наблюдения за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им, закреплять знания о многообразии птиц. Наблюдение за голубями. Задачи. Уточнить представление об изменении образа жизни птиц в зимний период, продолжать устанавливать связь между погодой, состоянием растительного мира, отсутствием насекомых и образом жизни известных детям птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам. Наблюдение за поведением птиц. Задачи. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать птиц по способу их питания, воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года. Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Задачи. Продолжать учить выявлять взаимосвязи между формой клюва и способом питания птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг от друга), воспитывать доброжелательное отношение к птицам. |
Пальчиковая гимнастика | «Птички», «Перелет птиц». Комплекс упражнений «Птичка лети», «Птичка, высиживающая птенцов», «Птичка клюет», «Полет птицы». |
Мультзал | «Лиса и дрозд», «Оранжевое горлышко», «Кукушка и скворец», «Странная птица», «Утро попугая Кеши», «Кто ж такие птицы». |
III этап. Заключительный
На заключительном этапе нашего проекта совместно с родителями провели конкурс с участием родителей «Лучшая кормушка», сделали макет «Птицы на дереве», провели итоговое мероприятие «Берегите птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"
Проект для детей старшей группы "Перелетные птицы"...
Конспект долгосрочного проекта для детей старшей группы "Прилет птиц!"
ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющихТипичное строение, приспособленных к...
Долгосросный проект для детей старшей группы "Прилет птиц!"
ЦЕЛИ ПРОЕКТА, ЗАДАЧИ:Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющихТипичное строение, приспособленных к...
Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"
Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...
Педагогический проект для детей старшей группы «Помогите птицам зимой».
Педагогический проект для детей старшей группы«Помогите птицам зимой»....
Познавательно-экспериментальный проектдля детей старшего дошкольного возраста «Птицы-наши друзья»
Суть проекта заключается в том, чтобы:*Во время целевых прогулок, экскурсий в уголок леса, и на экологической тропе, организованной на территории детского сада, дети могли больше узнать о зимующих пти...
Краткосрочный проект для детей старшей группы " Береги свое здоровье!"
Краткосрочный проект для реализации в старшей группе дошкольной образовательной организации "Береги свое здоровье!"...