Проект "Каша-сила наша!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект "Каша-сила наша!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kash_gotov.docx | 100.71 КБ |
fotootchet_kasha.docx | 241.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №16
«Ручеек».
Педагогический проект
«Каша – сила наша!»
Выполнила: воспитатель
старшей разновозрастной группы
общеразвивающей направленности
Шемякина Оксана Сергеевна
г. Камень-на-Оби
2015г.
Введение
В наш век необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Исследования показали, что неправильное питание (употребление пищи с большим содержанием жира ,сахара) может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно - сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего детства и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский с элементами творчества для детей 4-6 лет.
Продолжительность проекта: 1 неделя (с 12.10.15 по 16.10.15)
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Образовательная область:
Проблема: уменьшение популярности каш, хотя это популярное блюдо доступно для каждой семьи.
Актуальность: В наше время стали меньше ценить значение каши для здоровья людей и стали меньше ценить труд людей, выращивающих злаковые для народа.
Цель проекта: Расширить представления детей о видах каш, круп, их значении для здоровья человека.
Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о каше как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
2. Познакомить с тем, откуда каша на стол пришла, откуда берется крупа;
3. Показать в игровой форме: как варить кашу;
4. Активизировать и обогатить словарный запас детей;
5. Воспитывать уважение к людям труда, к труду людей, которые выращивают злаковые культуры;
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предполагаемый результат:
1.Осознанное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты, понимание значимости употребления каш.
2.Понимание детьми ценности каши, важности труда людей, растящих злаки.
3.Представления детей о технологии приготовлении каши.
4.Познакомить с полезными свойствами круп и крупяных изделий;
5.Научить узнавать и называть зерновые культуры, крупы и каши получаемые из них;
Предварительная работа:
1. Поиск необходимого материала по теме.
2. Чтение стихов о каше.
3. Дидактические игры: «Азбука правильного питания», «Золушка», «Накормим куклу», «Юные поварята» и др.
4. Чтение сказок и рассказов о каше.
Продукт проектной деятельности:
- Коллекция круп.
- Рисунки «Тарелочка с кашей». Ручной труд « Баночка с крупой».
- Фотографии с занятий.
- Видеозапись «Как я кашу варил»
- Консультации для родителей.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область | Форма деятельности | Название мероприятия |
Познавательное развитие | Опытно - эксперементальная деятельность | «Как сварить пшенную кашу» |
НОД (Приложение №4) | «Каша – сила наша!» | |
Художественно-эстетическое развитие | Пословицы и поговорки, загадки (Приложение №1) | |
Стихи (Приложение №2) | ||
Сказки (Приложение №3) | ||
Рисование | «Тарелочка с кашей» | |
Ручной труд | «Баночка с крупой» | |
Социально-коммуникативное | Беседа (Приложение №5) | «Ай да каша, пища наша!» |
Беседа (Приложение №6) | «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной» | |
Дидактические игры (Приложение №7) | «Азбука правильного питания», «Золушка», «Накормим куклу», «Юные поварята» и др. | |
Дыхательные упражнения и игры(Приложение №8) |
Приложение №1
Пословицы и поговорки о каше.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
- Кашу маслом не испортишь.
- Русского мужика без каши не накормишь.
- Каши нет — щей больше лей.
- Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
- И дурак кашу сварит, было бы пшено.
- Щи да каша — пища наша.
- Когда дрова горят, тогда и кашу верят.
- Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
- Каша-то густа, да чаша-то пуста.
- Кашевар живет сытее князя.
- Кашу маслом не испортишь.
- Кашу свари, да еще и в рот положи.
- В родной семье и каша гуще.
- Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
- Густая каша семьи не разгонит.
- Каша — мать наша.
- Кашевар сытее князя живет.
- Каши не перемаслишь.
- Кашу есть зубов не надо.
- Не наша еда орехи, а наша — каша.
- Такая крутая каша, что хоть палец уломи.
Загадки о каше.
Из крупы или зерна
Сварит повар каждый,
А солдат из топора
Даже сварит
(кашу).
Крупы полно - чашку
Водою залили
Чуть- чуть посолили,
Варили- варили,
Мешали- варили,
Сварили мы
(кашу)
Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит.
(гречка)
Белее чем бумага,
Но вкусная однако!
Чтоб ели с умеленьем…
Подсласти вареньем!
(манка)
Вот это - хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это - ее тарелочка.
А в этой тарелочке…
(каша)
Приложение №4
Конспект НОД «Каша — сила наша»
Задачи:
Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Вызвать желание вести здоровый образ жизни, умение анализировать свой выбор.
Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.
Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными.
Закрепить навыки безопасности в быту.
Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую деятельность.
Развивать у детей ролевой диалог.
Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Материал:
Продукты (крупа (рис, пшено, гречка, манка, горох, молоко, сахар, соль, масло), маски – молоко, крупа, соль, сахар, масло; на столах приготовлены ложки (мерка, по 2 тарелки и миски с крупами, картинка повара, лупы.
Предварительная работа:
Экскурсия на кухню детского сада;
Беседа о крупах, их рассматривание.
Знакомство с пословицами и стихами о каше.
Хороводная игра «Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари».
Ход НОД:
Ритуал приветствия
Ребята, я вам предлагаю сегодня поприветствовать друг друга необычно, как это делали в старину. Мальчики снимают шляпу, девочки –реверанс. Ребята, а вы знаете, когда мы здороваемся мы дарим друг другу частичку здоровья- "Здравствуйте! ” это значит «здоровья желаю».
Мотивационная беседа.
А вы хотели бы всегда быть здоровыми? Расскажите, как выглядит здоровый человек. (Он веселый, много бегает и прыгает, ничего не болит, хорошо кушает). Замечательно, вы все сказали правильно, а что нам нужно делать, чтобы быть здоровыми? (правильно питаться, закаляться, заниматься спортом). А о чем сегодня мы с вами будем говорить, вы узнаете отгадав загадку, будьте внимательны, загадку нужно дослушать до конца.
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (каша)
Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами поговорим о каше и узнаем много интересного. Почему полезно кушать кашу утром, на завтрак? С утра много работы, занятий, на всё это нужно тратить много сил и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел? » Да, вы правы, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши. А какая у вас самая любимая каша? А из чего варят кашу? Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними.
Вспомните, какие вы знаете?
- Русская каша - матушка наша.
- Кашу маслом не испортишь.
- Что за обед, коли каши нет.
- Щи да каша — пища наша.
- Хороша каша, да мала чаша.
Молодцы! Пословицы вы знаете, оказывается, каша известна с глубокой древности. Каша - означает кушанье из крупы, сваренная на воде или молоке.
Игра «Где, какая крупа? »
Я вам предлагаю разделиться на парочки, выбрать крупу, обсудить, как она называется, как называется каша, которую из неё варят. Я начну, вы продолжайте. Это пшеница- каша пшеничная.
Гречка - гречневая; рис -рисовая; манка- манная; пшено -пшенная; геркулес-геркулесовая; горох-гороховая.
Игра на внимание «Да-нет»
Ребята, а какие продукты нам необходимо взять, чтобы у нас получилась каша? (крупа, молоко или вода, соль, сахар, масло) Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет».
Сорока - белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко. (Да)
Куриное яйцо. (Нет)
Крупа манная. (Да)
Капуста кочанная. (Нет)
Соленый огурец. (Нет)
Мясной холодец. (Нет)
Сахар да соль. (Да)
Белую фасоль. (Нет)
Масло топленное. (Да)
Рыбка соленая. (Нет)
Лавровый лист. (Нет)
Чернослив и изюм. (Да)
Перец болгарский. (Нет)
Клубничное варенье. (Да)
Бисквитное печенье. (Нет)
Хоровод «Сварим кашу».
А сейчас заведем хоровод и «сварим кашку». Круг -это горшок. Кто будет молоком, солью, сахаром, а крупой? Как только услышите название своего продукта, выходите в круг.
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили?
Каша варится: «Пых – пых! »
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем нашу
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех – всех кашей угостим.
Ведь варилась-то: «Пых – пых! » -
Для друзей и для родных»
Вот и сварилась наша каша, попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая) .
А я знаю веселый стишок, про манную кашку. Хотите, я вам его прочитаю?
Рыбкам в банку сыплют манку,
Рыбки золотом горят.
Мне из манки утром рано,
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той,
Тоже бужу золотой.
Беседа о профессии повар.
- Кто нам в саду кашу готовит? (повар)
- Как вы думаете, каким должен быть повар? (Аккуратным, трудолюбивым, внимательным, грамотным, с хорошей памятью)
-Да, правильно, чтобы приготовить кашу, повар должен много знать и уметь, быть внимательным и осторожным. Почему? (Он может порезать руку ножом, обжечься о горячую плиту и пищу)
- Да, ребята, особенно когда кипит каша, она очень горячая и нужно быть осторожным, когда ее мешаешь.
- Как вы думаете, а мы можем сварить в группе кашу? Почему? (Нет электроплит, это опасно для жизни и мы еще маленькие, чтобы варить кашу) .
- Так давайте попросим наших поваров сварить нам кашу. А для этого мы с вами должны отмерить по 5 ложечек (мерка) риса и 5 ложечек пшена в пустую тарелочку.
- Какая каша получится, если смешать эти крупы? (каша «Дружба») .
Всю, отмеренную крупу пересыпаем, в пустую кастрюлю, отдаем все продукты, которые нужны для приготовления каши и помощник воспитателя относит на кухню.
Итог.
О чем мы сегодня с вами говорили? Что больше всего понравилось делать? Что узнали нового? Ребята, а кто читал сказку «Каша из топора»? И я не читала. Наверное она интересная? Я предлагаю вам дома с родителями прочитать и я тоже прочитаю и мы с вами потом поговорим, почему она так называется. Спасибо за внимание.
Приложение №6
Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной.
Цель: Продолжить закрепление знаний здорового питания;
Формировать у детей представление о пользе в рационе детского питания;
Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными;
- Давайте вспомним, если перемалывать пшеницу, какая крупа получится?– манная крупа.
Я называю крупу, а вы мне говорите, как называется каша из этой крупы:
из риса – рисовая;
из гречки – гречневая;
из овса – овсяная;
из пшена – пшенная;
из пшеницы – манная;
из ячменя – перловая или ячневая
–Про кашу можно сказать: каша вкусная, ароматная, ... помогайте мне ребята, нежная, аппетитная, масленая. Как можно украсить кашу и чем? (ответы детей). | ||
– Кашу можно украсить ягодами, вареньем, фруктами, изюмом; – А кто не любит сладкую кашу, можно добавить орехи. А еще кашу можно подавать на волшебных, красивых тарелочках. | ||
– Вы, ребята, запомнили, какие нужны продукты для приготовления манной каши? (дети перечисляют). Дома, с мамами и папами, бабушками и дедушками поделитесь советами как украсить кашу. |
Приложение №3
Сказки про кашу
«Каша из топора»
Старый солдат шёл домой на побывку. Притомился в пути, есть захотел. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отперла старуха:
- Заходи, служивый...
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Старуха богатая, да скупая, зимой льду не выпросишь:
- Ох, добрый человек, сама сегодня ещё ничего не ела... Нет ничего!
- Ну, на нет и суда нет, - говорит солдат.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
- Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить!
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу варить?
- Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу из топора варят.
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал...
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готово, - отвечает солдат, - жаль, что вот соли нет.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал:
- Эх, кабы сюда да горсточку крупы!
Старуха принесла из чулана крупы:
- Ну, на, заправь, как надо...
Варил, варил солдат, помешивал кашу. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - хвалит солдат, - кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!
Нашлось у старухи и масло, помаслили кашу.
- Ну, бери ложку, хозяюшка!
Стали кашу есть, да похваливать.
- Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно! - дивится старуха.
А солдат ест, да посмеивается.
«Сказка о гречневой каше»
Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. К нему сзади потихоньку подкрался волк, который хотел съесть поросенка с гречневой кашей.
А к нему сзади неслышно подполз тигр, который хотел съесть поросенка и волка с гречневой кашей.
А к нему сзади подошел медведь, который хотел съесть поросенка, волка и тигра с гречневой кашей.
А к нему сзади подобрался слон (с подушками на ногах, чтобы не топать), который хотел съесть поросенка, волка, тигра и медведя с гречневой кашей.
А к нему сзади подлетела маленькая пчелка, села слону на хобот и глаза страшные сделала.
– Ой, кто это?! - затрубил слон.
– Ой, кто здесь?! - обернулся и заревел медведь.
– Ой, кто здесь?! - обернулся и рявкнул тигр.
– Ой, кто здесь?! - обернулся и взвыл волк.
– Ой, кто здесь?! - обернулся и взвизгнул поросенок.
– Ой, мамочки! - испугалась гречневая каша.
Ой! Ой! Ой!
И все они кинулись от испуга в разные столоны.
Так в тот день никто никого и не съел.
Рассказ «Народная мудрость о каше»
У всех народов-землепашцев первейшим блюдом на столе была каша. Русская кулинария также начиналась с создания каш. Уже в IХ - Х веках из специального сорта пшеницы варили полбу, из ржи – зеленую кашу, из проса – пшенную, из гречихи – гречневую. С тех давних пор остались не только интересные названия, но замечательные пословицы и выражения.
В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Про хилых людей в народе говорили «мало каши ел». Не зря говорили! Ведь крупяная каша очень полезная и питательная.
В сельских районах на юге России в старину существовал обычай, по которому, переходя из младшего класса в старший, ученики приносили в школу горшки с кашей. Ее совместно съедали, а сами горшки разбивали. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А что же за каша была в этих горшках? Без сомнения - гречневая! Самая полезная, насыщающая, сбалансированная по составу, дающая работникам больше силы, чем равные порции других каш.
Но кашей называют не только пищу. Это ещё и артель, которая собирается для общей работы. Артельщики иногда говорят: «Мы с ним в одной каше». Мы все понимаем, что пословица «Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай» тоже не про еду. Здесь каша – беспорядок, суматоха, недоразумение.
Когда говорят «Ну и каша заварилась», значит, что затеялось хлопотливое дело и, возможно, появились неприятности.
А вот шутка-прибаутка: «Ел мужик щи с кашей долго, положил ложку, распоясался, перевёл дух, да и начал снова!»
«Сладкая каша» (братья Гримм)
Жила-была бедная богобоязненная девочка; жила она со своею матерью одна, и есть у них стало нечего.
Тогда вышла она в лес и повстречалась там со старухою, которая уже заранее знала, в чем ее горе. И подарила та старуха ей горшочек, да такой, что ему стоило только сказать:
«Горшочек, вари!» - и он начинал варить чудесную, сладкую кашу. А скажешь ему:
«Горшочек, полно!» - и он тотчас же переставал варить.
Принесла девочка свой горшочек к матери домой, и таким образом они от голода и бедности были избавлены и могли кушать сладкую кашу, сколько душе угодно.
Случилось однажды, что девочки не было дома, а ее мать возьми и скажи:
«Горшочек, вари!» И стал он варить, и наелась она досыта; затем захотела мать, чтобы он не варил больше, да слово-то и позабыла...
А горшочек-то варит да варит:
каша уж и через край вылезает, а он все варит; уж и кухня, и весь домик кашей наполнились, а затем и соседний дом, и вся улица кашей залиты, словно бы горшочек задумал наварить каши на весь белый свет.
И беда для всех настала, и никто не мог той беде помочь.
Наконец, когда уже изо всей деревни один только домик остался кашей не залит, вернулась девочка домой и только сказала: «Горшочек, полно!»
- и перестал горшочек варить...
А наварил он столько, что, если кому надо было в город из деревни ехать, тот должен был себе в каше проедать дорогу!
Сказка “Про кашу”
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала-горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано - не видано посуды - и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: “Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями”.
Отдохнула каша и пошла дальше, шла–шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: “Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания”.
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла–шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: “Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь”.
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла–шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа “Артек”. Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: “От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш”.- И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку - перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: “И ты будешь намного вкуснее”.
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит стоит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. “А” - думает каша – “Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют”. Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: “К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”.
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.
Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: “Щи, да каша – пища наша”!
Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – батюшка родной!
Богатырь на свете жил,
Гречку кушать он любил.
Целый чугунок съедал,
Хлебом черным заедал.
- Гречка мне как мать родная,
Без нее ослабеваю.
Ароматный хлеб ржаной
Мне как батюшка родной!
Приложение №2
Стихи про кашу
Э. Мошковская
Вот это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это – её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша, нет, не каша, и не угадали!
Села Маша, съела кашу всю, сколько дали!
С.Маршак
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!
И.Токмакова
Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
Н. Нищева
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
З.Александрова
Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки - наелись досыта!
Подбородку тоже досталось!
И мизинчик попробовал малость!
Чуточку съели лобик с макушкой,
А остальное - ушки докушали
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Сашуньке съесть велели:
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за Лушку-подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
ложку - за мышку-крошку,
ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку- хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша!
Гречневая каша – матушка наша,
Хлебец ржаной – батюшка родной!
Богатырь на свете жил,
Гречку кушать он любил.
Целый чугунок съедал,
Хлебом черным заедал.
- Гречка мне как мать родная,
Без нее ослабеваю.
Ароматный хлеб ржаной
Мне как батюшка родной!
Как на наше удивленье,
Получили приглашенье
Стали думать и гадать,
Как же кашу нам подать?
Думали мы, думали,
Наконец, придумали.
Каши разные нужны,
Каши всякие важны!
Но одна нам всех милее
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом ароматным
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.
Это вам не просто каша на тарелочке лежит.
Зачерпни ее, дружок, положи ее в роток.
Это вам не просто каша с корочкой хрустящей.
А румяный теплоход самый настоящий!
Стихи про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила
- Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!
У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь ее ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!
В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
Приложение №8
Дыхательные упражнения и игры
"Варим кашу"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится.
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари!
Динамическая пауза «Варись, каша!»
Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее.
(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)
Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).
И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да!
(4 хлопка)
И кота Тимошку
(Лапки кота)
Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз - в сторону)
Приложение №7
Дидактические игры
«Азбука правильного питания»
Цель: учить детей так подбирать блюда для своего рациона, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной, упражнять детей в составлении меню для себя с учетом полезности продуктов.
Наглядный материал: изображение стола, на котором нарисованы пустые тарелки, предметные картинки с изображением продуктов.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям составить меню для себя, подбирая продукты с учетом их полезности.
«Угадай сказку»
Цель: закрепить знание сказок о каше, развивать память.
Наглядный материал: иллюстрации к сказкам, отрывки из сказок, ключевые предметы из сказок.
Ход игры:
1-й вариант
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки – дети угадывают название.
2-й вариант
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке – дети называют сказку и краткое ее содержание.
3-й вариант
Воспитатель показывает предметы, являющиеся ключевыми в сказке – дети называют сказку и краткое ее содержание.
«Золушка»
Цель: развивать мелкую моторику, продолжать знакомить с крупами
Наглядный материал: 2-3 вида злаков, миски
Ход игры:
Воспитатель предлагает устроить конкурс – кто быстрее и качественнее переберет крупу. Дети по 2-3 человека подходят к тарелочкам, где смешаны злаки и разбирают их на отдельные тарелочки. Кто быстрее справится – тот и победил.
Дополнение: дети могут назвать злаки, которые отбирали и каши, которые из них можно приготовить.
«Чудесный мешочек»
Цель: продолжать знакомить детей с крупами, узнавать их на ощупь и называть, развивать тактильные ощущения
Наглядный материал: «чудесный мешочек» с маленькими мешочками, наполненными зерном и крупами
Ход игры:
Дети по очереди достают мешочки, ощупывают их, отгадывают крупу и называют кашу, которая из нее получается.
Приложение №9
Информация на стенды и для бесед с родителями.
Те, кто считает желудок властителем нашего тела,
На справедливое, кажется мне, опираются мнение.
Так, если действует он безотказно, — все органы крепки,
Если же болен, — и в них нарушения тогда возникают.
Серен Симоник, римский поэт
Пища — энергетический и строительный материал для нашего тела. Чтобы человек был здоровым, он должен получать достаточное количество необходимых веществ и к тому же в нужных пропорциях. Взрослый человек, при правильном питании, в день должен потреблять в среднем: воды 2,5 л, белков 80—100 г, жиров 80—100 г, углеводов 400—500 г, витаминов около 0,2 г и минеральных солей 20 г. Нехватка этих жизненно важных веществ в пище или же неправильное их соотношение могут привести к нежелательным последствиям и серьезным заболеваниям. Каждое значительное нарушение в питании изо дня в день подтачивает здоровье человека, понижает стойкость и работоспособность организма.
Только правильное и здоровое питание обеспечивает нормальный обмен веществ и высокий уровень деятельности важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной, центральной нервной и других.
Рациональное питание, без сомнения, является одним из прекраснейших лечебных средств.
К сожалению, случается так, что из-за не правильного питания пища приносит вред организму человека. Поэтому очень важно обеспечить поступление в организм жизненно необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и в нужное время. В некоторых случаях организму требуется лечебное и диетическое питание
Рациональное питание — это соблюдение следующих двух основных принципов.
1. Равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии.
Вся необходимая организму энергия поступает из пищи. Процесс усвоения и использования в организме пищи чем-то схож с горением: большая часть продуктов, в том числе углеводы и жиры, превращается в тепло (энергию), углекислый газ и воду.
2. Удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.
«10 способов воспитать у детей
правильное отношение к пище»
Один из самых важных шагов в воспитании здорового ребенка - это организация правильного питания дома. Для начала, правильно подбирайте пищу и помогите ребенку выработать положительное отношение к здоровой пище. Дети должны этому учиться в первую очередь на вашем примере.
Вот 10 советов, как приучить детей есть здоровую пищу. Их дает д-р Мелинда Сотерн, соавтор книги "Здоровые дети" и директор лаборатории по предотвращению детского ожирения при государственном университете Луизианы.
- Не ограничивайте детей в еде. Это увеличивает опасность того, что у детей разовьется булимия или анорексия в старшем возрасте. Это также может негативно отразиться на общем росте и развитии ребенка.
- Всегда имейте под рукой здоровую пищу. Дети едят то, что попадается под руку. Всегда имейте на столе вазу с фруктами, не прячьте ее в холодильник. Старайтесь всегда сами перекусывать яблоком. "Ваши действия говорят громче любых слов", - говорит Сотерн. Помните, дети могут выбирать только из того, что есть в доме.
- Не разделяйте еду на "хорошую" и "плохую". Вместо этого, найдите связь между едой и тем, что важно для вашего ребенка, например, спортом или внешним видом. Пусть дети знают, что белок в индюшатине или кальций в молочных продуктах улучшают их спортивные результаты, а антиоксиданты в овощах и фруктах придают блеск коже и волосам.
- Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они выбирают здоровую пищу.
- Не ворчите по поводу нездоровой пищи. Не обращайте внимания, если дети выбирают нездоровую пищу. Если ваш ребенок всегда хочет жирную, жареную пищу, направьте его выбор в правильное русло. Попробуйте запечь картофельные палочки в духовке (сбрызнув их небольшим количеством масла) вместо того, чтобы покупать ему чипсы. Или, если ваш ребенок хочет конфеты, приготовьте свежую клубнику, обмакнув ее слегка в шоколадный соус. Нет времени? Тогда всегда держите дома сладкие сухофрукты.
- Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого, поощряйте детей чем-то конкретным и забавным - например, прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе.
- Собирайте всю семью вечером за обедом. Сделайте это вашей семейной традицией. Исследования показывают, что дети, которые обедают за столом вместе с родителями, лучше питаются и меньше подвержены проблемам в подростковом возрасте. Начните раз в неделю и дойдите до 3-4 раз, превратив такие обеды или ужины в привычку.
- Раскладывайте еду на тарелки на кухне. Там вы можете положить здоровые порции на каждую тарелку. Дети научатся понимать, что такое нормальна порция.
- Вовлекайте детей в процесс принятия решений. Попросите детей попробовать всю еду на тарелке и оценить ее. Если здоровая еда, особенно некоторые овощи, получает более высокую оценку, подавайте ее чаще. То, что дети не любят, готовьте реже. Это позволяет детям принимать участие в принятии решений по поводу пищи.
- Советуйтесь с детским врачом. Если вы хотите помочь вашему ребенку похудеть, набрать недостающий вес или собираетесь внести значительные изменения в его диету, обязательно посоветуйтесь сначала с врачом. Никогда сами не ставьте ему диагноз слишком толстого или слишком худого.
"Речь идет о постепенных изменениях. Ничто не происходит за один день. От родителей требуется много усилий, настойчивости и терпения, - говорит Сотерн. - К сожалению, все, что происходит за пределами нашего дома, способствует тому, что ребенок набирает лишний вес. Как только дети выходят из дома, тут же появляются люди, которые пытаются заставить их есть слишком много".
Но основы правильного питания, которым вы научите детей дома, защитят их на всю жизнь.
Дженифер Уорнер
«КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА»
(из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")
СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ"
1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.
3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
4. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.
7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, ни-какого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Консультация для родителей «Кто сказал, что каша это пустяк?»
Искушенные в своем деле домашние хозяйки отлично знают, что сварить кашу – далеко не простое дело. И это верно!
Если вы умеете варить кашу, то сам процесс варки принесет радость и удовольствие. Если нет – злость и мучение. Среднего не дано. Если кто-то из взрослых не любит кашу, так это потому, что бытует мнение: каша – еда для детей и больных. Какое невежество! Пренебрежение учебой в кашеварном деле ведет к тому, что молодая мамаша не в состоянии сварить для обожаемого чада даже обычную манную кашу… И приходится звонить бабушке или бежать за советом к соседке.
Вот вы стоите посреди кухни в полной растерянности, а из кастрюльки валит едкий дым – пригорело. Но почему? Вроде все было сделано правильно… Не будем гадать.
Главное при варке каши – это соотношение воды и крупы. Вот почему каши «коварны». Для каши все важно. Вода из родника или из колодца и вода хлорированная, из водопроводного крана, для нее не одно и то же. И приходится помнить, что львиная доля воды уходит на разваривание крупы, на ее набухание и только малая на то, что бы «довести кашу до ума».
Перед варкой крупу нужно перебрать: в ней всегда имеются различные примеси. Чтобы удалить пыль, песок, пустые зерна, недробленые крупы промывают или проточной водой в сите, или в кастрюле в нескольких водах.
Нелишне знать и то, что при варке крупы выделяют крахмал, поэтому зерна впитывают жидкость и набухают. От количества воды зависит, какой будет каша – жидкой или густой.
Если вы варите вязкую кашу, крупу следует засыпать прямо в горячую жидкость и часто помешивать.
Дробленые крупы, перед тем как их засыпают в кипяток, нужно смешивать с небольшим количеством холодной жидкости, а уж потом вливать в кипящую, помешивая, чтобы не образовались комки.
Каши – это не только самостоятельное блюдо, которое подают с маслом, молоком, сметаной, это еще и основа для приготовления запеканок, пудингов, гарнир к рыбным и мясным блюдам.
Простые рецепты
Манная каша
Манная крупа – это пшеничная мука строго определенного помола, которую готовят из твердых сортов пшеницы. При ее варке придется соблюдать точные пропорции.
На 0,5 л молока – 2\3 стакана манки.
Когда молоко закипит, всыпают через сито крупу и варят не больше 2-х минут, энергично помешивая. Затем огонь гасят, кашу накрывают плотно крышкой и оставляют на четверть часа, чтобы крупа полностью разбухла. После этой процедуры можно всячески улучшать вкус каши – добавлять масло, варенье и даже грибную подливу.
Гречневая каша
Она тоже требует абсолютной технологической дисциплины. А именно: соотношение крупы и воды должно быть 1:2. И ни граммом больше. Например, если у вас есть стакан гречневой крупы, требуется залить ее в кастрюле двумя стаканами воды. Такую кашу варят в кастрюле с толстым дном и плотной крышкой. Пусть вода с крупой покипит 5 минут, а потом огонь убавляют, добиваясь умеренного кипения, а в конце варки – совсем слабого. При этом не надо слишком часто приоткрывать крышку и заглядывать в кастрюлю, этим вы только помешаете каше довариться как следует.
Рисовая каша
По части варки риса в тех странах, где он заменяет хлеб – Японии, Китае, Вьетнаме, Корее, - повара достигли большого совершенства. И, к сожалению, этот богатейший опыт слабо проникает к нам, поэтому возьмем на вооружение достаточно простой и надежный способ варки риса.
На 200г риса – 300г кипятка. Время варки – 12 минут.
Рис засыпают в кипяток, закрывают кастрюльку крышкой, 3 минуты варят на сильном огне, затем 7 – на умеренном и 2 - на слабом. После этого, погасив огонь, еще на 12 минут оставить закрытой. И в результате – истинная рисовая каша, которую маслом не испортишь, которая готова служить дополнением к мясу, овощам и быть основой для фарша.
Предварительный просмотр:
Опытно - экспериментальная деятельность «Как сварить пшенную кашу»
Рисунки «Тарелочка с кашей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка
Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
"В наших руках здоровье наших детей"
Статья для газеты....
Аппликация «Наша улица, наша станица» 2 младшая
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3398550","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"59"}}]]Аппликация во второй младшей группе...
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...
Проект к 23 февраля "Наша Родина.Наша армия.Наша символика"
Проект создан для расширения у детей знаний о Российской армии, о истории возникновения праздника. Имеется материал для знакомства с государственной символикой, структурой вооруженных сил....