Развивающие игры для детей 2-3 лет
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Нестерова И.А.,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 85
Фрунзенского района
Развивающие игры для малышей.
Вопросу развивающих игр для детей посвящено множество статей и исследований в области воспитания, педагогики, детской психологии. Именно развивающая игра была признана единственным эффективным способом познания мира для ребенка. Развивающие игры отличаются по уровню сложности, по характеру действия, по организации самого процесса игры. Развивающие игры для детей – это не только набор дидактического материала, который позволяет ребенку понять основные явления жизни, природу предметов, приобрести основные навыки. Развивающие игры – первый вид деятельности, осваиваемый ребенком с первых дней жизни, способствующий формированию личности, обогащению ее внутреннего содержания. В детских развивающих играх выделяют: игровой замысел – ситуация, которую ребенку предлагают развить и обыграть; игровой материал – средства реализации игрового замысла. Материалом для игры могут быть игрушки, любые предметы окружающего мира; правила – условия и ограничения, регулирующие игровой процесс и моделирующие игровой замысел. Все эти элементы развивающей игры объединяются целью. Цель игры всегда имеет два аспекта: воспитательный – познание новых моделей отношений между людьми, которые необходимо привить ребенку; образовательный – приобретение и освоение новых знаний и навыков, познание новых аспектов применения тех или иных вещей, изучение свойств и функций новых предметов.
Любая развивающая игра для детей, играть в которую малыш может самостоятельно, должна способствовать развитию следующих качеств: логика и мышление; творческий потенциал; мелкая моторика; внимание и память; координация движений. Развивающая игра, которая станет интересной и познавательной для малыша, способствует развитию его фантазии и воображения, одновременно давая основные представления о природе окружающих вещей. Однако сам игровой материал не способен надолго увлечь ребенка, если он не является частью игрового замысла. Развивающая игра только тогда является полноценной и эффективной, когда в ней присутствуют все необходимые составляющие, понятные ребенку. Развивающие игры для детей, играть в которые они могут самостоятельно, не являются обособленным видом деятельности в процессе воспитания. Игра должна всегда использоваться как диагностический инструмент для определения полученных навыков и умений, знаний.
Различные виды игр.
Существует множество интересных забавных мероприятий, в которых малышможет принять участие, и которые помогут его социальному развитию. Ролевые игрыявляются одним из примеров, когда ребенок может играть в группе и брать на себя роль других людей или животных. Например, играя в "маму" или "папу" он симулирует повседневные роли вашей семьи.
Таким же образом, игра может дать возможность ребенку развиваться эмоционально. Поэтому находите игры, в которых он сможет отображать эмоции.
Ещё игра — это "главный тренер" по физическому развитию вашего ребенка. Например, для маленьких детей рисование может поспособствовать такому развитию, так как природа движения во время рисования развивает навыки управления.
Развивающие игрушки-конструкторы развивают мускулатуру ребенка через любой подъем, перенос, балансирование, которое ребенок совершает во время сбора конструкции. Наиболее полезной развивающей игрой считается та игра, которая инициируется ребенком. Самые ранние формы игры в детском возрасте — это функциональные игры.
Незаменимы в плане игр для физического развития и разнообразные мячики, причем каждый мячик может служить своей цели:
- текстильные мячи хороши для их перекатывания;
- надувные подойдут для подбрасывания и отбивания;
- пластиковые или деревянные – для закатывания в воротца или для скатывания с горок;
- для игр на улице – резиновые мячи.
Развивать мелкую моторику, координацию глаз и рук помогает большое количество игрушек, среди них можно выделить кугельбаны, предназначенные для скатывания колесиков или мячиков по разным конструкциям, и динамические, то есть движущиеся, игрушки-потешки (клюющие курочки, дергунчики и т. п.)
Натренировать ловкость и силу пальчиков Вашего малыша помогут панели, в которых нужно забивать молоточком колышки или шарики (игрушки стучалки, и самые разные шнуровки.
Кегли и кольцеброс – игрушки, влияющие на тренировку рук. Следует помнить,что детали этих игрушек для малышей раннего возраста должны быть достаточно крупными, но при этом легкими, например пластмассовыми.
То, что дети любят музыку, общеизвестно, ведь множеством исследований доказано, что даже в материнской утробе ребенок уже реагирует на музыку. Годовалый малыш уже связывает свои действия со звуками, он топает ногами, хлопает в ладошки, стучит разными предметами. В раннем возрасте музыкальные игрушки оказывает благоприятное воздействие на развитие чувства ритма, овладение моторикой и становление личности, самосознания.
Первой музыкальной игрушкой могут стать звучащие шары и кастаньеты. Как правило, такие игрушки – деревянные с различными наполнителями. Звук, который издают эти игрушки, должен ярко отличаться по громкости и тону. Интересно: звучащие шары довольно просто изготовить своими руками. В качестве наполнителя могут подойти бубенчики, песок, стеклянные шарики, крупы. Поместите их, в пустую скорлупу от крупного ореха или в капсулу от шоколадного яйца. Внешнюю оболочку шара можно оформить из ниток с клеем, из аптечных резинок, сшить из ткани или даже свалять из шерсти – все зависит от Вашего желания, вкуса и практических навыков.
Небольшой барабан подойдет ребенку от года. Барабан можно приобрести в магазине игрушек, или же купить настоящий в этническом магазине. Стучать по барабану палочками, другими предметами или просто ладошками не только доставит удовольствие ребенку, но и окажет положительное воздействие на развитие моторики.
Звук мелодичного звона подарят колокольчики и бубенчики. Они могут быть как сами по себе, так и элементом другой игрушки, например, веселого Петрушки.
Можно расширить музыкальный ассортимент, введя в него бубен. Эта игрушка сочетает в себе два способа образования звука, что побуждает к развитию навык быстрого переключения и тренирует внимание.
«Хлопушки», кастаньеты и подобные им музыкальные игрушки помимо собственно извлечения звука еще и тренируют моторику кисти рук. Так как такие игрушки чаще всего имеют образный дизайн, это позволяет их использовать в сюжетной игре.
Дудочка, глиняная свистулька, игрушка, известная с давних времен, не потеряла актуальности и сейчас. Для малышей хороши яркие игрушки в народном стиле, изображающие птичек, лошадей, барашков и т. п. Кроме того, регулярное "дудение" в дудочку - способствует развитию речи.
Музыкальному экспериментированию помогут также ксилофон или металлофон, выбор которых достаточно велик: от самых простых - для младших деток, до сложных, приближенных к профессиональным музыкальным инструментам - для детей постарше.
Малыши до года воспринимают образные игрушки так же, как и любой другой предмет, они могут их перекладывать, стучать ими, грызть и т. д. Если же Вы покажете ребенку, как можно такими игрушками играть, то скорее всего к году он уже усвоит назначение кукол и будет их кормить, гулять с ними, укладывать в кроватку, купать.
Дети второго года жизни проявляют уже гораздо больший интерес к сюжетной игре, причем количество сюжетов увеличивается. В этом возрасте малыш уже играет не только тогда, когда Вы ему это предлагаете, но и самостоятельно, по своей инициативе. Преимущественно дети второго года жизни используют в игре только реалистичные предметы, которые есть у него в наличии, то есть, напоить куклу из игрушечной чашки у ребенка получится, но он не сможет накормить ее конфетой, если игрушечной конфеты у него нет.
Третий год жизни ребенка – этап расцвета процессуальной сюжетной игры. Продолжительность игры, ее эмоциональность, самостоятельность – все это в полной мере проявляется именно сейчас. Участие взрослого уже не столь необходимо, сами игрушки начинают побуждать ребенка к игре. Разрозненные и хаотичные действия исчезают, малыш уже может сам проработать выбранный им же самим сюжет, реализовать его во всевозможных вариациях, используя для игры самые разные предметы.
В этом возрасте бурно развивается воображение на столь благоприятной почве, как игра. Малыш способен замещать предметы уже не столько подражая, сколько изобретая и творя. Например, один и тот же кубик может силой воображения Вашего малыша стать и конфетой, и стульчиком, и кухонной плитой. Словом, игра стала абсолютно творческим процессом. Роль взрослого на этом этапе важна в плане речи, то есть построение диалога-обсуждения игры, планирования дальнейших действий, осмысление действий – для всего этого нужно Ваше участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей младшей группы детского сада Игры для развития речи
Цель: развивать речь, память, внимание....
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...
Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет
Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....
Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»
Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...
Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"
Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...
Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».
Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...
"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет
Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...