"Первобытное общество"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Гасенко Марина Сергеевна

Цель: Познакомить детей с жизнью первобытных людей, расширить и обобщить знания детей о его развитии и становлении.

Задачи:

  1. Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества.
  2. Развивать тактильную чувствительность, расслабление, активизировать интерес, зрительное восприятие, образное мышление;
  3. Вызвать желание войти в образ древнего человека.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная.

Роль первобытного человека исполняет второй воспитатель, первобытных детей – дети средней группы. Материал и оборудование:  костюмы,  пещера, иллюстрации о жизни и развитии древних людей, рисунки первобытных людей, орудия труда, макет ручья, макет костра, плоскостные игрушки (рыбки),  веточки укропа, деревянные палочки – копья (палочки для шашлыков), ватман для рисования, пальчиковые краски,  кисточка, салфетки, угощение (корзина с мандаринами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pervobytnoe_obshchestvo.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по познанию в старшей группе

Экскурсия –путешествие во времени

« Первобытное общество»

Подготовили

Воспитатели:

Гасенко М.С.

Кемерово, 2019

Цель: Познакомить детей с жизнью первобытных людей, расширить и обобщить знания детей о его развитии и становлении.

Задачи:

  1. Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества.
  2. Развивать тактильную чувствительность, расслабление, активизировать интерес, зрительное восприятие, образное мышление;
  3. Вызвать желание войти в образ древнего человека.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная.

Роль первобытного человека исполняет второй воспитатель, первобытных детей – дети средней группы. Материал и оборудование:  костюмы,  пещера, иллюстрации о жизни и развитии древних людей, рисунки первобытных людей, орудия труда, макет ручья, макет костра, плоскостные игрушки (рыбки),  веточки укропа, деревянные палочки – копья (палочки для шашлыков), ватман для рисования, пальчиковые краски,  кисточка, салфетки, угощение (корзина с мандаринами).

Ход занятия:

Ι. Знакомство с первобытным человеком, первобытным обществом.

Воспитатель с детьми подходят к двери с лианами (через лианы все попадают в первобытный мир), проходят и воспитатель обращает внимание детей на необычайно большие следы, которые ведут к пещере и спрашивает: Как вы думаете, чьи это следы?

Дети:  Наверное это следы первобытного человека

Восп-ль: Раз современные дети

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

И увидели дети в чаще

Большие – большие следы,

Которые к пещере вели.

А в ней первобытного человека

Увидели из каменного века.

(Из пещеры выходит первобытный человек. Воспитатель и дети спрашивают у первобытного человека «Кто он?», «Откуда взялся?». Первобытный человек произносит неразборчивые слова, использует при этом жесты, мимику).

Дети: Наверное, это первобытный человек (первобытный человек кивает головой, что-то говорит по-своему; начинает рассматривать детей, трогать их).

Восп-ль:  Много миллионов лет назад, когда на земле не было такой жизни, как сейчас, на нашей земле жили вот такие люди. Их называли первобытными, или древнейшими людьми. От кого произошел, откуда появился древнейший человек?

Дети: От обезьяны.

Восп-ль: Да, правильно человек произошел от обезьяны.  Древнейший человек ходил не на четырех ногах, а на двух, но при этом сильно наклонялся вперед. Руки свешивались до колен, он мог ими выполнять простую работу: Хватать, ударять, рыть землю. Говорить древнейший человек не мог, лишь издавал немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев, страх, предупреждали об опасности. Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь. А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобными.

(В это время возвращается первобытное племя с палками, камнями, дубинками и начинают радоваться, рассматривать детей. Дети рассматривают древних людей их одежду, воспитатель обращает внимание на то, что   люди еще не знали, как выращивать лен, хлопок и делать ткани и поэтому носили шкуры убитых животных и перья птиц. Первобытный человек приглашает жестами гостей в пещеру).

Восп-ль: Ребята, мне кажется, что первобытный человек, предлагает нам гостям прожить день в каменном веке, в их первобытном обществе. Вы согласны?

Дети: Да!

ΙΙ. Добыча огня.

(Первобытные люди показывают пещеру).

Вос-ль: Люди искали пещеры, чтобы спрятаться от холода, дождя и зверей.   В пещерах было темно и холодно. Люди сидели около костра. Давайте тоже сядем к костру (дети садятся вокруг костра).

Воспитатель: А вы знаете, как древние люди научились добывать огонь? «Внезапно от удара молнии загорелось дерево, люди испугались, но потом взяли горящие ветки и принесли их в пещеру, им стало тепло, но со временем горящие ветки погасли, стало холодно». В сказке про Маугли рассказывается о том, как этот мальчик с помощью «красного цветка» победил коварного и злого тигра Шерхана. Как вы думаете, что это был за «красный цветок»? (ответы – огонь). Его боятся все дикие звери. Для чего нужен человеку огонь? (Согреться, варить, осветить и обогреть жилище).

А как вы думаете, как древние люди добывали огонь? (…) А как современные люди добывают огонь? (…) Можно ли детям брать спички и зажигалки? (…) А почему? (…)

Дети, а вы хотите как древние люди попробовать добыть огонь? Вот один из способов:

Когда-то чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали. При достаточном упорстве через некоторое время в месте трения появлялся дым, начиналось тление и возгорание образовавшихся опилок и подложенного, например, сухого мха. Или высекали искры огня с помощью камней. Вы хотите сами попробовать?

(Древний человек раздает детям камни, палочки и показывает, дети пробуют добыть огонь, но не получается).

Получилось добыть огонь? (Нет) Вот и первобытные люди применяли много сил, чтобы добыть огонь.

ΙΙΙ. Питание древних людей.

Восп-ль: Ребята, а как вы думаете чем питались древние люди?

Дети: Они кушали траву, корешки, плоды деревьев.

Воспитатель обобщает ответы детей, и дополняет, говорит, что, да они питались тем, что давала им природа. Такой способ добывания пищи называется собирательством.

Тут внезапно в разговор вмешивается древний человек и предлагает жестами воспитателю и детям покушать какие-то палочки. Воспитатель спрашивает у него: «Что это, съедобное? Мы не отравимся?». Первобытный человек качает головой (нет). (Первобытные дети раздают палочки и дети вместе с ними пробуют зеленые палочки). 

Восп-ль: Вкус какого растения напоминают вам эти веточки?

Дети:  Укропа.

Воспитатель вместе с детьми благодарит древнего человека за угощение и спрашивает у детей: «Ну, что наелись вы этими палочками?».

Дети: Нет конечно.

Восп-ль : Да укропными веточками сыт не будешь. Людям нужно есть мясо. А где его взять? Что делали древние люди?(…….).

Воспитатель: Правильно, древние люди пользовались вот такими примитивными орудиями труда. Это заостренные палки, дубинки, заостренные камни, копья с каменными наконечниками и др. При помощи этих орудий труда древние люди добывали себе пищу, охотились на животных (мамонты, медведи, тигры, львы) (В это время первобытные дети показывают свои орудия труда).

Первобытный человек: «Ука-чака»

Восп-ль: Первобытный человек по видимому приглашает на охоту, но перед охотой нужно совершить ритуальный танец «Ука-Чака», как это делают древние люди.

ΙV. Физкультминутка.

Физкультминутка - танец «Ука – чака» (первобытные люди показывают под музыку бубна движения – дети повторяют).

V. Игры «охота на мамонта», «Рыбалка».

Игра: «Охота на мамонта»  (Кидание камней, копий в силуэт мамонта. Когда охота закончится, первобытные дети уносят разделывать добычу).

Первобытный человек зовет воспитателя и детей к ручью (имитация ручья). Он берет в руки копье деревянное и показывает, как ловить рыбу (Первобытный человек показывает жестами, что можно ловить только рыбу овально-продолговатой формы, а круглая рыба (шар) – ядовитая, ее ловить нельзя). Дети по очереди тоже ловят рыбу копьем (имитируют ловлю рыбы). Воспитатель и древний человек хвалят детей, которые наловили много рыбы (считают количество пойманной рыбы, кто больше наловил. Далее первобытный человек показывает, что рыбу нужно разложить на солнышке, чтоб она завялилась или приготовить ее на костре).

VΙ. Рисование наскальных рисунков.

Первобытный человек зовет, тянет за руку детей к камням (выставке наскальных рисунков) и что-то  говорит по- своему.

Восп-ль: Пещерные люди отдыхали после охоты, еды, изготовления орудий, некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы считаете на чем рисовали древние люди? На бумаге? Кисточкой? Как мы с вами да? (…..).

Восп-ль: И что же они изображали на своих рисунках? Предлагает посмотреть на рисунки  (Дети рассказывают, глядя на рисунки первобытных людей).

Восп-ль:  Да правильно они рисовали то, чем занимались. И, благодаря рисункам, мы видим, что древние люди были наблюдательными, умели передавать красоту животных. Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Рисовали красками из толченного камня и воды, углем.  Изображали сцены охоты, животных (Рассматривание рисунков мамонта и саблезубых тигров). Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни). Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть? Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным - давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут. Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта. А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

 Много – много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей (в это время первобытный человек подводит к «скале», показывает жестами «рисовать»)

Восп-ль: Ребята я кажется поняла, он хочет чтобы мы нарисовали на его скале, Давайте вы ему нарисуете на память то, что хотите, то, что вам больше всего понравилось, только нетрадиционным способом, пальцами, а первобытному человеку предложим нарисовать на бумаге, кисточкой.

Дети ему помогают, объясняют как нужно держать кисточку, как рисовать.

После рисования дети, воспитатель, древний человек рассматривают рисунки.

Древний человек по-своему благодарит детей и дарит детям угощение (корзину с мандаринами), прощается, уходит в пещеру.

VΙΙ.  Подводится итог организованно - образовательной деятельности.

Восп-ль: На этом наше путешествие в прошлое закончилось. Вот так жили наши предки. Им предстоял долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми. Человечество не стояло на месте, постоянно развивалось. А мы с вами возвращаемся в современный мир и  поговорим о том, где мы с вами побывали и что, вам больше всего понравилось в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди"

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди" занявшая 1-е место в территориальном конкурсе "Лучшая методическая разработка сюжетно-ролевых игр среди педагогов дошкольных образовательных учреждений админист...

Конспект НОД области "Музыка"- "Путешествие к первобытным людям"

Конспект непосредствено-образовательной деятельности, область "Музыка" в старшей группе. Знакомство детей с историей появления первых музыкальных инструментов....

Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет

Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию в подготовительной группе. « Первобытное общество»

Цель:  Закрепить знания детей о первобытном человеке.Задачи:Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества. (Познание)Знакомить детей с историей жизни и быта древнего чел...

Первобытные люди.

План – конспект занятия.Первобытные люди.Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. Задачи:Образовательные:1.Познакомить с внешним ...

"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа

Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...