Проект "Неизведанное рядом. Вода, вода, кругом вода"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Белая Дарья Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

  "Детский сад № 4 комбинированного вида "

 

Педагогический проект

«НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ

Вода, вода, кругом вода»

 

 

Автор  проекта:

Воспитатель:  Белая Дарья Николаевна

 

 

2017 г.

Актуальность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Структура проекта

Тема проекта: Неизведанное рядом.

Название проекта: Вода, вода, кругом вода.

Тип проекта: Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.

Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные области:

Физическая культура

Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”.

Здоровье

Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.

Безопасность

Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

Социализация

Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

Труд

Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Познание

Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.

Коммуникация

Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).

Чтение художественной литературы

Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Вода”.

Художественное творчество

Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Море, морские животные”.

Музыка

Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.

 

 

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Сроки проведения: 09.03.2017 г. – 16.03.2017 г.

План подготовки и реализации проекта:

Деятельность педагогов

  1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  2. Составить план работы по реализации проекта (приложение 1).
  3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме (приложение 2приложение 3приложение 4).
  5. Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
  6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности (приложение 5).
  7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
  8. Создать наглядный материал “Художественное слово о воде” (приложение 6).
  9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

Создать информационный материал:

  • Для родителей: памятки и консультации (приложение 7).
  • Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (приложение 8).

 

Деятельность детей

Рассматривание иллюстраций.

 

Интерактивные игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками,  отгадывание загадок о воде.

Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Опыты с водой.

Деятельность родителей

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат

Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.

Материал, оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи,  индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический:  проигрыватель.

Форма презентации проекта

Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”.

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Конспект итогового  комплексного занятия по реализации исследовательского творческого коллективного проекта

 «Вода, вода, кругом вода» на тему «Путешествие в царство  воды»

Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи: Уточнить и обобщить сведенья детей о воде, её свойствах, состояниях, формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей, закрепить представления детей о водоёмах, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе проведения опытов с водой, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование:

Мягкие модули, коррекционная дорожка «Следочки», стол с набором материалов и оборудования для проведения опытов, символы-модели, аудиозаписи mp3 «Шум моря», «Морской прибой».

Ход занятия                

Дети сидят полукругом на палас, звучит аудиозапись  «Шум моря».

Воспитатель: – Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?

Дети:  Шум моря, воды.

Воспитатель: – Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.

Воспитатель:  –  Ребята, а для чего нужна вода человеку?

Дети:  Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.

Воспитатель: –  Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?

Дети:  Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.

Воспитатель: – Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?

Дети:  Да!

Воспитатель: – Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!

Дети под аудиозапись «Морской прибой» строят «лодку» из мягкого модуля и «садятся и плывут».  Навстречу выходит Капелька (игрушка).

Воспитатель: – Кто это перед нами?

Капелька: – Я весёлая сестричка! Я  –  подруженька водички!

                  В океане и реке, ты найдёшь меня везде!

Воспитатель: –  Ребята! Мы попали в гости к Капельке!

Капелька: – Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть!  Я столько интересного хочу вам рассказать о воде!

Воспитатель: – Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут. Ребята, вспомните наши опыты и скажите, вода имеет вкус, цвет, запах?

Дети:  Нет.

Воспитатель: – Но вода может быть и другой! Давайте проведём опыт. Подойдите к столу. Дети подходят к столу с опытами

Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может растворять некоторые вещества, приобретая их цвет, вкус, и запах.

Воспитатель: – Ребята, можно сделать вывод: вода может растворять некоторые вещества. И тогда вода приобретает цвет, вкус и запах этих веществ.

Воспитатель: – Ребята, вы молодцы – хорошо потрудились, проводя опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?

Дети:  Весна!

Воспитатель: – Ребята, а весной часто идёт дождь и на дорогах появляются…

Дети:  Лужи!

Воспитатель: – Правильно! И детям для прогулки нужны сапожки. Давайте проведём небольшую разминку, которая так и называется «Сапожки».

Физминутка «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,                        Выставляют носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.                  Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,         Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки берегите!                   Прыжки на месте 

Капелька: – Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Вы знаете, что в море вода не пресная, а солёная?

Дети:  Да!

Капелька: – А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?

Дети:  Нет!

Показывает опыт с солёной водой и яйцом.

Воспитатель: –  Какой можно сделать вывод?

Дети:  В солёной воде предметы не тонут.

Воспитатель: – Спасибо, Капелька! Теперь ребята знают больше о воде.

Капелька: – За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки. Дарит детям модели-символы воды «капли».

Воспитатель: – Нам снова пора в путь! Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт. Проходят по коррекционной дорожке «следочки».

Воспитатель: – Что это за царство? И кто здесь живет? Навстречу выходит Льдинка (игрушка).

Льдинка: – Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,

                 А прозрачные сосульки так приятно леденят!

                 Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.

                 И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!

Воспитатель: –  Ребята! Где мы оказались?

Дети:   В царстве льда.

Льдинка: – В моё царство залетела птичка и замёрзла.

Воспитатель: –  Надо скорее освободить птичку из ледяного плена! (Игрушечная фигурка птички предварительно заморожена в формочке).

Воспитатель: – Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?

Дети:  Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.

Воспитатель: –  Если мы положим на батарею птичку, лёд будет таять медленно, а если в руках лёд греть – руки замёрзнут.

Дети:  От горячей воды лёд быстро растает.

Воспитатель кладёт птичку в миску, и добавляют горячей воды.

Все  наблюдают, как тает лёд.

Воспитатель: – Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!

Льдинка: – На память я хочу подарить вам льдинки. Дарит детям модели-символы льда «сосульки».

Воспитатель: –  А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Скажите, в каких царствах воды мы побывали?

Дети:  В царстве капельки и льдинки!

Воспитатель: –  Правильно! А какое водное царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное.

Дети:  Царство пара!

Воспитатель: – Молодцы! У вас есть подарки – «капельки» и «сосульки». Я каждому из вас тоже дарю подарок – это «облачко», символ, означающий газообразное состояние воды.

Итог занятия.

Анализ, оценка, привлечение детей к обсуждению итога.



Предварительный просмотр:

Приложение №8

Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской  деятельности дошкольников

Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит

Познавательное развитие  в дошкольном возрасте это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения – которые представляют  собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.  

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы детей: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети  не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой небольшой собственный опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как происходит, растёт, живёт и т.п.  

Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать, то есть обследовать.  Дети в этом возрасте уже способны группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Например, изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое. А такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман вызывают у детей особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, а, главным образом, поиск сведений, стремление самостоятельно узнать и понять суть явлений окружающего мира.

Таким образом, в процессе развития дошкольников познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребёнка обучения, и как сильный мотив к  интеллектуальному и длительному формированию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному познанию окружающего мира.  

Главное  достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в процессе этой деятельности:

  1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  2. Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
  3. Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо анализировать результаты эксперимента,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  4. Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
  5. Формируется самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата.
  6. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Эксперименты классифицируются по принципам проведения:

  1. По характеру объектов, используемых  в эксперименте: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты,  объектом которых является человек.
  2. По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в парке, в огороде и т.п.
  3. По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.
  4. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые по ситуации), систематические (проводимые по плану).
  5. По продолжительности (краткие  – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).
  6. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные,  итоговые.
  7. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса).
  8. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
  9. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

Особенности руководства экспериментальной   деятельностью дошкольника

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – в теории, и на практике.

Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.  Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, даёт время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.  Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-либо причине отстаёт  - педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь этим детям.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При этом необходимо стимулировать развитие речи детей путём постановки неповторяющихся вопросов, требующих от детей развёрнутого ответа.  ри анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный  результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и  убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов может исходить и от  детей.  Они постоянно обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Грамотный педагог должен реализовать детскую инициативу.  

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.  

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры нужно осваивать в определенной последовательности: 

  1. Действие показывает педагог.
  2. Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот, который возможно совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
  3. Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приёма он даёт возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика.
  4. Действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки.
  5. Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребёнка.
  6. Действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.  

При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого (чего) данный признак выражен наиболее ярко.

Особенности детского экспериментирования

 

  1. Экспериментирование  понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
  2. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
  3. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
  4. Экспериментальная  работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с  природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
  5. Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
  6. Детское экспериментирование наряду с игрой, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

Организация поисково - исследовательской деятельности

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.  

Экспериментальная деятельность – это решение проблемных ситуаций. Для реализации задач детского экспериментирования  в группах должны быть созданы уголки, по сути, мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым материалом и инструментарием.

Условия проведения экспериментов в дошкольном учреждении

  1. Максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними.
  2. Безотказность действия приборов и правил обращения с ними.
  3. Свободное и грамотное обращение с оборудованием и инструментарием педагога, осуществляющего руководство экспериментальной деятельностью детей. Показ только существенных сторон или явлений процесса.
  4. Отчетливая видимость изучаемого явления.
  5. Возможность участия ребёнка в повторном эксперименте.

 

Таким образом,  руководя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребёнок получил первоначальные сведенья о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.  

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.  

В связи с этим, одна из основных задач дошкольного образования – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям. А также создать необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Л и т е р а т у р а

1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.

3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир –  Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.

4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.

5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева  – М.: Педагогика, 1995г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....

Вода, вода - кругом вода.

Конспект образовательной деятельности по эксперементированию с водой. Закрепление признаков весны....

ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»

Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...