Проект "Неизведанное рядом. Вода, вода, кругом вода"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
"Детский сад № 4 комбинированного вида "
Педагогический проект
«НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ
Вода, вода, кругом вода»
Автор проекта:
Воспитатель: Белая Дарья Николаевна
2017 г.
Актуальность
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта
Тема проекта: Неизведанное рядом.
Название проекта: Вода, вода, кругом вода.
Тип проекта: Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.
Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательные области: | |
Физическая культура | Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”. |
Здоровье | Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. |
Безопасность | Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. |
Социализация | Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. |
Труд | Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. |
Познание | Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. |
Коммуникация | Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). |
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Вода”. |
Художественное творчество | Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Море, морские животные”. |
Музыка | Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. |
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Сроки проведения: 09.03.2017 г. – 16.03.2017 г.
План подготовки и реализации проекта:
Деятельность педагогов |
Создать информационный материал:
|
Деятельность детей | Рассматривание иллюстраций.
Интерактивные игры. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”. Выполнение детских творческих работ по теме проекта. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. |
Деятельность родителей | Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта. |
Практический результат | Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности. |
Материал, оборудование | Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей. Экспериментальный. Технический: проигрыватель. |
Форма презентации проекта | Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”. |
Планируемый результат реализации проекта | Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности | 20.7 КБ |
Доклад для педагогов | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 5
Конспект итогового комплексного занятия по реализации исследовательского творческого коллективного проекта
«Вода, вода, кругом вода» на тему «Путешествие в царство воды»
Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи: Уточнить и обобщить сведенья детей о воде, её свойствах, состояниях, формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей, закрепить представления детей о водоёмах, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе проведения опытов с водой, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
Мягкие модули, коррекционная дорожка «Следочки», стол с набором материалов и оборудования для проведения опытов, символы-модели, аудиозаписи mp3 «Шум моря», «Морской прибой».
Ход занятия
Дети сидят полукругом на палас, звучит аудиозапись «Шум моря».
Воспитатель: – Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?
Дети: – Шум моря, воды.
Воспитатель: – Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.
Воспитатель: – Ребята, а для чего нужна вода человеку?
Дети: – Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.
Воспитатель: – Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?
Дети: – Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.
Воспитатель: – Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!
Дети под аудиозапись «Морской прибой» строят «лодку» из мягкого модуля и «садятся и плывут». Навстречу выходит Капелька (игрушка).
Воспитатель: – Кто это перед нами?
Капелька: – Я весёлая сестричка! Я – подруженька водички!
В океане и реке, ты найдёшь меня везде!
Воспитатель: – Ребята! Мы попали в гости к Капельке!
Капелька: – Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я столько интересного хочу вам рассказать о воде!
Воспитатель: – Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут. Ребята, вспомните наши опыты и скажите, вода имеет вкус, цвет, запах?
Дети: – Нет.
Воспитатель: – Но вода может быть и другой! Давайте проведём опыт. Подойдите к столу. Дети подходят к столу с опытами
Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может растворять некоторые вещества, приобретая их цвет, вкус, и запах.
Воспитатель: – Ребята, можно сделать вывод: вода может растворять некоторые вещества. И тогда вода приобретает цвет, вкус и запах этих веществ.
Воспитатель: – Ребята, вы молодцы – хорошо потрудились, проводя опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?
Дети: – Весна!
Воспитатель: – Ребята, а весной часто идёт дождь и на дорогах появляются…
Дети: – Лужи!
Воспитатель: – Правильно! И детям для прогулки нужны сапожки. Давайте проведём небольшую разминку, которая так и называется «Сапожки».
Физминутка «Сапожки»
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляют носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки берегите! Прыжки на месте
Капелька: – Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Вы знаете, что в море вода не пресная, а солёная?
Дети: – Да!
Капелька: – А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?
Дети: – Нет!
Показывает опыт с солёной водой и яйцом.
Воспитатель: – Какой можно сделать вывод?
Дети: – В солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: – Спасибо, Капелька! Теперь ребята знают больше о воде.
Капелька: – За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки. Дарит детям модели-символы воды «капли».
Воспитатель: – Нам снова пора в путь! Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт. Проходят по коррекционной дорожке «следочки».
Воспитатель: – Что это за царство? И кто здесь живет? Навстречу выходит Льдинка (игрушка).
Льдинка: – Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,
А прозрачные сосульки так приятно леденят!
Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.
И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!
Воспитатель: – Ребята! Где мы оказались?
Дети: – В царстве льда.
Льдинка: – В моё царство залетела птичка и замёрзла.
Воспитатель: – Надо скорее освободить птичку из ледяного плена! (Игрушечная фигурка птички предварительно заморожена в формочке).
Воспитатель: – Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?
Дети: – Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.
Воспитатель: – Если мы положим на батарею птичку, лёд будет таять медленно, а если в руках лёд греть – руки замёрзнут.
Дети: – От горячей воды лёд быстро растает.
Воспитатель кладёт птичку в миску, и добавляют горячей воды.
Все наблюдают, как тает лёд.
Воспитатель: – Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!
Льдинка: – На память я хочу подарить вам льдинки. Дарит детям модели-символы льда «сосульки».
Воспитатель: – А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Скажите, в каких царствах воды мы побывали?
Дети: – В царстве капельки и льдинки!
Воспитатель: – Правильно! А какое водное царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное.
Дети: – Царство пара!
Воспитатель: – Молодцы! У вас есть подарки – «капельки» и «сосульки». Я каждому из вас тоже дарю подарок – это «облачко», символ, означающий газообразное состояние воды.
Итог занятия.
Анализ, оценка, привлечение детей к обсуждению итога.
Предварительный просмотр:
Приложение №8
Психолого-педагогические условия формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит
Познавательное развитие в дошкольном возрасте это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения – которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы детей: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой небольшой собственный опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как происходит, растёт, живёт и т.п.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать, то есть обследовать. Дети в этом возрасте уже способны группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Например, изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое. А такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман вызывают у детей особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, а, главным образом, поиск сведений, стремление самостоятельно узнать и понять суть явлений окружающего мира.
Таким образом, в процессе развития дошкольников познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребёнка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному формированию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному познанию окружающего мира.
Главное достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в процессе этой деятельности:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо анализировать результаты эксперимента, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
- Формируется самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Эксперименты классифицируются по принципам проведения:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в парке, в огороде и т.п.
- По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые по ситуации), систематические (проводимые по плану).
- По продолжительности (краткие – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – в теории, и на практике.
Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, даёт время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-либо причине отстаёт - педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь этим детям.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При этом необходимо стимулировать развитие речи детей путём постановки неповторяющихся вопросов, требующих от детей развёрнутого ответа. ри анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов может исходить и от детей. Они постоянно обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Грамотный педагог должен реализовать детскую инициативу.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры нужно осваивать в определенной последовательности:
- Действие показывает педагог.
- Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот, который возможно совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
- Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приёма он даёт возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика.
- Действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки.
- Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребёнка.
- Действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого (чего) данный признак выражен наиболее ярко.
Особенности детского экспериментирования
- Экспериментирование понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
- Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
- Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
- Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
- Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
- Детское экспериментирование наряду с игрой, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Организация поисково - исследовательской деятельности
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Экспериментальная деятельность – это решение проблемных ситуаций. Для реализации задач детского экспериментирования в группах должны быть созданы уголки, по сути, мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым материалом и инструментарием.
Условия проведения экспериментов в дошкольном учреждении
- Максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними.
- Безотказность действия приборов и правил обращения с ними.
- Свободное и грамотное обращение с оборудованием и инструментарием педагога, осуществляющего руководство экспериментальной деятельностью детей. Показ только существенных сторон или явлений процесса.
- Отчетливая видимость изучаемого явления.
- Возможность участия ребёнка в повторном эксперименте.
Таким образом, руководя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребёнок получил первоначальные сведенья о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.
В связи с этим, одна из основных задач дошкольного образования – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям. А также создать необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Л и т е р а т у р а
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2003.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»
Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....
Вода, вода - кругом вода.
Конспект образовательной деятельности по эксперементированию с водой. Закрепление признаков весны....
ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»
Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...