Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру
Сообщение из опыта работы по формированию экологической культуры у дошкольников , в процессе опытно- экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, в процессе опытно- экспериментальной деятельности»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Природа и окружающий нас мир своим разнообразием и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Восприятие природы у ребенка острее, чем у взрослого, потому что он соприкасается с природой впервые. Поддерживая и развивая познавательный интерес к вопросам экологического воспитания, мы взрослые можем воспитывать многие положительные качества личности ребенка.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду, человечество сможет, усовершенствовав свою экологическую культуру.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень экологического воспитания дошкольника на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов является экспериментальная деятельность.
Она играет существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе. Экспериментальная деятельность развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение, я сформулировала цель своей работы: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, в процессе опытно- экспериментальной деятельности ;развитие познавательных способностей детей и интереса к окружающему миру.
Для достижения цели сформулировала следующие задачи.
Воспитательные:
· воспитывать любовь к природе, окружающему миру;
· воспитывать умение работать в коллективе детей и самостоятельно;
· воспитывать интерес к процессу познания.
Развивающие:
· развивать наблюдательность, любознательность;
· развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение, способность быстро и легко находить новые решения);
· развивать творческие способности.
Образовательные:
· формировать и расширять представления детей об окружающем мире;
· активизировать словарь детей;
· прививать навыки проведения опытов, умение пользоваться приборами для проведения опытов.
Я решила помочь детям познакомиться с окружающим их миром не энциклопедично, а самостоятельно- научиться проявлять любопытство и самим добывать для себя результатов, знаний. Когда детям даются готовые знания, они их автоматически запоминают, но они неустойчивы и недолговременны. А когда дети самостоятельно исследуют объекты окружающего мира, их знания более прочны и осознанны.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит и делает сам. В этом актуальность детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения: постановку проблемы, выдвижение предположений (как, с помощью чего и что получилось), реализацию выдвинутой гипотезы и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование также благотворно влияет на развитие речи детей, а это для меня немало важно, потому, что я работаю в коррекционной группы, с детьми , имеющими нарушение речи. В ходе проведения опытов и экспериментов, при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов, я отметила, что у детей обогащается словарный запас различными терминами, развивается умение грамматически правильно строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания.
В своей работе по Формирование экологической культуры у деттей дошкольного возраста часто использую метод проектирования. Практика работы доказала эффективность проектного метода в познавательной деятельности детей. Я разработала и провела ряд экологических, информационно- иследовательских , познавателных проектов: «Метеостанция в детском саду», « Когда природа рядом»«Вода-водица», «Чудо- растения», «Когда весна приходит в гости», Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети в ходе проведения различных проектов получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
Для более углубленной работы по опытно- экспериментальной деятельности я дополнительно организовала « Мини-лабораторию- Веселые почемучки», разработала цикл познавательно-игровых экспериментов, составила перспективный план опытнической деятельности на каждый квартал, с фотоотчетом проведенных экспериментов, разработала ряд наблюдений и опытов, направленных на развитие исследовательских навыков. Важным элементом в работе нашей лаборатории стало обязательное введение игровых персонажей: Вопросительного и Воскличательного знаков, домовят: Кузи и Нафани. Детям нравится экспериментировать с интересными друзьями, они с нетерпением ждут с ними встречи и с удовольствием проводят опыты. Наиболее интересными стали опыты – эксперименты с растениями, с водой, воздухом, магнитом. Приложение № 1(Фото)
Восточная мудрость гласит: «Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага». А первые шаги в мир исследований ребенок делает в семье. Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности. Поэтому для меня важна совместная работа с родителями. Свое общение сними строю на основе сотрудничества. Использую различные формы взаимодействия с семьей.
Наглядные:
- Фотовыставки;
- Тематические выставки;
- Памятки для родителей;
- Выставки совместных работ.
Практические:
- Экологические акции
- Родительские собрания;
- Анкетирование
- Квест- игры
- Познавательные викторины
- Совместные проекты;
- Конкурсы;
- Домашние задания в рамках проектов.
- Субботники
Словесные:
- Беседы; индивидуальные беседы
- Консультации.
- Экологические встречи
В результате проделанной работы я убедилась, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, оказывает позитивное влияние на развитие познавательного интереса к окружающему миру и природе. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
· Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, осуществлять эксперимент, делать выводы).
· Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение правильно строить свои ответы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания).
· Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими).
· Знания детей о живой и неживой природе.
В настоящее время продолжаю работу по познавательно-исследовательской деятельности. Поставив перед собой цель: воспитать детей, способных к творческому решению проблем, способных к смелым высказываниям, поиску путей решения выхода из сложных ситуации,думающих и заботящихся об окружающем их мире, продолжаю работу по формированию познавательно- иследовательской деятельности дошколят. Наши дети – это активные деятели. Думаю, что это поможет им в дольней шей жизни.
Мне очень импорирует высказывание , которое уже стало как бы девизом в моей работе о экологическому воспитанию:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Закрепить знания детей о зиме....
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...