Опыты и эксперименты с камнями
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Опыты и эксперименты с камнями интересны детям, ведь это изучение того, что находится в непосредственной близости от них. Ребенку интересно исследовать, потрогать на ощупь камни, определить их мягкость или твердость в сухом или мокром состоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_kamnyami.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты и эксперименты с камнями
Опыты с камнями, песком интересны детям, ведь это изучение того, что находится в непосредственной близости от них. Взрослые иногда мешают детям узнать новое об этих природных веществах, утверждая, что ребенок «лезет в грязь». Ребенку же интересно исследовать: потрогать на ощупь камни, рассмотреть песок, определить их мягкость или твердость в сухом и влажном состояниях. Взрослым следует стать в этом деле помощниками для ребят. Ведь именно непосредственное знакомство и изучение близкого окружающего мира позволит развить у них живой интерес к познанию, который очень пригодится в школе.
«Определение цвета, формы и размера»
В.: Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.
«Определение характера поверхности»
В.: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
В.: Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).
«Рассматривание камней через лупу»
В.: Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)
«Определение веса»
В.: Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? (камень) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)
«Как вода камень разрушает»
Цель: смоделировать силу и воздействие воды.
Опыт: налить в стеклянную бутылку воды, плотно закрыть и поставить в детское пластмассовое ведро. Если эксперимент проводится зимой, вынести бутылку на мороз, если в теплое время года – поставить в морозильную камеру. Через два часа можно продемонстрировать силу замерзшей воды, которая разрывает бутылку на части. Объяснить детям, что, то же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся все больше и больше, пока, наконец, от камня не отколется какой-нибудь кусок.
« Почему камни бывают разноцветными»
Цель: объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.
1) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Предложить детям взять 2-3 цветных кусочка пластилина, скатать каждый кусочек в шарик и поставить их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы. Объяснить, что проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень.
2) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Взять 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешать их (не до однородного цвета). Стекой разрезать получившийся кусочек. На срезах получатся удивительные узоры. Объяснить, что у детей, кто с силой смешивал разноцветный пластилин, полоски получились узкие, кто делал это слабее – разноцветные полоски получились шире. Также происходит и в природе. Где-то подземные процессы были посильнее, а где-то послабее.
3) Материал: 1-2 кусочка цветного пластилина, рисовые, пшеничные зерна. Предложить детям определить, что тверже: пластилин или зерна. Объяснить, что и в природе одни камни тверже других. Предложить смешать зерна и пластилин (камни потверже и помягче). Вывод: получаются камни с вкраплениями.
«Исчезающий мелок»
Цель: дать знание о том, что мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Материал: небольшой кусочек мела, уксус, вода, стакан.
Опустите мел в стакан с уксусом (уксус разбавлен водой 1:1) и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Объяснить детям, что мел – это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
«Извергающийся вулкан»
Цель: показать опытным путем действие вулкана.
Материал: модель вулкана (конус из пластилина), сода – 2 ст.л.; для лавы: уксус 1/3 стакана, красный пищевой краситель, капля моющего жидкого средства для посуды.
«Лава – лампа»
Цель: опытным путем познакомить величиной «плотность веществ».
Материал: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, стакан – 500мл. - 1000мл.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
«Какими бывают камни»
Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Материалы: разнообразные камни, лупы.
Опыт: внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень Как они стучат? Почему они стучат? Потому что мы их трясем А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки, узоры. Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
« Твердый камень»
Цель: Сформировать представление о твердости камня.
Материалы: камешки, пластилин, монеты.
Опыт: возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся. Почему, как вы думаете, был слышен шум при постукивании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий. Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень – очень твердый. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.
«Тонет – не тонет»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой.
Опыт: дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? (он утонет). Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Может ли камень плавать? Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой - тяжелый. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Давайте проверим: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.
« Камень может издавать звуки?»
Цель: сформировать представление о свойствах камня.
Материалы: разнообразные камни.
Опыт: как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
« Камни – хамелеоны»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.
Опыт: как вы думаете, камни могут изменить цвет? Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Мокрые камешки стали темнее. Вывод: мокрые камни меняют цвет.
« Рисующие камни»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь.
Опыт: вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте. Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или углем? Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает.
«Теплый камешек»
Цель: сформировать представление о свойствах камня.
Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета).
Опыт: потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Как вы думаете почему? Возьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету). Камешки стали теплые. Какой камень теплее? Черный. Почему черный камень оказался самым теплым? Вывод: черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый. Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?
« Легкий/ тяжелый»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.
Опыт: взять камешки одного размера они будут равные по весу? Как можно проверить это? Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Вывод: пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый. Взять большой пористый камень и маленький плотный. Плотный будет тяжелее. Произвести взвешивание на весах.
«Прочный камень»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: камни разной плотности, молоток.
Опыт: воспитатель предлагает разбить камешки молотком. Один камень разбился, а другой – нет. Какой камень легче было разбить? Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая. А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку. Так, как он плотный и тяжелый. Гранит и галька прочнее чем мел и пемза. Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:«Опыты и эксперименты с камнями.»
Опыты и эксперементы с камнями....
Опыты и эксперименты с камнями
Опыты с камнями, песком интересны детям, ведь это изучение того, что находится в непосредственной близости от них. Взрослые иногда мешают детям узнать новое об этих природных веществах, утверждая, что...
Опыты и эксперименты с камнями
Развитие наблюдательности...
Картотека опытов и экспериментов с камнями для детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты...
Картотека "Опыты и эксперименты с камнями"
Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делают малыша спокойным и уравновешенным, воспиывают любозн...
Опыты и эксперименты с камнями
Картотека опытов и экспериментов с камнями для детей среднего дошкольного возраста....
"Опыты и эксперименты с камнями
Опыты с камнями, песком интересны детям, ведь это изучение того, что находится в непосредственной близости от них....