Представление педагогического опыта
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Вашему вниманию предоставляю опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые коллеги и члены жюри!
Меня зовут Пургина Ольга Анатольевна.
Мой педагогический стаж составляет 8лет и столько же я работаю в МКДОУ №5 "Радуга" г.Щучье. Вашему вниманию хочу представить опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность".
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной активности особенно актуальна в настоящее время.
Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментиро-вать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно—действенное и наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Представления полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении одного года. Приступая к работе с детьми в этом направлении, я разработала модель развития экспериментирования, которая включает в себя 3 этапа (на слайде)
На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе.
На 2-м этапе – создала предметно-развивающую среду и составила учебно-тематические планы.
3-й этап - основной, это вся моя работа с детьми развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
Мною в группе пополнена предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительной программы по экспериментированию. Целью данной программы является создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Наблюдая за детьми, я определила объекты, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: вода --почва --камни --воздух --растения --магниты --свет и зеркало.
Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие задачи:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
--подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
развивать умения планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы;
-развивать коммуникативные навыки;
-помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
-способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Так на прогулочном участке, замечаем, что из тёмного песка лепятся куличики, а из светлого - нет. Почему? Пробуем полить водой светлый песок, и убеждаемся, что он становится тёмным, сырым, а значит из такого песка теперь будут лепиться куличики. Пришли к выводу: что если песок полить водой – он становится сырым, и из него мы можем лепить любые постройки. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу слушать друг друга, договариваться, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.
В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, привлекаю к созданию фотоальбомов.
Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
И своё выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция: То, что я слышу – забываю. То, что я вижу – я помню. То, что я делаю – я понимаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...
Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы
Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....
Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...
Представление педагогического опыта педагогического работника.
Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...
Представление педагогического опыта работы по теме " Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах. Форма представления - презентация на тему "Краски детской души" (рисование пейзажа в дошкольном возрасте).
Обобщение опыта на семинаре - практикуме для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...
презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»
Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...
Представление педагогического опыта по теме: «Развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»
представление педагогического опыта работы...