ннод "Зима"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Закрепить знания об основных признаках зимы, учить делать выводы и причино - следственные связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ннод "Зима" | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия ФГОС «Зимушка - зима»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему скрепит снег, почему лед тает медленнее, а снег быстрее. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы зимы, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление снегопад, строение снежинки, опытным путем сделать вывод о причине хрустящего снега.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, снежок, письмо, части снежинок с заданиями, кусочки льда, снег, соль, ложечки, блюдца, тазик с водой, манка, клей, кисточки, салфетки, ИКТ, сумочка Зимы
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как идет снегопад.
• Беседы о зиме.
• Чтение художественных произведений и зиме,
стихи о зиме А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок о зиме;
• Пение песен о зиме и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, кустарников, зимующих птиц, снежинок;
• Наблюдение за снегом, льдом на прогулке;
• Поделки из природного, бросового материала
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся! Раз, два, три волшебство скорей приди! – Открываем глаза(падает снежок) Кто это нам его бросил? Тут записка! Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
-= Зима =-
Дорогие ребята! Я очень прошу помочь мне! Дело в том, что моя любимая снежинка сине-бело- голубая рассыпалась на части! Эти части нужно найти и собрать в снежинку! Но сделать это непросто!! На частях снежинок есть задания и снежинка соберется только в том случае, если вы все выполните правильно! Я одна с этим не справлюсь! Помогите мне пожалуйста, я думаю что у вас все получится!
Ну что будем делать, ребята?- Проблемный вопрос
Пойдем искать!! Сначала синюю часть ищем! (снежинка же сине – бело - голубая)
Нашли и первое задание на ней Назовите приметы зимы
Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
*На полях делают снегозадержание.
*Люди носят зимнюю одежду и т.д.
Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)
Выпал снежок Мы огорчились,
Удивились, обрадовались,
Рассердились и улыбнулись!
Ребята, назовите зимние месяцы (садитесь на стульчики, я вам что то покажу)- слайды
Декабрь называли давно на Руси – «хмурень»- 1 слайд Почему?
Январь называли – «студень»Почему? 2 слайд
Февраль – «снежень»Почему? 3 слайд
Ребята, мы выполнили первое задание, давайте вторую часть искать! (белую) Может кто то сидя видит, где она! (читаю задание)
Назовите поговорки о зиме
Что летом родится, то зимой пригодится 4 слайд почему так говорят?
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. 5 слайд
Не светит зимой солнце против летнего.6 слайд
Молодцы, ребята! Справились с заданием! Придвиньте стульчики к столу, сделаем гимнастику для глаз
Пойдем голубую часть искать? На части нарисована лупа, снег, лед (идем в лабораторию) – там нас ждут животные жарких стран, которые не знают что такое зима и никогда не видели снега, льда. Проводим опыты со снегом и льдом (Садимся)
Что такое снег и лед?- Проблемный вопрос (твердая вода)
Чем они отличаются? Снег взять в руки Какой снег? (белый, холодный, липкий, тает от тепла рук) – положить. А в морозную погоду какой?- блестящий, (кристаллики снежинок отражают солнечный свет) хрустящий Почему? Хотите узнать? Снежинка состоит из множества кристалликов льда, примерзших друг к другу, под каким либо давлением эти кристаллики с хрустом лопаются, а так как их много, вот мы и слышим этот звук. Чем холоднее, тем тверже становятся снежинки, тем громче скрип Если мороз не сильный, то кристаллики снежинки будут гнуться, а не ломаться, поэтому нет громкого хруста(опыт с солью, подавить ложечкой)
А лед какой? (взять в руки) – Скользкий, прозрачный, гладкий, хрупкий! (на прогулке разбивали), тоже тает от тепла рук ! Ребята, как вы думаете лед тонет в воде или нет? Почему? (опыт, положить в тазик с водой лед детям) Потому что лед легче воды А как вы думаете в помещении что быстрее растает снег или лед? Почему? (теплый воздух проникает быстрее в рыхлую поверхность, чем в твердую) А где быстрее растает лед на полянке или на речке? Почему? Мы сейчас оставим на тарелочках снег и лед, а в конце занятия посмотрим что с ними стало. Физминутка
Отдохнули? Идем искать последнюю часть снежинки –белую! (На снежинку написать)
По дороге зимней, снежной
Зима в гости к нам идет
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
(Сели на ковер)
Жила – была волшебница, и звали ее Зима. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение: то снегом засыплет, то вьюгой заметет..
В волшебной сумочке (педагог показывает сумочку украшенную снежинками) хранила она свое главное волшебную кисточку ( воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку ,украшенную на тему «Зима»). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес ! Но она забыла у нас свою кисточку и листы бумаги, которые остались не разукрашенными! Что делать – не знаю!
Попробуем стать волшебниками?
Для этого у нас в группе должна быть манная крупа, клей (идем за столы) садимся рисовать, сначала контур простым карандашом, потом промазываем клеем и посыпаем манкой, остатки стряхивает на тарелочку
Пальчиковая гимнастика
Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму и снег и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой
руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке – вода разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки – лучи .Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.
Как видно ладошки мои горячи – показать ладошки
Идем к доске и собираем все части снежинки. Помогли мы Зиме?
Ребята, вы такие молодцы! Положите ладошки с левой стороны, где сердце. Слышите как оно стучит? Оно стучит особенно сильно потому что вы сделали доброе дело. Вы отзывчивые, внимательные и добрые дети! Я очень рада за вас! У меня есть солнышки -одни улыбаются , другие грустные Если вы считаете что хорошо выполнили задания , то возьмете себе улыбающееся солнышко, если что то не получилось – возьмете грустное…И вместе со своими солнышками пойдем немножко отдохнем и послушаем мелодию Зимы (релакс), но прежде заглянем в нашу лабораторию, посмотрим, что стало со снегом и льдом…