ннод "Зима"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Марина Дмитриевна

Закрепить знания об основных признаках зимы, учить делать выводы и причино - следственные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ннод "Зима"21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия ФГОС «Зимушка - зима»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему скрепит снег, почему лед тает медленнее, а снег быстрее. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы зимы, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать природное явление снегопад, строение снежинки, опытным путем сделать вывод о причине хрустящего снега.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, снежок, письмо, части снежинок с заданиями, кусочки льда, снег, соль, ложечки, блюдца, тазик с водой, манка, клей, кисточки, салфетки, ИКТ, сумочка Зимы
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как идет снегопад.
• Беседы о зиме.
• Чтение художественных произведений и зиме,
стихи о зиме А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок о зиме;
• Пение песен о зиме и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы;

Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, кустарников, зимующих птиц, снежинок;
• Наблюдение за снегом, льдом на прогулке;
• Поделки из природного, бросового материала
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.


- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся!  Раз, два, три волшебство скорей приди! – Открываем глаза(падает снежок) Кто это нам его бросил?  Тут записка! Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

-= Зима =-

Дорогие ребята! Я очень прошу помочь мне!  Дело в том, что моя любимая снежинка сине-бело- голубая рассыпалась на части! Эти части нужно найти и собрать в снежинку! Но сделать это непросто!! На частях снежинок есть задания и снежинка соберется только в том случае, если вы все выполните правильно! Я одна с этим не справлюсь! Помогите мне пожалуйста, я думаю что у вас все получится!

Ну что будем делать, ребята?- Проблемный вопрос

Пойдем искать!! Сначала синюю часть ищем! (снежинка же сине – бело - голубая)

Нашли и первое задание на ней Назовите приметы зимы

Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

*Солнце стоит высоко и греет мало.

*Небо часто серое.

*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

*Реки и озёра покрыты льдом.

*На окнах мороз рисует причудливые узоры.

*Деревья и кусты стоят без листьев.

*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

*Остались только зимующие птицы.

*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.

*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.

*На полях делают снегозадержание.

*Люди носят зимнюю одежду и т.д.

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Выпал снежок Мы огорчились,

Удивились, обрадовались,

Рассердились и улыбнулись!

Ребята, назовите зимние месяцы (садитесь на стульчики, я вам что то покажу)- слайды

Декабрь называли давно на Руси – «хмурень»- 1 слайд Почему?

Январь  называли – «студень»Почему? 2 слайд

Февраль – «снежень»Почему? 3 слайд

Ребята, мы выполнили первое задание, давайте вторую часть искать! (белую)  Может кто то сидя видит, где она! (читаю задание)

Назовите поговорки о зиме

Что летом родится, то зимой пригодится 4 слайд почему так говорят?

Зимой снег глубокий – летом хлеб  высокий. 5 слайд

Не светит зимой солнце против летнего.6 слайд

Молодцы, ребята! Справились с заданием! Придвиньте стульчики к столу, сделаем гимнастику для глаз

Пойдем голубую часть искать? На части нарисована лупа, снег, лед (идем в лабораторию) – там нас ждут животные жарких стран, которые не знают что такое зима и никогда не видели снега, льда. Проводим опыты со снегом и льдом (Садимся)

Что такое снег и лед?- Проблемный вопрос (твердая вода)

Чем они отличаются? Снег взять в руки Какой снег? (белый, холодный, липкий, тает от тепла рук) – положить. А в морозную погоду какой?- блестящий, (кристаллики снежинок отражают солнечный свет) хрустящий Почему? Хотите узнать? Снежинка состоит из множества кристалликов льда, примерзших друг к другу, под каким либо давлением эти кристаллики с хрустом лопаются, а так как их много, вот мы и слышим этот звук. Чем холоднее, тем тверже становятся снежинки, тем громче скрип Если мороз не сильный, то кристаллики снежинки будут гнуться, а не ломаться, поэтому нет громкого хруста(опыт с солью, подавить ложечкой)

А лед какой? (взять в руки) – Скользкий, прозрачный, гладкий, хрупкий! (на прогулке разбивали), тоже тает от тепла рук ! Ребята, как вы думаете лед тонет в воде или нет? Почему? (опыт, положить в тазик с водой лед детям) Потому что лед легче воды А как вы думаете в помещении что быстрее растает снег или лед? Почему? (теплый воздух проникает быстрее в рыхлую поверхность, чем в твердую) А где быстрее растает лед на полянке или на речке? Почему? Мы сейчас оставим на тарелочках снег и лед, а в конце занятия посмотрим что с ними стало. Физминутка

Отдохнули? Идем искать последнюю часть снежинки –белую! (На снежинку написать)

По дороге зимней, снежной
Зима в гости к нам идет
- Тише, тише, тишина. 
Сказка в гости к нам пришла.
(Сели на ковер)
Жила – была волшебница, и звали ее Зима. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение: то снегом засыплет, то вьюгой заметет..
В волшебной сумочке (педагог показывает сумочку украшенную снежинками) хранила она свое главное волшебную кисточку ( воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку ,украшенную на тему «Зима»). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес ! Но она забыла у нас свою кисточку и листы бумаги, которые остались не разукрашенными! Что делать – не знаю!
Попробуем стать волшебниками?

Для этого у нас в группе должна быть манная крупа, клей (идем за столы) садимся рисовать, сначала контур простым карандашом, потом промазываем клеем и посыпаем манкой, остатки стряхивает на тарелочку

Пальчиковая гимнастика
Стою и снежинки в ладошку ловлю  Ритмичные удары пальцами левой
руки,  начиная с указательного, по ладони правой руки.


Я зиму и снег и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой

руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?  На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке – вода  разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки – лучи .Мелкие потряхивания

расслабленными ладонями.
Как видно ладошки мои горячи – показать ладошки  

Идем к доске и собираем все части снежинки. Помогли мы Зиме?

Ребята, вы такие молодцы! Положите ладошки с левой стороны, где сердце. Слышите как оно стучит? Оно стучит особенно сильно потому что вы сделали  доброе  дело.  Вы отзывчивые, внимательные и добрые дети! Я очень рада за вас! У меня есть солнышки -одни улыбаются , другие грустные Если вы считаете что хорошо выполнили задания , то возьмете себе улыбающееся солнышко, если что то не получилось – возьмете грустное…И вместе со своими солнышками пойдем немножко отдохнем и послушаем мелодию Зимы (релакс), но прежде заглянем в нашу лабораторию, посмотрим, что стало со снегом и льдом…