Проект по теме: «Птицы Москвы».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Рафикова Оксана Георгиевна

Вид проекта

Групповой

Проблема и Актуальность

Однажды к нам в ДОУ, на участок экологической лесной тропы, прилетели куропатки, затем они все чаще, без стеснения, стали навещать нас. Дети заинтересовались незнакомыми птицами, стали задавать вопросы о их повадках, среде обитания. И тогда я поняла, что у ребят недостаточно сформированы представления, о птицах, обитающих на территории  нашего района, они часто путают перелётных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о пернатых друзьях.

С большим увлечением, я начала  собирать информацию о птицах, обитающих в Москве, заинтересовала и «заразила» родителей нашей группы, которые стали помощниками мне, в поисках материала.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без суетящихся воробьев. Мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Изучая информацию, я сама была удивлена, что в Москве

можно встретить более 300 видов птиц, некоторые из которых гнездятся здесь, другие проводят тут зиму, третьи встречаются лишь во время сезонной миграции.

Эта тема так заинтересовала детей, что  они захотели узнать больше нового о птицах.

Так начался наш проект.  

Мы – взрослые,  должны разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Я считаю, что проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах  нашего города, так же научит детей бережно относиться к птицам, оказывать помощь пернатым друзьям в трудное для них время, заботиться о них. При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний.

Цель проекта

Сформировать у детей  знания о птицах Москвы, их образе жизни, повадках, особенностях, а также воспитывать бережное отношение к птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_moskvy.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2083» ДОП «Семицветик»

«Птицы Москвы»

Целевая аудитория:

Дети подготовительной группы,

родители дошкольников,

воспитатели.

Разработчик:

Рафикова О. Г. – воспитатель ГБОУ «Школа № 2083»

ДОП «Семицветик»

Москва, 2018- 2019 год

Паспорт проекта

Название проекта

 «Птицы Москвы»

Руководитель проекта

Рафикова О. Г.

Состав проектной группы

Воспитанники подготовительной группы, родители,  воспитатели группы.  

Срок реализации

Сентябрь – апрель

Тип проекта

Информационно - творческий, познавательно-речевой.

Вид проекта

Групповой

Проблема и Актуальность

Однажды к нам в ДОУ, на участок экологической лесной тропы, прилетели куропатки, затем они все чаще, без стеснения, стали навещать нас. Дети заинтересовались незнакомыми птицами, стали задавать вопросы о их повадках, среде обитания. И тогда я поняла, что у ребят недостаточно сформированы представления, о птицах, обитающих на территории  нашего района, они часто путают перелётных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о пернатых друзьях. 

С большим увлечением, я начала  собирать информацию о птицах, обитающих в Москве, заинтересовала и «заразила» родителей нашей группы, которые стали помощниками мне, в поисках материала. 

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без суетящихся воробьев. Мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Изучая информацию, я сама была удивлена, что в Москве

можно встретить более 300 видов птиц, некоторые из которых гнездятся здесь, другие проводят тут зиму, третьи встречаются лишь во время сезонной миграции.

Эта тема так заинтересовала детей, что  они захотели узнать больше нового о птицах.

Так начался наш проект.  

Мы – взрослые,  должны разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Я считаю, что проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах  нашего города, так же научит детей бережно относиться к птицам, оказывать помощь пернатым друзьям в трудное для них время, заботиться о них. При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний.

Цель проекта

Сформировать у детей  знания о птицах Москвы, их образе жизни, повадках, особенностях, а также воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи проекта

1. Образовательные:

  • Формировать у детей знания  об особенностях жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города.
  • Активизировать словарный запас детей
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.
  • Формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе.

2. Развивающие:

  • Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за птицами нашего города осенью, зимой и весной.
  • Развивать познавательные способности детей при совместной и индивидуальной деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать гуманное отношение к птицам, чувство сопереживания  и желание помочь птицам в холодное время года.
  • Формировать экологическое сознание детей.        

Этапы

Продолжительность

 1. Подготовительный этап.

- Определение темы, цели, задач проекта.

- Прогнозирование результатов.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Подготовка оборудования, методических материалов для реализации данного проекта.

- Определение содержания работы в этом направлении.

2 недели

2. Основной этап. (6 месяцев)

17-29 сентября

Наблюдение за птицами в сентябре

Презентация «Интересные факты о птицах»

Рассматривание альбома «Птицы нашего города»

Загадки о птицах.

Дидактические и настольно-печатные игры:

-Лото «Птицы»                                                                    -Разрезные картинки «Собери птицу»

Подвижные игры:

-«Найди пару»

Чтение художественной литературы:

-В. Бианки «Чей нос лучше», «Сова», «Теремок », «Синичкин календарь», «Кукушонок».

ООД по ФЦКМ. Ознакомлению с природой в детском саду «Какие бывают птицы: знакомство с перелетными, оседлыми и зимующими птицами»

Работа с родителями:

Сбор материала о птицах  родного города для  детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

Наблюдение за птицами в октябре

Знакомство с приметами и пословицами о птицах.

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Один-много»

-«Четвертый лишний»

-«Улетели птицы»

Подвижные игры:

-«Вороны и воробьи»

Чтение художественной литературы:

-М. Горький « Воробьишко».

-Ю. Дмитриев «В гостях у дятла».                                             

- Г. Скребицкий «Лесной голосок».

ООД по речевому развитию «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

ООД по изобразительной деятельности. Аппликация «Воробьи»

ООД по ФЦКМ. «Знакомство детей с наукой - Орнитология»

Работа с родителями:

круглый стол «Воспитание доброты к природе». Совместная работа по составлению правил поведения в природе.

Ноябрь

Наблюдение за птицами в ноябре

Беседа «Синичкин День. Невелика птичка- синичка, а и то свой праздник знает»

Беседа «Санитары леса»

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Найди 5 отличий»

-«Узнай и назови 2х одинаковых птиц»

-«Улетает- не улетает».

Подвижные игры:

-«Лётал, лётал воробей»

Чтение художественной литературы:

-Г. Снегирёв. «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся»

ООД по изобразительной деятельности. Коллективная аппликация «Синицы на ветках»

ООД по изобразительной деятельности. Лепка. Создание работы «Совушка - Сова» в технике пластилинография.

Работа с родителями:

Создание книги энциклопедии - «Птицы нашего города».

Декабрь

Наблюдение за птицами в декабре

Беседа «Жизнь птиц зимой»

Беседа «Что мы знаем о снегирях?»

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Кто где живёт»

-«Зимующие и перелётные птицы»

Подвижные игры:

-«Совушка - Сова»

Чтение художественной литературы:

-В. Флинт. «Птичий календарь»

ООД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Помощь зимующим птицам»

ООД Конструирование из бросового материала «Снегири и яблочки»- изготовление новогодних игрушек.

Работа с родителями:

Конкурс поделок из природного и бросового материала «Птицы, мои птицы». Выставка работ.

Январь

Наблюдение за птицами в январе

Рассказы детей по картинкам «Опиши птицу»

Слушание птичьих голосов «Когда поют птицы - болезни уходят»

Подбор фонотеки с птичьими голосами. Птицы играют в нашей жизни, гораздо, большую роль, чем мы можем себе представить. Общение с птицами убедило орнитолога-биоакустика, доктора биологических наук Валерия Дмитриевича Ильичёва в том, что птичьи голоса обладают целебным воздействием на человека.

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Найди птицу непохожую на других»

-«Чей голос?»

Подвижные игры:

-«Кукушка»

Чтение художественной литературы:

-А.Яншин «Покормите птиц»

ООД по изобразительной деятельности. Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».

Работа с родителями:

Акция «Птичья столовая» - изготовление кормушек для птиц.

Февраль

Наблюдение за птицами в феврале

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Летает, плавает, бежит»

-«Откуда птица прилетела?»

Подвижные игры:

-«Сокол и голуби»

Чтение художественной литературы:

-Т. Волжина. «Где чей дом?»

ООД по изобразительной деятельности. Лепка из глины «Дымковский индюк»

Работа с родителями:

совместное участие детей и родителей в викторине «Юные орнитологи»

Март

Наблюдение за птицами в марте

Беседа «Весенние заботы птиц»

Дидактические и настольно-печатные игры:

-«Чей клюв?»

-«Узнай по следу»

-«Найди, кого назову»

Подвижные игры:

-«Перелет птиц»

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Чтение художественной литературы:

-И.Белоусов. «Весенняя гостья»

Развлечение «Сороки-прилет птиц!» Познакомить детей с православным обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны.

Работа с родителями:

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

1-13 апреля

3. Заключительный этап.

  • Проведение театрализованного  праздника   «Берегите птиц», посвященного Международному Дню птиц, который отмечается 1 апреля.
  • Обсуждение результатов проекта.
  • Презентация проекта для педагогов.

Характеристика

деятельности

участников

Воспитатель: подготавливают оборудование, организуют работу с родителями и детьми.

Родители: Собирают материал о птицах родного города,  находят необходимую детям информацию (сообщения о птицах) готовят тематическую страницу для энциклопедии. Изготавливают совместно с детьми  кормушки для птиц и поделки птиц из природного и бросового материала.

Дети: Выполняют творческие работы (аппликация, рисование, лепка , конструирование, пластилинография) С родителями готовят сообщения о птицах, изготавливают кормушки, сочиняют рассказы.

Ожидаемый результат

В реализации проектной деятельности у детей сформируются:  

  • Знания о жизни перелетных, оседлых и зимующих птицах своего города.
  • Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц
  •  Навыки правильного поведения в природной среде.
  •  Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.  Эмоциональное отношение к миру природы.

У родителей:  

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-родительские отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.

Список использованной литературы

  1. Васильева М.А., Веракса Н. Е., КомароваТ.С.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС. Москва: Мозаика – Синтез, 2017
  2. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Проектная деятельность дошкольников. Москва: Мозаика – Синтез, 2016
  3. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). Москва: Мозаика – Синтез, 2016
  4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (6-7 лет). Подготовительная группа. Конспекты занятий. Москва: Мозаика – Синтез, 2016
  5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе 6-7 лет. С-П: Детство- Пресс,2018 
  6. Вишневский В. А. Птицы Москвы и Подмосковья. Полный определитель. Москва: Фитон XXI, 2017 
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Москва: Карапуз, 2000
  8. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. Москва: Лабиринт-пресс, 2004.
  9. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 6-7 лет. Москва: Мозаика – Синтез, 2016
  10. Шорыгина Т. А. Беседы о птицах Москва: Сфера, 2016
  11. Шорыгина Т. А. Мир природы. Стихи для занятий с детьми. Москва: Сфера, 2018

Интернет- ресурсы

Физкультминутки по теме «Птицы»

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211

Подвижные игры по теме «Птицы»

https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-dlya-detey-starshego-vozrasta-na-temuptici-2481480.html

Дидактические игры по теме «Птицы»

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/presentacii/kartotiekaighriuprazhnieniipotiemieptitsy

Птицы Москвы и Подмосковья. Фото, названия и описание

https://worldbirds.ru/pticzy-moskvy-i-podmoskovya

развивающий мультфильм «Где зимуют птицы»

https://yandex.ru/video/search?filmId=9937565511932427358&text=видео%20уроки%20про%20птиц&noreask=1&path=wizard

Шишкина школа. Природоведение. Урок 39. Перелётные птицы

https://yandex.ru/video/search?filmId=13047391786316094661&text=видео%20уроки%20про%20птиц&noreask=1&path=wizard

.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»

1.    Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1     Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...

Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»

1.    Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1     Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...

Познавательный проект по теме: «Птицы нашего края»

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детств...

Проект на тему Птицы нашего края

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто...

Мини-проект на тему : " Птицы-соседи, птицы друзья"

Содержание проекта:1. Предполагаемый результат2. Предварительная работа3. Дидактические игры4. Фотографии детей...

2023 Проект по теме "Моя Москва"

Патриотическое воспитание ребёнка –дошкольника очень часто осуществляется под влиянием семьи и зависит от того, какие разговоры по поводу своей Родины слышит малыш от своих родителей, родн...