Мастер -класс
консультация по окружающему миру

Мисюрова Светлана Евгеньевна

 

                           Мастер – класс

             по экспериментальной деятельности

                    «Весёлая наука для детей»

 

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково– исследовательскую деятельность;

— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

 

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ 

Содержание

1.Приветствие. Введение в тему.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

 

Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;

— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.

 

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа.

По месту проведения: группа, участок, в природе.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.

По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.

По характеру познавательной активности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

 Эксперимент должен отвечать следующим условиям.

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

Показ только существенных сторон явления или процесса.

Отчетливая видимость изучаемого явления.

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Основные принципы познавательной деятельности.

Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 

 Стимуляция любознательности ребенка. 

Передача инициативы от взрослого ребенку.

Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. 

 

Задачи детского экспериментирования.

Обучающие.

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить детей с различными свойствами веществ.

Развивать представления детей об основных физических явлениях.

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)

Развивающие.

Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.

Воспитывающие.

Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

 

                 Практическая часть.

1 эксперимент:

«Тёплый воздух нагревает шарик»

Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Вывод: Воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик.

2 эксперимент:

«Чем пахнет воздух?»

Цель: закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

3 эксперимент:

«Почему не тонет апельсин?»

Цель: узнать какое свойство кожуры апельсина помогает держать его на поверхности воды.

Вывод: так как в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не даёт апельсину утонуть.

4 эксперимент

«Опыт с яйцом и водой»

Цель: вызывать желание самим провести несложный опыт, познакомить с предметом эксперимента- яйцом, расширять знания о свойствах воды.

Вывод: в солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Это происходит потому, что плотность солёной выше. Сырое яйцо тяжелее пресной воды  и будет тонуть. Но когда в воду добавляют соль вода становится тяжелее, и яйцо находящееся в банке всплывает – оно легче жидкости.

5 эксперимент

«Извержение вулкана»

Цель: дать элементарные представления  о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щёлочи и кислоты.

Вывод: окружающие нас вещества ведут себя по разному в разных состояниях.

 

                      Уважаемые коллеги,

                     проведем рефлексию:
 

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3.Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

 

1. Всё ли вам понятно в содержании мастер-класса?

2. Полезна ли вам информация - мастер-класса?

Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе, прошу пустите мыльные пузыри!

Мы пускаем пузыри

В воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как провести эксперимент!

Спасибо за внимание и участие в мастер-классе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mast.eksp_._-_kopiya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

     детский сад комбинированного вида №11 «Теремок», г. Темрюк

                     Мастер – класс

    по экспериментальной деятельности

         

          «Весёлая наука для детей»

                          Воспитатель: Мисюрова Светлана Евгеньевна

                           

                                  г. Темрюк

                 

                           Мастер – класс

             по экспериментальной деятельности

                    «Весёлая наука для детей»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково– исследовательскую деятельность;

— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ 

Содержание

1.Приветствие. Введение в тему.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;

— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа.

По месту проведения: группа, участок, в природе.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.

По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.

По характеру познавательной активности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

 Эксперимент должен отвечать следующим условиям.

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

Показ только существенных сторон явления или процесса.

Отчетливая видимость изучаемого явления.

Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Основные принципы познавательной деятельности.

Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 

 Стимуляция любознательности ребенка. 

Передача инициативы от взрослого ребенку.

Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. 

Задачи детского экспериментирования.

Обучающие.

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить детей с различными свойствами веществ.

Развивать представления детей об основных физических явлениях.

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)

Развивающие.

Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.

Воспитывающие.

Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

                 Практическая часть.

1 эксперимент:

«Тёплый воздух нагревает шарик»

Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Вывод: воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает шарик.

2 эксперимент:

«Чем пахнет воздух?»

Цель: закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Чистый воздух ни чем не пахнет.

Запах ему придают окружающие его вещества.

3 эксперимент:

«Почему не тонет апельсин?»

Цель: узнать какое свойство кожуры апельсина помогает держать его на поверхности воды.

Вывод: так как в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не даёт апельсину утонуть.

4 эксперимент

«Опыт с яйцом и водой»

Цель: вызывать желание самим провести несложный опыт, познакомить с предметом эксперимента- яйцом, расширять знания о свойствах воды.

Вывод: в солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Это происходит потому, что плотность солёной выше. Сырое яйцо тяжелее пресной воды  и будет тонуть. Но когда в воду добавляют соль вода становится тяжелее, и яйцо находящееся в банке всплывает – оно легче жидкости.

5 эксперимент

«Извержение вулкана»

Цель: дать элементарные представления  о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щёлочи и кислоты.

Вывод: окружающие нас вещества ведут себя по разному в разных состояниях.

                     Уважаемые коллеги,

                   проведём рефлексацию.

  1. Всё ли вам понятно в содержании мастер – класса?
  2. Полезна ли вам информация мастер – класса.
  3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. Желание применять его в своей работе, прошу пустите мыльные пузыри.

Мы пускаем пузыри

В воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как провести эксперимент!

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...