Мастер -класс
консультация по окружающему миру
Мастер – класс
по экспериментальной деятельности
«Весёлая наука для детей»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково– исследовательскую деятельность;
— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ
Содержание
1.Приветствие. Введение в тему.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;
— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа.
По месту проведения: группа, участок, в природе.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.
По характеру познавательной активности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.
Эксперимент должен отвечать следующим условиям.
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
Показ только существенных сторон явления или процесса.
Отчетливая видимость изучаемого явления.
Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Основные принципы познавательной деятельности.
Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.
Стимуляция любознательности ребенка.
Передача инициативы от взрослого ребенку.
Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Задачи детского экспериментирования.
Обучающие.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
Знакомить детей с различными свойствами веществ.
Развивать представления детей об основных физических явлениях.
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)
Развивающие.
Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.
Воспитывающие.
Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
Практическая часть.
1 эксперимент:
«Тёплый воздух нагревает шарик»
Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Вывод: Воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик.
2 эксперимент:
«Чем пахнет воздух?»
Цель: закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
3 эксперимент:
«Почему не тонет апельсин?»
Цель: узнать какое свойство кожуры апельсина помогает держать его на поверхности воды.
Вывод: так как в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не даёт апельсину утонуть.
4 эксперимент
«Опыт с яйцом и водой»
Цель: вызывать желание самим провести несложный опыт, познакомить с предметом эксперимента- яйцом, расширять знания о свойствах воды.
Вывод: в солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Это происходит потому, что плотность солёной выше. Сырое яйцо тяжелее пресной воды и будет тонуть. Но когда в воду добавляют соль вода становится тяжелее, и яйцо находящееся в банке всплывает – оно легче жидкости.
5 эксперимент
«Извержение вулкана»
Цель: дать элементарные представления о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щёлочи и кислоты.
Вывод: окружающие нас вещества ведут себя по разному в разных состояниях.
Уважаемые коллеги,
проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3.Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
1. Всё ли вам понятно в содержании мастер-класса?
2. Полезна ли вам информация - мастер-класса?
Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе, прошу пустите мыльные пузыри!
Мы пускаем пузыри
В воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как провести эксперимент!
Спасибо за внимание и участие в мастер-классе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mast.eksp_._-_kopiya.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №11 «Теремок», г. Темрюк
Мастер – класс
по экспериментальной деятельности
«Весёлая наука для детей»
Воспитатель: Мисюрова Светлана Евгеньевна
г. Темрюк
Мастер – класс
по экспериментальной деятельности
«Весёлая наука для детей»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково– исследовательскую деятельность;
— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ
Содержание
1.Приветствие. Введение в тему.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;
— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа.
По месту проведения: группа, участок, в природе.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.
По характеру познавательной активности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.
Эксперимент должен отвечать следующим условиям.
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
Показ только существенных сторон явления или процесса.
Отчетливая видимость изучаемого явления.
Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Основные принципы познавательной деятельности.
Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.
Стимуляция любознательности ребенка.
Передача инициативы от взрослого ребенку.
Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Задачи детского экспериментирования.
Обучающие.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
Знакомить детей с различными свойствами веществ.
Развивать представления детей об основных физических явлениях.
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, переход в разные состояния, давление и др.)
Развивающие.
Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины.
Воспитывающие.
Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
Практическая часть.
1 эксперимент:
«Тёплый воздух нагревает шарик»
Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Вывод: воздух, как и все вещества, окружающие нас, состоит из очень маленьких частичек – молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает шарик.
2 эксперимент:
«Чем пахнет воздух?»
Цель: закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; развивать наблюдательность; учить строить предположения и рассказывать о результатах исследования.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Чистый воздух ни чем не пахнет.
Запах ему придают окружающие его вещества.
3 эксперимент:
«Почему не тонет апельсин?»
Цель: узнать какое свойство кожуры апельсина помогает держать его на поверхности воды.
Вывод: так как в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не даёт апельсину утонуть.
4 эксперимент
«Опыт с яйцом и водой»
Цель: вызывать желание самим провести несложный опыт, познакомить с предметом эксперимента- яйцом, расширять знания о свойствах воды.
Вывод: в солёной воде яйцо всплывает, а в пресной тонет. Это происходит потому, что плотность солёной выше. Сырое яйцо тяжелее пресной воды и будет тонуть. Но когда в воду добавляют соль вода становится тяжелее, и яйцо находящееся в банке всплывает – оно легче жидкости.
5 эксперимент
«Извержение вулкана»
Цель: дать элементарные представления о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щёлочи и кислоты.
Вывод: окружающие нас вещества ведут себя по разному в разных состояниях.
Уважаемые коллеги,
проведём рефлексацию.
- Всё ли вам понятно в содержании мастер – класса?
- Полезна ли вам информация мастер – класса.
- Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. Желание применять его в своей работе, прошу пустите мыльные пузыри.
Мы пускаем пузыри
В воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как провести эксперимент!
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...
- Мне нравится (1)