Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в детском саду"
консультация по окружающему миру
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ekologiya_-_oktyabr.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание в детском саду»
Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,
в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
- Законом Российской Федерации “Об образовании”
- Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- первичные представления о многообразии планеты Земля;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения
- познавательно-исследовательская деятельность
- игры
- труд
- художественно-эстетическая практика
- знакомство с природоведческой литературой
- занятия физкультурой и спортом
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- в процессе образовательной деятельности;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- групповые;
- индивидуальные.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В детском саду наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
К принципам экологического воспитания относятся:
- Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
- Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
- Целостность — установление взаимосвязи разных сфер
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- праздники.
- родительские собрания;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- походы и экскурсии;
- оформление фотовыставок;
- совместные проекты.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
И в заключении хочу познакомить с главными принципами, которые нужно соблюдать нам с вами, но и прививать детям, чтобы он жил в гармонии с природой.
- «Не навреди»
- «Познавая, не разрушай»
- «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо»
- «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса
* Что я хочу сделать?
* Зачем мне это нужно?
* Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
- «Подумай о последствиях!»
Предлагаю вам методическую литературу, в соответствии с нашей программой «От рождения до школы».
- Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
- Рыжова Н.А. «Экологическая тропинка в детском саду»
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Но существует множество методической литературы, которые можно частично использовать в работе с детьми это:
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»
- Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии»
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...
Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...
Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"
Известно, что дошкольный возраст -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...
"Патриотическое воспитание в детском саду" . Консультация для педагогов и родителей.
Данная статья позволяет узнать родителям о значимости патриотического воспитания детей....
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?"
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку....
Консультация "Духовно нравственное воспитание в детском саду"
Консультация для воспитателей и родителей...