"Масленица" ( подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Паспорт проекта

                                «Масленица»

Название проекта: «Масленница»

Участники проекта: дети подготовительной группы , педагоги группы.

Тип проекта:  краткосрочный, познавательный, информационно-творческий.

Сроки реализации: 1 неделя

   Вопрос проекта: В ходе беседы о русских народных праздниках дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Актуальность.

  Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Цели: 

      Приобщение детей к культуре русского народа.

  Задачи:

  •  знакомить детей с русскими народными традициями;
  • расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;
  • активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
  • актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;
  • формировать навыки творческого взаимодействия детей  и педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • расширение представлений детей о русских народных традициях;
  • повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
  • установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
  • пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
  •  Обогащение активного словаря детей.

Оборудование:

  • Иллюстрации.
  • Презентации по теме.
  • Произведения художественной литературы согласно теме проекта.
  • Компьютер.
  • Телевизор.

Формы реализации:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • художественно-творческая деятельность.

НОД:

Знакомство с художественной литературой: 

  • Чтение произведений,пословиц,поговорок.

Ознакомление с окружающим:

  • Наблюдения.
  • Беседы .
  • Презентации.
  • Развлечение «Масленица»
  • Экскурсия в библиотеку.

Развитие речи.

Дидактические игры, составление рассказов из личного опыта.

Художественное творчество:

  • Лепка.
  • Рисование

Продукт проектной деятельности:

  • выставка детских работ
  • оформление стенгазеты

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

  • подбор  методической и художественной литературы:
  • иллюстрированныйматериал по данной теме;
  • подборпрезентаций по теме.
  • подборматериалов для продуктивной деятельности.

II этап – основной:

Работа с детьми:

  • Беседы
  • Дидактические игры- «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»;
  • Составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: 

 К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы»,

русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах;

 рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»;

А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Ознакомление с окружающим: 

  • НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»;
  • просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»;
  • рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости».
  • знакомство народными музыкальными инструментами: дудочка, гусли, гармошка, предметами быта в «Русской избе».
  • Мультфильмов.

Художественное творчество: 

  • декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; 
  • лепка « Блины-блиночки»
  • роспись гипсовых барельефов  « Подарки к масленице ».
  •  оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами.

Безопасность:

 беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Физическая культура: 

 хороводные игры: «Карусель с лентами», «Ручеек», эстафета с блинами.

Музыка: 

слушание аудиозаписей русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультация  «Широкая Масленица»
  • Творческая работа «Ой блины, блины, блины!»
  • Стенгазета «Как мы весну встречали»

III этап – заключительный.

Итог проекта:

  • Выставки детских работ:

Лепка (налеп) « Блины-блиночки»

Гипсовые барельефы  « Подарки к масленице ».

Рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; 

  • Участие в развлечении «Масленица»
  • Посещение библиотеки , беседа на тему «Широкая Масленица»
  • Стенгазета «Как мы весну встречали»

Итоги проекта:

  • получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников;

          познакомились с предметами быта старинной русской избы

подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;  рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

В развивающую среду были внесены:

 репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице;  фотогазета  «Как мы Весну встречали».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

№1.ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Беседа для детей от 5-6 лет

Любили на Руси праздник «Проводов Зимы» - Масленицу, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, и начиналась «Широкая Масленица».

В этом году начало Масленицы приходится на 4 марта. Масленичная неделя состоит из двух половинок - узкой и широкой масленицы, у каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи празднования.

 Понедельник - Встреча

В первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

  Вторник - Заигрыши

На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили, друг к другу в гости: катались на горах, веселились, угощались блинами. Дети катались с гор во все дни масленицы – с гор съезжали и на санях, и на салазках, и на обледенелых рогожах.

 Среда - Лакомка

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов: «У тещи про зятя и ступа доит». «Придет зять, где сметанки взять?» Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

 Четверг - Разгул

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался вовсю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои и конские бега. Возводили и захватывали построенные снежные города.

  Пятница - Тещины вечерки

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

  Суббота - Золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

  Воскресение - Последний день Масленицы или прощёное воскресенье.

Беседа для детей от 6-7 лет

Ведущая.
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!» А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинница, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Приложение №2.

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №3.

Частушки

1. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья. Марья и Катюша

Песни петь пришли сюда

2. У меня всего три шали

Все они пуховые

Мы девицы молодые

Девушки бедовые

3. Сшила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала?

4. Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один ишь дать

5. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приложение №4.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Слова к игре:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Общий танец «Топа – топ»

Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок да прыг да скок

Ножку – раз, ножку – два

Вот как пляшет детвора

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали и т. д.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я — масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Логоритмическая игра «Радуга – дуга»

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)

Мы ногами топ – топ – 2 раза

А под нами, а под нами ходят тучи с облаками

Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)

Мы, как птицы полетели

Хлоп…. (машут руками)

И на облако присели, стоп! (приседают)

Приложение №5.

Пословицы и поговорки.

• Блины брюхо не портят.

• Не все коту масленица, будет и Великий пост.

• Не житье-бытье, а Масленица.

• Масленица идет, блин да мед несет.

• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

• Блин добр не один.

• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Проект «Здравствуй, Масленица». Подготовительная группа Сроки проведения :17 февраля – 28 февраля 2020г

Проект направлен на решение проблемы: отсутствие интереса у детей  дошкольного возраста к изучению культурных традиций своего народа. В настоящее время происходит утрата многих  тр...

Конспект беседы «Масленица». Подготовительная группа

Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.• Объяснить значение пословиц.• Упражнять в умении отве...

Конспект "Масленица" подготовительная группа

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность....

Конспект НОД по рисованию «Кукла-Масленица» подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Кукла-Масленица» подготовительной группе...

Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)

Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)...