Статья «Детский фенологический журнал, как инновационная форма работы по естественнонаучному образованию дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной статье рассказывается , о том, как воспитатели ДОУ со своими воспитанниками проводят наблюдения за фенообъектами и феноявлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Детский фенологический журнал,
как инновационная форма работы
по естественнонаучному образованию дошкольников»
автор: Потехина Наталья Викторовна, воспитатель ГАДОУ детский сад № 15 Колпинского района СПБ
С 2018 года наш детский сад участвует в пилотном проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с фенологическими объектами и явлениями. Данная работа ведется в рамках сетевого образовательного проекта «Детская фенологическая сеть Санкт-Петербурга»,
Всю проводимую нами работу мы решили оформить в виде детского фенологического журнала «Светлячок»
Для того чтобы начать инновационную работу по естественнонаучному образованию детей, наши воспитатели изучили научные материалы по фенологии, инструкцию для проведения фенологических наблюдений, посетили семинары , заполнив анкету наблюдателей, стали фенологами-корреспондентами добровольной фенологической сети России .
На первом этапе нашей работы мы выделили видовой состав фенообъектов, встречающихся на территории детского сада и прилегающих к нему территориях, и составили «Сводный фенологический календарь».
Специалисты ботанического сада, кандидат с/х наук П. А. Лебедев и ведущий специалист фенологического центра БИН РАН В. Г. Федотова, помогли нам обследовать все насаждения, которые имеются на нашей территории и определить деревья и кустарники, которые войдут в фенологическую тропу (маршрут) наблюдений.
По итогам обследования педагоги составили и оформили карту-схему фенологической тропы.
Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста, чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило их любознательность?
Для этого педагоги изучили педагогическую, научную и художественную литературу, воспользовались информацией, размещенной в сети интернет, определились с методами и приемами преподнесения информации детям, сделали подборку материалов ( стихов, загадок, сказок, подвижных игр, дидактических игр, экспериментов, музыкальных произведений и т.д.) для разработки конспектов непосредственной образовательной деятельности , викторин, конкурсов, тематических прогулок в соответствии с образовательными областями по ФГОС ДО, направленных на ознакомление дошкольников с фенологией и формирование экологической культуры.
На данном этапе воспитатели вместе с воспитанниками ведут фено-метео-наблюдения на территории детского сада и отправляют в фенологический центр Ботанического сада. Данные наблюдения будут заноситься в ежегодный научный сборник «Природа Санкт-Петербурга».
И всё о чем узнали, все наблюдения за фенообъектами и феноявлениями, которые дети проводят вместе со своими педагогами, мы оформили как «Детский фенологический журнал «Светлячок».
В журнале осветили следующие наблюдения и нашу деятельность:
В апреле наблюдали, обсуждали, рисовали, делали коллективную аппликацию, проводили викторины исследовали такие феноявления, как начало сокодвижения у березы прямостоячей, массовое появление дождевых червей, цветение мать- и –мачехи, наблюдали за появлением листвы на кустарнике, в конце апреля оттаяла почва и мы грядки вскопали, шмели и бабочки-капустницы появились. О насекомых викторины проводили, сказки читали, рисовали, из бумаги изображали, а некоторые дети с родителями посетили зоологический музей отдел «Бабочки» и музей бабочек.
В мае началось облиствение у берёзы повислой , берёзы прямостоячей, сирени, наблюдали за каштаном, появились муравьи и разные жуки. Ребята про них сказки сочиняли, в энциклопедиях про них читали. А ещё узнали что такое «пыление» и «охвоение» у ели. В июне зацвела сирень, расцвел жасмин , дети о нём читали в энциклопедии и узнали, что у этого кустарника есть ещё одно название «Чубушник».
Летом проводили выставку рисунков на тему «Защитим природу!».
В сентябре началось окрашивание листвы у клёна, дети наблюдали, как меняется цвет листьев и задавали много вопросов, главный вопрос был «Почему листья меняют цвет, то краснеют, то желтеют?, появились улитки на траве и кустарниках.
В октябре наблюдали такое феноявление, как листопад. Дети его сами изображали, нетрадиционными способами рисовали, стихи сочиняли.
В процессе наблюдения детей и взрослых удивило такое явление: две березки рядом стоят, но листва у них окрашивается по- разному, на одной листья были еще зеленые, на другой красные, а в октябре, когда выпал первый снег одна береза уже скинула листву, а другая еще желтая стояла. Вот и возник у детей вопрос «Почему так бывает?» и конечно мы будем этот вопрос исследовать и искать ответ.
А ещё у нас возник такой вопрос « Почему у сирени в ноябре набухли почки?».
В октябре мы первый снег наблюдали и рисовали, он землю покрыл, но потом растаял, мы с ним эксперименты проводили.
А когда в ноябре образовался устойчивый снежный покров, дети корни деревьев утепляли.
Осенью повесили кормушки, и стали птиц подкармливать, наблюдали за ними, следы на снегу рассматривали, пытались определить , что за птицы к нам прилетают. Увидели снегирей, и сделали их из ниток.
На территории детского сада установлена метеорологическая площадка, которая позволяет вести сезонные наблюдения за неживой природой (высотой снежного покрова, температурой воздуха, направлением ветра, количеством осадков, а также учит измерять время с помощью солнечных часов). Явления неживой природы довольно трудны для восприятия дошкольников, но для облегчения понимания этих явлений для детей на площадке имеется «визуализатор погоды» - стенд, на котором можно зафиксировать погодные элементы за неделю и в конце недели посмотреть, как они менялись.
26 мая 2018 года педагоги и команда воспитанников нашего детского сада ГАДОУ детского сада № 15 Колпинского района приняли участие в первом фенологическом фестивале, который прошел в Ботаническом саду г. Санкт-Петербурга.
Воспитатели Афонина Наталия Александровна и Потехина Наталья Викторовна, были модераторами одной из станций фенологического фестиваля. Они разработали, подготовили и оформили станцию «Ивушка», где дети в игровой форме узнали все секреты ивы козьей.
В дальнейшем планируем работу по ознакомлению детей с фенологией продолжать и наш журнал пополнять и новые методы работы искать!






































По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников
консультация по речевому развитию старших дошкольников...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Традиционные и инновационные формы работы со школьниками и дошкольниками в музеях Санкт-Петербурга
Презентация для педагогов и родителей...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...