Проект "Мой город - моя страна"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по приобщение детей к истории и культуре нашей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное развитие. | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой город – моя страна»
Цель: приобщение детей к истории и культуре нашей малой Родины.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- изучить уровень знаний детей о семье, месте жительства, достопримечательностях своей малой Родины;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить, фантазировать;
- повысить уровень педагогической культуры родителей;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к своему краю.
Участники проекта:
Дети от 3 до 7 лет.
Проект предусматривает активное участие родителей, детей, воспитателей.
Сроки реализации проекта:
долгосрочный.
При реализации педагогического проекта опиралась на следующие принципы:
Принцип историзма:
реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
- прошлое (давным – давно);
- настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации:
Предполагает умения педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, отечеству.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной деятельности и др.
Принцип интегративности:
Реализуется в сотрудничестве с семьей, музеем дома культуры “Октябрь” микрорайона Ложок, мини – музеем детского сада «Сказка», мини – музеем нашей группы.
Содержание краеведческого материала определяли с учетом сочетания всех видов деятельности: ИЗО, экскурсии, походы, рассматривание, чтение, наблюдение, продуктивная деятельность.
Описание проекта
Реализация проекта проходила в три этапа.
1 этап – установочный.
Патриотическое воспитание следует начинать с методической работы с кадрами. В целях реализации и развития творческой инициативы педагогов была создана творческая группа из числа педагогических работников. В нее входили наиболее опытные педагоги, имеющие склонность к исследовательской деятельности и проявившие интерес к теме проекта. Главной целью творческой группы было разработка системы мероприятий по ознакомлению детей с родным городом. Для этого педагоги разделили знакомство с городом на четыре блока.
- 1 блок «Моя малая родина»
- 2 блок «Новосибирская область»
- 3 блок «Мы — россияне»
- 4 блок «Моя планета - Земля»
2 этап – основной
На этапе реализации проекта использовались различные виды детской деятельности. Чтобы расширить знания детей об истории родного города, педагоги детского сада в ходе проекта знакомили воспитанников с символами нашего города, с историей возникновения города Искитима, с гербом города, достопримечательностями, природой родного края, играли в дидактические игры, рассматривали альбомы и открытки с достопримечательностями и узнаваемыми местами. Дети делились своими знаниями об Искитиме, вспоминали, где они бывали вместе со своими родителями. В конце каждого месяца в детском саду были проведены развлечения, в ходе которых дети закрепляли, какие рыбы водятся в реках города Искитима, какие животные обитают в лесах, что означают памятники нашего города, с увлечением знакомились с историей родного города, его географией, промышленностью, удивительными людьми, жившими и живущими среди нас.
Большой интерес вызвала выставка «Дикие животные Сибири». Дошколята слушали рассказ о лосе (например, как определяют его возраст, волке, лисице, рыси, медведе. А еще дети познакомились с птицами нашего края, увидели много экспонатов: сову, глухарей, дятла и других. Ребята задавали много вопросов, рассуждали.
Особое внимание уделялось приобщению родителей к деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогами были организованны родительские собрания в группах «Патриотическое воспитание в семье». Проводились беседы о целях, задачах и важности проекта. Родители так же принимали активное участие в сборе экспонатов для создания мини-музея. Среди множества праздничных и рядовых мероприятий, в детском саду силами детей, родителей и педагогов организована фотовыставка принимали участие в конкурсах рисунков, изготовлении макетов и тд.
3 этап – заключительный
На заключительном этапе был организован мини-музей «Мой родной город Искитим». Экспозиции музея включали в себя наглядные материалы, книги, рисунки, альбомы, макеты, изготовленные детьми и родителями, воспитателями о городе Искитиме в течение реализации проекта. Это макеты цементного завода, городского парка отдыха, музея, детского сада, памятников и других значимых и красивых мест нашего города. Также в мини-музее появились альбомы «Реки нашего города», «Искитим. Прошлое и настоящее», «Экологические проблемы нашего города», «Искитим. Времена года», «Искитимский алфавит» и лепбук «Ложковский Святой ключ». Посещения детьми мини-музея сопровождались изучением экспонатов, беседами о содержании собранного материала.
Тема | Содержание деятельности |
Блок «Моя малая родина» | |
«Мой Искитим – куда ни кинь - Просторы, реки и поля.» | Знакомство детей с историей возникновения микрорайона Ложок, его развитием и становлением. Формирование представлений о месторасположении поселка и нахождении его на карте. Составление индивидуальных и коллективных рассказов с опорой на личный опыт и навыки логического мышления |
«Достопримечательности микрорайона Ложок» | Знакомство: с архитектурными строениями на территории микрорайона Ложок (памятник победителям в Великой Отечественной войне, д/к «Октябрь», Мраморный завод, школа, больница); со знаменательными датами в истории и с современной жизнью микрорайона. |
«Где работают наши родители?» | Формирование представлений об объектах, находящихся на территории поселка и необходимых для жизни людей в современных условиях (железная дорога, электрические сети, Термоленд, отделение полиции, почта); о том, что эти предприятия помогают благоустроить жизнь ложковцев и являются основным местом работы большинства жителей города ( в т. ч. родителей воспитанников ДОО) |
«Улицы нашего микрорайона» | Формирование представлений о многообразии улиц на территории микрорайона, знакомство с историей их названий, расположением, протяженностью. |
«Они прославили наш Ложок» | Знакомство с биографиями заслуженного строителя В.Фисюков, заслуженных работник образования Н А Подберезных. |
«Водоемы микрорайона Ложок» | Формирование представлений о водоемах — отдельных экологических зонах, расположенных рядом с микрорайоном Ложок. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на примере того, как место расположения географического объекта определяет его название. Наблюдение за жизнью перелетных уток на водоеме в разное время года. Определение роли водоемов в жизни искитимцев. Беседа о реках Бердь и Шипуниха, протекающих по территории города. |
«Полезные ископаемые Искитима» | Формирование представлений о полезных ископаемых города (мрамор, глине, песке), их добыче в промышленном и бытовом масштабе и характере использования в народных промыслах, на предприятиях, в быту. |
«Природа родного края» | Формирование представлений о многообразии животного и растительного мира Искитима, природных достопримечательностях города. Расширение знаний о животных, растениях, насекомых, занесенных в Красную книгу )Новосибирской области (Лилия саранка, Ясколка крупная, Астрагал лисохвостный, Кандык сибирский, Ятрышник шлемоносный ). Закрепление правил поведения в лесу |
«Праздники в Искитима» | Формирование представлений о «местных» праздниках, их значимости (день города, день строителя). Развитие интереса к истории и праздничным традициям города. |
«Родной города» | Проведение диагностической викторины по выявлению уровня сформированности знаний и представлений о родном городе, умения узнавать и называть его природные и архитектурные памятники |
«Они защищали Родину» | Формирование представлений о искитимцах — защитниках Родины во время Великой Отечественной войны. Расширение знаний об экспонатах Музея боевой славы. Рассказ о героях Великой Отечественной войны, которые жили на территории города. Формирование чувства уважения к людям военной профессии. Организация выпуска семейных листовок, поздравлений и газеты, посвященных Дню Победы |
Блок «Новосибирская область» | |
«Города, которые рядом» | Формирование первоначальных представлений об истории зарождения и развития города Искитима как части большой страны — России и как одного из городов Новосибирской области. Знакомство с достопримечательностями Искитима (Цемзавод завод, городские церкви и др.). Пополнение активного словаря (реки Обь, Бердь, Шипуниха, Койниха) |
«Родной Искитимский район» | Расширение знаний о Искитимском районе, дате его образования и юбилейных вехах. Формирование представлений о заповедных местах района («Легостаевский») лекарственных растениях, растущих на его территории, способах их использования в народной медицине; животных, рыбах, насекомых, обитающих в районе и занесенных в Красную книгу России |
«История становления Искитимского района» | Формирование представлений о достопримечательностях и геральдике Искитимского района (уголь, святой источник и кандык) Закрепление знаний об истории его образования |
«Главный город Новосибирской области» | Знакомство с историей города Новосибирск, его достопримечательностями, памятниками, промыслами. Сообщение сведений о происхождении названия города. Формирование восприятия Новосибирска как части большой страны |
«Прошлое родного края» | Формирование представлений о прошлом и настоящем Новосибирской области. Расширение знаний о жилищах, орудиях труда, быте и культуре народов родного края |
«Знаменитые люди Новосибирской области» | Сообщение сведений о знаменитых людях Новосибирской области, сыгравших значительную роль в его истории. |
«Народы, населяющие наш край» | Формирование представлений о людях, проживающих на территории Новосибирской области. Развитие умения узнавать и называть предметы одежды представителей разных национальностей, живущих в крае. Формирование представлений о художественной литературе, народных промыслах, прикладном искусстве, песнях, танцах, праздниках народов края |
«Природа Сибири» | Формирование первоначальных представлений о природе Новосибирской области, пользе лесов. Воспитание бережного отношения к природе родного края. Развитие умения узнавать и называть растения, птиц и животных, обитающих в краю |
«Полезные ископаемые Сибири» | Развитие интереса к природным богатствам Сибири. Формирование умения находить на географической карте с помощью условных и цветовых обозначений места залежей и добычи полезных ископаемых. Развитие умения узнавать и называть на практическом материале некоторые полезные ископаемые Сибири и изделия из них. Формирование представлений о роли полезных ископаемых в жизни человека, труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах-помощниках |
«Праздники на Сибири» | Формирование представлений о праздниках народов Новосибирской области, обычаях, традициях и культуре народов Сибири. Развитие познавательного интереса к истории и традициям своего народа. Формирование национального самосознания, чувства принадлежности к национальной культуре |
«Родной свой край люби и знай» | Формирование представлений о родном крае как части России, его географическом расположении, достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за свой край |
«Счастливый случай» | Обобщение и систематизация знаний и представлений о Новосибирской области в игровой форме |
Блок «Мы — россияне» | |
«Они защищали Родину» | Формирование представлений о миротворческой функции русской армии, роли российских солдат в Великой Отечественной войне. Формирование желания использовать полученные знания в играх патриотической направленности. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию произведений |
«История возникновения Руси» | Формирование первоначальных представлений об истории возникновения Руси, принадлежности каждого человека к определенной национальности |
«Наша древняя столица» | Формирование первоначальных представлений о возникновении одного из самых красивых городов России — Москвы. Сообщение сведений об основателе столицы — ростово-суздальском князе Ю. В. Долгоруком, строительстве Кремля. Создание «Ленты времени» |
Формирование представлений о численности населения России, географическом расположении страны, умения находить ее на карте мира. Рисование на тему «Уголок России». Путешествие по карте «Покажи границы своей страны» | |
«Праздники на Руси» | Формирование представлений о принадлежности каждого человека к определенной культуре, русских праздниках, обычаях и традициях. Воспитание познавательного интереса к истории и традициям русского народа |
«Символика страны» | Формирование первоначальных знаний об истории возникновения государственных символов России, значении цвета и знаков на символах страны. Пополнение словарного запаса (герб, гимн, геральдика). Рассматривание иллюстраций с изображением флагов и гербов России и других стран. Прослушивание Гимна Российской Федерации |
«Стихи о России» | Воспитание чувства красоты литературного слова на примере произведений русских поэтов о России. Организация вечера чтецов «Стихи о России» |
«Разные климатические зоны нашей страны» | Формирование первичных представлений о природно-климатических зонах нашей страны и зависимости от них природного мира, климата, рельефа, быта и деятельности людей. Организация вечера литературного чтения произведений разных народов, населяющих Россию. Организация «путешествия» по макетам «Разные климатические зоны России». Создание книги «Я живу в России» |
«Россия-Россиюшка» | Проведение диагностической викторины по выявлению уровня сформированности знаний и представлений об истории возникновения родной страны, ее геральдике и важных событиях. Закрепление знаний основных особенностей России на примере загадок (многонациональность, большая территория, многообразие рек и озер, полезных ископаемых и т. д.) |
«Верования древних славян» | Развитие умения анализировать собственные поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями и идеалами, а также способности к творческому мышлению |
«Как жили люди на Руси?» | Формирование представлений о наших предках, о том, как жили на Руси в старину. Развитие познавательного интереса к истории Родины и своего народа. Организация мини-музея «Игрушки прошлого века» |
«Знаменитые люди России» | Развитие интереса к культуре народов, населяющих Россию. Знакомство со знаменитыми людьми, которые внесли свой вклад в историю нашей страны и всего мира (казачий атаман Ермак Тимофеевич, мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский и др.) |
Блок «Моя планета - Земля» | |
«Все мы жители планеты Земля» | Расширение социальных представлений детей. Воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям других народов. Формирование понимания того, что существуют разные точки зрения и мнения. Чтение художественной литературы и проведение игр в контексте изучения культуры разных народов |
«Полезные ископаемые Земли» | Формирование представлений о полезных ископаемых (песок, уголь, глина, золото и др.), их роли в жизни человека. Развитие познавательного интереса к экспериментированию с природными материалами. Формирование умения распознавать на карте некоторые условные и цветовые обозначения, узнавать и называть некоторые полезные ископаемые нашей планеты и изделия из них на практическом материале. Конкретизация представлений о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и роли в этом процессе автоматизированной техники. Отгадывание загадок о полезных ископаемых. Сообщение сведений об использовании в промышленности полезных ископаемых и рассматривание их коллекций |
«О чем рассказывает глобус» | Формирование первоначальных представлений о планете Земля (океанах, морях, материках), расположении России на карте мира (располагается на материке Евразия и со всех сторон окружена другими государствами). Знакомство с глобусом |
«Защитники разных народов» | Расширение представлений о назначении и функциях армии, родах войск, существующих в России и других странах. Развитие эмоционально положительного отношения к русской армии, воспитание желания подражать воинам в ловкости, быстроте, смелости. Организация игровой деятельности, способствующей воспитанию патриотических чувств и уважения к защитникам своей родины. Заучивание пословиц, стихов о подвигах русских солдат в ДОО и дома |
«Много праздников в году» | Формирование представлений об истории возникновения праздников на Руси. Формирование национального самосознания, чувства принадлежности к национальной культуре. Сообщение сведений об официальных государственных праздниках России (1 января — Новый год, 23 февраля — День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — День России, 4 ноября - День народного единства), а также о некоторых религиозных и народных праздниках |
«Быт русских людей» | Расширение представлений о быте русских людей (избе, подворье). Закрепление полученных знаний в дидактических играх. Разучивание пословиц и поговорок в детском саду и дома |
«Путешествие в прошлое жилища» | Формирование представлений о разнообразии жилищ народов мира, материалах, из которых они построены. Обогащение знаний о жилищах людей в прошлом и настоящем. Воспитание уважения к труду человека |
«Удивительное место на Земле» | Закрепление представлений о том, что наша планета называется «Земля». Углубление знаний об истории жилищ людей. Организация игры-путешествия с использованием глобуса, продуктивной деятельности «Моя планета» |
«По дорогам сказок» | Воспитание уважения к народному творчеству. Знакомство со сказками разных народов (ежедневное чтение в детском саду и дома), беседы по их содержанию, продуктивная деятельность по мотивам понравившихся произведений. Театрализация любимых сказок |
«Путешествия в разные страны» | Воспитание уважения к людям разной национальности, их культуре, быту, деятельности; чувства гражданственности, патриотизма, толерантного, благожелательного отношения ко всем народам Земли. Беседа по теме «Люди, живущие в разных странах» |
«У каждого дом свой» | Расширение знаний об архитектурных особенностях домов, строящихся в разных климатических зонах, в соответствии с промыслами и бытом людей, населяющих данную местность. Создание совместными усилиями детей, родителей и педагогов книги «Дома разные нужны, дома разные важны». Подборка информации для краткого справочника по данной теме. Сочинение стихов педагогами, родителями и детьми о жилищах народов разных стран |
«Народные игры разных стран» | Знакомство с играми разных народов, населяющих нашу планету, в которых отражается их культура, быт, национальные занятия. Обогащение игрового опыта дошкольников посредством организации национальных игр. Ежедневное разучивание игр народов разных стран. Изготовление атрибутов к ним. Проведение спортивного праздника на основе народных игр разных стран |
«Презентация жилищ народов разных стран» | Развитие творческих и познавательных способностей, расширение кругозора дошкольников. Совместное изготовление детьми и родителями макетов жилищ и их презентация на творческих вечерах |
«Они сражались за Родину» | Закрепление элементарных сведений о Великой Отечественной войне. Расширение знаний о защитниках отечества. Воспитание чувства гордости и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, беседы по содержанию произведений. Развитие умения использовать полученные знания в играх. Встреча с ветеранами — проведение «праздника для победителей» |
«Наша голубая планета» | Развитие любознательности и интереса к событиям, происходящим на планете Земля. Поисково-исследовательская деятельность: определение опытным путем того, что Земля вращается вокруг своей оси. Формирование представлений о сторонах горизонта — направлениях на четыре главные его точки: север, юг, запад, восток. Расширение словарного запаса (ось Земли, экватор, полюса, горизонт) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по теме "Мой город. Родная страна" в средней группе.
Планирование по теме " Мой город. Родная страна" Воспитатели Цыганова Т.и. Плакса Т.Н....
ПРОЕКТ « МОЙ ГОРОД – МОЯ СТРАНА – МОЙ НАРОД»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Расширить представления детей о родной стране и родном городе, развивать интерес к русскому народному творчеству, традициям и обычаям русского народа....
« Помогаем ёжику» Интегрированная образовательная деятельность в средней группе по теме недели «Мой город, моя страна»
Конспект интегрованной образовательной деятельности по художественному творчеству...
Лексическая тема недели 10.02.-14.02. "Мой город. Моя страна"
Рекомендации для родителей....
"Мой город, моя страна". Достопримечательности и памятные места города Воронежа (презентация).
Любите родной город! В презентации много фото и мало текста. Это не случайно. Почему? Каждый человек, знающий свой город, расскажет о нём по-своему интересно. Что делать тому, кто не знает? ...
"Мой город, моя страна". Этот город самый лучший (презентация).
Очень жаль, что презентацию нельзя опубликовать с музыкальным сопровождением. Люблю свой город и не устаю об этом говорить. В презентации подобраны фото в соответствии с текстом песни "Этот город...
Праздник, посвящённый дню города Малоярославца, «Наш город - часть страны, душа России»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.Цель мероприяти...