Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию один из любимых детьми видов проектов - огород на окне. Детям нравится выращивать растения, они с удовольствием ухаживают за ними. А как приятно съесть за обедом, выращенные лук или петрушку! Вкусно и полезно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne_starshaya_gruppa.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 комбинированного вида»
Проект
«Огород на окне»
Старшая группа
Руководитель:
Воспитатель Потапова Е.А.
Исполнители:
Воспитанники, родители, воспитатель
п.Зеленый
2017 г.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
В конце зимы люди часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашенная капуста, лук и т.д.). Из всех перечисленных продуктов питания более всего нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. А также хорошо выращивать витаминные растения: петрушка, салат, базилик. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука и зелени петрушки, салата в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего проекта актуальна.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Цель:
- Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
- Формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных и овощных растений (лук, петрушка, салат, базилик).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Проект: среднесрочный
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Продолжительность: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- Земля
- Контейнеры
- Лейка
- Семена
- Палочки для рыхления
- Наборы для экспериментирования
- Подбор методической и художественной литературы;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
- Дидактические игры;
- Подбор мультфильмов;
- Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями «Огород на окне».
- Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Методы проекта:
• игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
• практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
• наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Ожидаемые результаты:
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые знания об условиях для роста и развития растений.
- Узнают, как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
- Вырастят зелень и лук. Определят лучший способ выращивания.
- Дети смогут употреблять в пищу, выращенный лучок и зелень в обед.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап : определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – апрель.
Задачи:
• Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы.
- Основной этап (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
• закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
• развивать выразительность речи, моторику рук;
• формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
• пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
• воспитывать желание ухаживать за растениями;
• учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима), реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Цикл наблюдений: Выращивание зелени и лука. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, петрушки, салата.
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о зелени и луке; чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино», песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп». Лепка на тему: «Лучок».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
- Беседа с родителями «Наш огород».
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
- Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек для оформления альбома.
- Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
- Заключительный этап: (обобщающий) подводятся итоги, проводится итоговая беседа – май. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
• развивать творческие способности;
• воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
• закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
План реализации проекта.
№ | Мероприятия | Цели | Участники | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Огород на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители. | 2 неделя марта |
2 | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 3 неделя марта |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели родители. | 3 неделя марта |
2 этап – основной. | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели, дети | 4 неделя марта |
5 | Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимодействию с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели, дети | 1 неделя апреля |
6. | Практическая деятельность: посадка лука, салата, петрушки | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля – 3 неделя мая |
7. | Опыт – наблюдение за ростом лука. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля – 4 неделя апреля |
8. | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели, дети | Апрель - май |
9. | Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели, дети | Апрель - май |
10 | Рассматривание семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам | Воспитатели, дети | 2 неделя апреля |
11 | Практическая деятельность: выращивание салата. | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели, дети. | 3 неделя марта |
12 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели, дети | 3 неделя марта |
13 | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели, дети | 4 неделя марта |
14 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | Воспитатели, дети | Апрель - май |
15 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели, дети | Апрель – май |
16 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели, дети | Май |
17 | Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | Воспитатели, дети | Май |
3 этап - заключительный | ||||
18 | Анализ результативности: Рассказы детей о том как ухаживали за растениями. | Продолжить учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий | Воспитатели, дети | Май |
19 | Оформление выставки «От семени к ростку» | Закрепление полученных знаний | Воспитатели, дети | Май |
20 | Постановка сказки «Вершки и корешки» | Формировать положительное отношение к труду. | Воспитатели, дети | Май |
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- В группе был создан огород на окне.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети узнали как выращивать зелень на окошке, о пользе петрушки, салата и лука.
- Дети вырастили зелень и лук. Определили лучший способ выращивания.
- Дети т употребили в пищу , выращенный лук и зелень в обед.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру; стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».
Литература:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №29 комбинированного вида» на 2015-2020 г.г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровай, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «ФГОС. Проектная деятельность для дошкольников» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»
laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»
Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....
Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....
Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”
Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...