НОД "Фассолька"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
- Познакомить с овощным растением фасолью, с внешним видом, строением растения, разнообразием сортов, плодами, семенами.
- Познакомить с историей появления фасоли у нас в России.
- Рассмотреть и обследовать семена: какой они формы, цвета, размера, структура поверхности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_fasolka.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывная образовательная деятельность «Познание»
с элементами экспериментирования
для детей 4-5 лет
Тема:
воспитатель Алексеева Н.А.
2016 год
- Познакомить с овощным растением фасолью, с внешним видом, строением растения, разнообразием сортов, плодами, семенами.
- Познакомить с историей появления фасоли у нас в России.
- Рассмотреть и обследовать семена: какой они формы, цвета, размера, структура поверхности.
- Дать знания о строении семени: оболочка (кожура), ядрышко, зародыш.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас такими словами, как оболочка, кожура, ядрышко, зародыш, закрепить значение этих слов.
- Показать экспериментально зависимость семян от присутствия влаги, воды. Семена «просыпаются», благодаря воде.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Развивающий материал: коробка-посылка, игрушки – куклы Фасольки, картинка с изображением растения, показывающая строение фасоли: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; два блюдца, вата, семена разных сортов фасоли.
Ход занятия.
- Ребята, нам в детский сад пришла необычная посылка. Кто-то в ней шепчется, чихает, смеется. Кто здесь может быть? Давайте откроем посылку.
Из посылки появляется игрушка – кукла Фасолька. Она загадывает детям загадку:
Мы похожи друг на дружку,
Живем в маленькой избушке,
Все зовут ее стручок. (Можно бобок).
Как зовут меня, дружок?
- Вы узнали меня? Кто я такая?
Показать детям настоящий стручок фасоли с семенами. Раскрыть его, рассмотреть, как расположены семена внутри домика-стручка.
Проблема: Что такое фасоль? Зачем нужна фасоль? Что надо сделать, чтобы разбудить семена фасоли?
Фасоль:
- Ребята, хотите, я немного расскажу о себе?
- Как вы думаете, зачем нужна фасоль?
- Хочу сразу предупредить, что мои стручки и семена зелеными кушать нельзя – можно отравиться. А вот, если меня немного поварить – я становлюсь очень даже вкусной.
- Родилась я в Южной Америке (Мексике). В Европу меня завезли моряки Колумба. В Россию попала из Франции. Сначала меня называли «турецкие бобы» и выращивали только для красоты, так как у меня красивые мелкие цветы, похожие на мотыльков, белой, розовой, ярко-красной или фиолетовой окраски. А мои плоды-стручки похожи на лодочки. Никто сначала не употреблял меня в пищу, мной украшали веранды, балконы, мансарды, так как у меня длинные вьющиеся стебли. Потом научились меня варить, готовить из меня всякие блюда: супы, салаты, пюре, стряпают пироги с фасолью и т.д. Я очень сытный овощ. Горсточку скушаешь, и долго не будешь чувствовать голод.
- Хотите посмотреть мои фотографии? Я привезла их с собой.
(Рассматривание цветных иллюстраций с изображением растущей фасоли, где четко прослеживается строение растения).
Кукла Фасолька задает вопросы детям:
- Для чего нужны мне корни, как вы думаете?
- Кто знает, для чего нужен мне стебель? Какой он?
- А вы обратили внимание, сколько листочков на каждой моей веточке? А для чего мне нужны листочки? Как я дышу?
- Кто запомнил, на что похожи мои цветки? Какого они размера? А какого цвета?
- Как называются мои плоды? На что они похожи?
- А где живут мои детки? Для чего они мне нужны?
Физкультминутка:
Дедушка Толя сеял фасольку,
Землю копал, тяжко вздыхал.
Урожай собирал, пот утирал.
Когда молотил, палец прибил.
Зато, когда ел, чуть язык не проглотил –
До чего вкусно было!
Воспитатель:
- А теперь рассмотрите вот эти фотографии: на них семена фасоли разного цвета. Почему они разные, как вы думаете? Потому, что существует около 20 видов пищевой фасоли, и у каждого вида свой цвет. А вот строение семени у всех одинаковое: кожура-оболочка, ядрышко из двух долек, зародыш – будущее растение.
Экспериментирование с фасолью.
- Ребята, возьмите в руки по фасольке, рассмотрите и скажите, какого цвета оболочка (кожура)?
- Какой формы семена фасоли?
- Какой величины?
- Какова структура семени (гладкая или шероховатая)?
- Можно ли семя разломить, раздавить? Давайте попробуем. Почему нет? Правильно, семена сухие, твердые, крепкие.
Рассмотреть строение заранее замоченного семени фасоли, разделив его пополам: пустую оболочку, две дольки ядрышка, зародыш. Объяснить детям, что семена, когда сухие, спят.
- Как вы думаете, можно вырастить фасоль зимой? Как это сделать?
- Хотите, чтобы семена фасоли проснулись? Давайте замочим их в воде.
Раздается чихание из посылки – появляется еще одна кукла Фасолька:
- А я не хочу, чтобы меня мочили в воде, я и без воды проснусь.
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы с вами станем настоящими учеными и проведем эксперимент с фасольками, понаблюдаем, какая из них проснется быстрее.
Эксперимент 1.
Несколько семян фасоли поместить на блюдце между несколькими слоями марли, замочить в воде, поставить на окошко.
Другую часть семян фасоли также поместить на блюдце между несколькими слоями марли, но водой не замачивать, поставить рядом с первым блюдцем.
Предложить детям наблюдать каждый день, какие изменения произойдут с семенами, поливать фасоль в первом блюдце, изменения записывать, зарисовывать в «Дневник наблюдений».
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на то, что у Фасольки на спинке есть небольшое пятнышко, похожее на шов. Хотите послушать сказку о том, как появился этот шов?
Чтение сказки братьев Гримм «Фасолька, Соломинка и Уголек».
Беседа по содержанию сказки:
- Как встретились Соломинка, Уголек и Фасолька?
- О чем они договорились между собой?
- Что случилось с друзьями?
- Почему хохотала Фасолька?
- Как бы вы поступили на ее месте?
- Что случилось дальше с Фасолькой?
- Кто ей помог?
- Кто понравился в сказке больше всего? Почему?
Итог занятия. Фасоль – это овощное растение. Стручки и семена фасоли употребляют в пищу в вареном виде. Семенами фасоль размножается. Чтобы разбудить семена фасоли, ее надо предварительно замочить в воде.