Проектно – исследовательская деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
«Использование проектно – исследовательской деятельности в коррекционной работе»
Учитель – логопед
Сулейманова Оксана Геннадьевна
МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno_-_issled._deyatelnost.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проектно – исследовательской деятельности в коррекционной работе»
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности педагога, ребенка и родителя.
ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
1 этап – Выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
•собирает информацию, материал;
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• обсуждает план с родителями на родительском собрании;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта.
2 этап – Реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
3 этап – презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе: организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми.
Педагог подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
4 этап – рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Проекты помогают: активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её, способствуют развитию творческих способностей детей; способствуют умению наблюдать слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; развивают воображение, внимание, память, активизируют речь.
Учитель – логопед
Сулейманова Оксана Геннадьевна
МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"
Данный мастер-класса призван повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...