организация ежедневных прогулок
план-конспект занятия по окружающему миру

Балашова Анна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balashova_anna.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж № 5

Специальность  050144 Дошкольное образование

Организация ежедневных прогулок весной

с детьми старшего дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа

Студента 3 А группы 4 курса

Заочного отделения

  Балашовой  Анны Николаевны

Научный руководитель

работы                                                                                                                                                                  Федюнина Н. Л.

Отметка:      

2014


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка  

1.1 Актуальность и обоснование выбранной темы …………...…  

1.2. Цель и задачи ВКР

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности детей  

старшего дошкольного возраста. ………………………  5  

2. Конспект  прогулки  « Наблюдение за проклюнувшимися почками березы» в старшей группе  ………………………………..7          

3. Заключение (анализ детской деятельности; выводы, исходя из поставленных задач перед детьми) …………………….

4. Рефлексия собственной деятельности

5. Список источников информации

6. Приложение  

1. Пояснительная записка  

  1. Актуальность и обоснование выбранной темы

Актуальностью данной темы « Организация ежедневных прогулок весной с детьми старшего дошкольного возраста», является то, что ежедневная прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное как и здоровьесберегающее, так и педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству; содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 3-4  часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка. [13]

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. 
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).
 Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
На прогулке необходимо использовать интегрирование таких образовательных областей, как: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач:
Оздоровление детей. Физическое развитие. Развитие самостоятельности. Расширение кругозора. Ознакомление с окружающим миром. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т.д.
 Структура  прогулки:
Наблюдение, рассматривание;
Трудовая деятельность детей;
Подвижные игры;
Индивидуальная работа с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Общие принципы организации прогулки:

содержание прогулки должно учитывать региональные, климатические и сезонные особенности;

— создание условий для оптимальной двигательной активности детей;

— учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;

— использование профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей;

— формирование у детей положительной мотивации к двигательной активности;

— профилактика травматизма.

Разновидности прогулок:
Типовая – максимально свободная деятельность детей.
Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.
Прогулка – экскурсия – поход.
Спортивные эстафеты. [9]
  Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет данные, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений, знаний.
Таким образом, основной метод обучения — это наблюдение. Н.К. Крупская учила увлекать детей в первую очередь естествено-научными дисциплинами, которые в силу метода познания приводили к методу взаимосвязи и закономерности явлений. Крупская считала, что природа - это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления о мире природы, обогащают детские эстетические представления. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать, что является одной из задач, решаемых в рамках образовательной области "Коммуникация". Наблюдение окружающей природы ставит перед ребенком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного  использования  знаний, известного усилия, напряжения мысли, использования начальных форм абстракции, обобщения и умозаключений. В дошкольном возрасте чувственное восприятие играет важную роль в познании объективного мира, оно является прочным фундаментом для развития логического мышления. [9]

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. [7]

1.2. Цель и задачи ВКР

Цель работы – спланировать, подготовить и осуществить  работу по организации ежедневных прогулок детей старшего возраста.

Задачи:

  1. Изучить программную и методическую литературу по теме.
  2. Составить конспект  прогулки  «Березка проснулась» в старшей группе  и организовать по нему работу с детьми.
  3. Проанализировать результаты проведенной прогулки, разработать план дальнейшей работы.

  1. Возрастные психолого-педагогические особенности детей  старшего возраста.

Психолого – физиологические особенности:  В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.[11]

Познавательные и речевые умения.

Элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы.

Использовать элементарную поисковую деятельность и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты.

Формировать выводы, делать « маленькие открытия». Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходств и различия.

Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи.

Самостоятельно определять знания о природе при  анализе новых ситуаций. Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы. Объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие темы.

Практические умения.

Поливать растения, рыхлить их, очищать листья от пыли.

Выкапывать клубни, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой.

Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода.

Отношение к природе.

Проявлять любознательность, стремление лучше познать явления к природе, интерес к овладению способами познания. Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащение ума

впечатлениями, а души ребенка, красотой и светлыми чувствами.[6]

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.

Закреплять умение наблюдать.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».[11]

  1. Конспект  прогулки  « Березка проснулась »

Цели:  развивать способности детей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период времени; формировать навыки самостоятельного наблюдения за явлениями природы и бережного к ней отношения. Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей узнавать и называть деревья на территории детского сада.
  2. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.(Березы)
  3. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Развивающие:

         1) развивать умения самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы, выделять  характерные признаки весны.

        2) развивать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе: возвращение птиц, появление насекомых, рост травы, набухание почек, распускание листьев на деревьях и кустарниках. 

       3) развивать обогащать личный трудовой опыт в процессе общения в природе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
  2. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Оборудование:  Шапочки: ветер, солнце, дождик, березка, козы, птички. Корзинка, ветки, обручи, «зернышки», сережки березы в упаковках, косынки. Кукла «Старичок Лесовичок». Письмо детям от  старичка – Лесовичка.

Предварительная работа: 

Наблюдения за березкой зимой,  в марте. Наблюдения за птицами. Беседы: «Кто больше всего радуется весне?», (Весна — красна». 3аучивание стихотворений.  Исследовательская деятельность (семена). Игры «Найди дерево по описанию», «Семена», «Дети и козы», «У кого больше».

Ход прогулки: Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель:

- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие , в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы,  узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

                                 Ваш друг – старичок – Лесовичок.

- Ну что  ребята, отправимся в путешествие? (Да)

- А чтобы узнать, Где начнется наше путешествие, отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

                                  (Дерево)

- Как вы догадались? Какие слова вам подсказали отгадку?

Беседа:   Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)

- Что это за дерево? - Как вы догадались? Какие слова вам подсказали отгадку?

- О каком времени года говорится в загадке?

- Что произошло с почками?

- Ребята, а березка украшает наш участок?

- В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.) ▪Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?

 А кто знает, почему это дерево называют "красавицей русского леса"? (Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой береза всегда вызывает восхищение)

Березка символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы. Люди издавна заметили красоту этого дерева. Сколько загадок песен, стихов посвящено березке. 

А еще берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

1.Уже давно известно, что берёза - дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

7. Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Используется для изготовления  высококачественной фанерылыж, мелких резных игрушек.

8. Береста - это верхний слой березовой коры. Береста

неразрывно связана с русскими народными промыслами. Это красивый, прочный и доступный материал легко поддавался обработке и служил долгие годы.[5]

Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу (Белый ствол только у берёзы)

- - Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

- Что её так крепко удерживает в земле?  (Корни)

- Для чего дереву нужны корни?  (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

- Давайте поиграем

Игра  «Покажи Лесовичку»

Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх.

Исследовательская деятельность:   Рассматривание сережек березы.  

Ребята, предлагаю вам всем вместе рассмотреть сережки. Давайте возьмем их в руки, и рассмотрим.

 Одинаковые ли сережки?

Чем они отличаются?

 Есть ли у них сходство?

Понаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые — это сережки первого года (цветочные почки), другие — рыхлые, легко разлетаются — второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи. [2]

Вопросы к детям: - Сколько семян в одной сережке? Зачем они нужны дереву?

- Что произойдет, если дунуть на семена? Значит, кто помогает расселять семена? (ветер)

-  Как много деревьев может вырасти из семян?

 Теперь, ребята, хочу вам предложить поиграть в подвижную игру: «Семена».   

Цель: закрепить знания о распространении семян ветром.

Воспитатель изображает дерево, дети — летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве — стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка или аудиозапись шума ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Следующий этап — летающие семена падают на землю — ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель), приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.

Воспитатель :

Я — дерево-мама, а вы — мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве-маме мы долго висели,

Вдруг ветер подул, и мы все полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам легкие крылья летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля — это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком.

Нам дерево-мама помашет в ответ.

— Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево-мама, качаясь, шумит,

Советы давая, листвой шелестит.

 

Трудовая деятельность:  сбор опавших, поломанных  веток березы на участке.

Цель: формировать  желание трудиться сообща  и помогать взрослым.

Подвижная игра: « Березка»

Цель:  упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

- А сейчас мы сядем под березой и будем загадывать загадки, сначала я вам буду их загадывать, а потом вы сами попробуете их придумать. Готовы? Тогда слушайте внимательно:

Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.(ответ: береза)  На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, шапочки зелены.(Березы)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.( береза)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
Ответ (Сосна)

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
Ответ (Тополя)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (Каштан)

Молодцы, ребята, справились с заданием. А кто первый попробует составить загадку про деревья? Предлагаю начать с девочек, Лиза, давай, ты первая.

Дети пробуют придумать загадки.

 

-А теперь возьмемся за руки в хоровод и споем  песню: «Во поле береза стояла»
- Ребята! Вы все молодцы, спасибо нашей березе скажем.

Индивидуальная работа с Лизой А. Матвеем Ц. упражнение со скакалкой.

Пальчиковая гимнастика "Белая береза".

Самостоятельная деятельность. Катание на велосипедах.

Работа с родителями: провести консультацию на тему:  «Как привить любовь к природе через чтение ребёнку» Сделаю папку передвижку:

« Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию».

3. Заключение (анализ детской деятельности; выводы, исходя из поставленных задач перед детьми)

Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что  группа детей ( 17 человек), была не полностью заинтересована  в исследовательской деятельности изучения сережек березы, так как Артем Ч. И Лида И. отвлеклись и не стали их рассматривать, аргументировав это тем, что мы с родителями их смотрели, и тем самым не смогли в полной мере ответить на поставленные вопросы. Но остальная группа детей могут самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы, выделять  характерные признаки весны. Ваня С. И Маша Б. попробовали раскачать березу, и поняли, что это очень сложно. Ксюша Б, Ксюша Ш. очень заинтересовались изучением сережек березы, даже захотели попробовать их на вкус. Женя М. Егор Н. попытались выдернуть корни березы, и поняли, что это невозможно.

Все дети с удовольствием участвовали в отгадывании загадок, в  ведении хоровода, играх.

Последующая работа : А теперь давайте пойдем в группу и посмотрим вставку ваших совместно с родителями рисунков на тему: "Русская красавица"

Итог:

Какое дерево изображено на всех рисунках?

Как вы догадались?

Почему у березы белый ствол?

Какие красивые слова можно сказать о березе?

 

4.Рефлексия собственной деятельности.

Считаю, что мне удалось правильно спланировать  ход прогулки, особенно спланировать и провести игру « Березка».

Мне не совсем удалось  спланировать и провести игру « Семена», так как не все дети смогли правильно выполнить и повторить слова и действия игры. Но  я учла свои недочеты и  в следующий раз лучше  буду продумывать.

В трудовой деятельности я не сразу смогла привлечь мальчиков  к уборке участка, а именно к уборке опавших веток с деревьев, так как им хотелось покататься на машинке. Но, сказав им, что вы уже взрослые и мамина помощники, они  приняли участие в сборе веток.

При  организации проведения игры « Семена», были небольшие затруднения в распределении ролей, так как Ксюша Б. Маша П. хотели играть роль Солнца, а роль ветра хотел играть каждый мальчик, но еще раз объяснив правила игры, мне удалось уговорить всех ребят. Мы все пришли к компромиссу, проведя игру 3 раза.

Список используемой литературы:

  1. Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
  2. Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
  3. Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
  4. Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1999.
  5. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
  6. Кобзева Т.Г., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа Волгоград: Учитель.2011
  7.      Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений  4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
  8. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство — пресс», 2000.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой —— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 208 с.
  10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: теория и практика: Диссер. докт. пед. наук. – М., 2000.
  11. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
  12. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Организация семейных прогулок-походов"

В консультации даны рекомендации родителям, как можно организовать семейный досуг....

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

Консультация для воспитателей  на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...

Организация проведения прогулок

организация проведения прогулок...

Картотека сезонных ежедневных прогулок (младшая группа)

Знакомство с окружающим миром, приобщение детей к природе родного края формируются у детей в процессе ежедневных прогулок, где закладывается начальный опыт, умения и навыки наблюдений за природой, при...

Планирование ежедневных прогулок в ДОУ

Методические рекомендации воспитателям детских садов о планировании и структуре прогулок....

Польза ежедневных прогулок

Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей. Прогулка на воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышени...