НОД Тема "Насекомые".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Формировать у детей представления о разнообразии насекомых.
Задачи: Образовательные: Закреплять знания о строении насекомых, развивать умения видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Активизировать употребление в речи названия частей тела насекомых. Познакомить со схемой развития насекомых. Учить выражать жестами и пластикой движения насекомых. Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы.
Развивающие: Развивать любознательность, сообразительность в процессе отгадывания загадок. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Насекомые.
Цель: Формировать у детей представления о разнообразии насекомых.
Задачи: Образовательные: Закреплять знания о строении насекомых, развивать умения видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Активизировать употребление в речи названия частей тела насекомых. Познакомить со схемой развития насекомых. Учить выражать жестами и пластикой движения насекомых. Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы.
Развивающие: Развивать любознательность, сообразительность в процессе отгадывания загадок. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал: Макет луга. Набор насекомых (бабочка, пчела, муравей, кузнечик, жук, божья коровка, шмель, муха, стрекоза, оса). Схема развития насекомых, аудиозапись «Звуки весеннего луга», пластилин, доски для лепки.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня такая замечательная погода! Светит солнце.
Так и хочется всем пожелать доброго утра. Давайте пожелаем доброго утра нашим гостям весёлым стихотворением.
Доброе утро, улыбнись скорее
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки (движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки. ( поднимают руки вверх)
Разотрём ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем (движения по тексту)
Улыбнёмся снова, будьте все здоровы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите чудеса и превращения?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы случилось чудо нам нужно отгадать загадки.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Весну называют – утром года. Почему о весне так говорят?
Дети: Утром люди просыпаются, а весной пробуждается природа. На деревьях появляются почки. Из почек вырастают листочки. Пробуждаются ручейки, появляется травка, цветы.
Воспитатель: Какой волшебник это сделал.
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Солнышко помогло появиться первым проталинам, цветам, листьям. Но не вся природа ещё пробудилась. Давайте отправимся на луг совершать чудеса.
« Вей, вей ветерок, унеси нас на лужок»
Что вы видите?
Дети: Мы видим траву, цветы.
Воспитатель: Отгадаем загадки и узнаем, кто живёт на лугу.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
На макет выставить бабочек.
Воспитатель: Какие бабочки прилетели на наш луг.
Дети: крапивница, репейница, лимонница, павлиний глаз.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Крапивница ест крапиву, у неё аппетит на крапиву. Крылышки зелёные, как листья крапивы.
Воспитатель: Лимоны у нас не растут, а бабочку «лимонница» зовут.
Дети: Лимонница назвали не за аппетит, а за красоту, за прекрасный лимонный наряд. Крылышки похожи на лепестки желтого цветка.
Воспитатель: Все бабочки похожи на цветы.
Рыжий, рыжий карапуз,
Не по росту тащит груз.
Дети: Муравей.
Воспитатель: Что тащит муравей?
Дети: Он тащит веточки, хвою, мох.
Воспитатель: Что строит муравей?
Дети: Муравей строит свой дом – муравейник. Он быстро ползает и тащит груз.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорожкой
Ты его не обижай,
Ты его не трогай.
Воспитатель: С травинки на травинку, прыгает пружинка.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Почему называют кузнечика пружинкой?
Дети: У кузнечика - две очень сильные задние ноги. (показать детям)
Он сильно отталкивается, прыгает высоко и далеко.
Воспитатель: А какие звуки издает кузнечик?
Дети: Кузнечик стрекочет. Пробуют спеть песню кузнечика.
Воспитатель: Спинка алая у ней,
На спине кружочки, черненькие точки.
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: А вы знаете заклички про божью коровку?
Дети: ( говорят на выбор любую). Например:
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Всем по одной, а тебе не одной.
Божья коровка, полети на облачко!
Сухо будет - полечу, сыро будет – посижу.
Божья коровка, улети на небко
Принеси нам хлеба.
Черного и белого, только не горелого!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Говорят, что если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу. Моя божья коровка не сразу полетит на луг, а сначала сядет на ладошку к детям. Передавайте друг другу божью коровку. Желайте друг другу удачи.
Дети сажают божью коровку на ладошку.
Воспитатель: Оказывается, божья коровка принесла удачу и своим друзьям. Все они пробудились и хотят полететь на луг.
Выставить пчелу, муху, жука, шмеля, осу.
Воспитатель: Вот какая большая семья собралась. Кто же это?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Бабочки летают, муравей ползает, кузнечик прыгает, пчела собирает мёд. Все они занимаются разным делом. А что же у насекомых есть общее? Давайте мы познакомимся с ними поближе, возьмём в руки и рассмотрим.
Дети рассматривают насекомых и рассказывают: у насекомых есть туловище, глаза, рот, усики на голове, шесть лап или две пары. У кого есть крылья, какие они? ( прозрачные у стрекозы, красные, твердые крылышки у божьей коровки т.д.). У каких насекомых нет крыльев?
Воспитатель: Переверните на спинку своё насекомое. Что, вы видите? (ответ детей).
Воспитатель: На брюшке у насекомых насечки. Легко запомнить. Есть насечки, значит насекомые.
Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Давайте аккуратно посадим их на луг. Пусть они летают, собирают мед, прыгают. Им здесь будет хорошо. А мы с вами поиграем в игру «На полянку шли, насекомых нашли».
Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произнося: «На полянку шли , насекомых нашли . Раз, два, три- движение стрекозы покажи…..(Имитируют движение стрекозы).
Вот летит стрекоза, как горошины глаза,
А сама, как вертолёт влево, вправо, взад, вперёд.
Игра повторяется по желанию детей.
Например:
«На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три - движение кузнечика покажи…..
Поднимайте плечики! Прыгайте кузнечики!
Сели травушку покушали, тишину послушали.
Опять высоко прыгай ловко и легко.
«На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три - движение бабочки покажи.
Бабочки проснулись, к солнцу потянулись,
Крылышками машут, над цветами пляшут.
Вы летайте, вы порхайте,
Нектар цветочный собирайте,
Веселитесь, улыбайтесь.
Так устали танцевать,
На цветочки сели спать.
Скоро бабочки опять
Будут над лужком порхать.
После игры дети подходят к макету.
Воспитатель: Ребята, чудо ещё то, что бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склюют птицы. А какая – то часть уцелеет. Из них – то и выйдут гусеницы. Гусеница превратится в куколку. Из куколки появится бабочка. Крылья у неё висят, как мокрые тряпочки, пройдёт время крылья обсохнут. Бабочка расправит их и полетит.
Во время рассказа показывать схему развития бабочки.
Затем, дети сами расставляют схему.
Что сначала (бабочка отложила яйца)
Кто появился из яиц?
Из яиц появилась гусеница.
В кого она превратилась?
Гусеница превратилась в куколку.
Кто появился из куколки?
Из куколки появилась бабочка.
Так же появились пчела, жук, стрекоза и другие насекомые. Они украсили наш луг. А кем бы вы хотели украсить луг?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите украсить луг разноцветными улитками?
Дети: Да.
Воспитатель: Может слепим улиток из пластилина. Садитесь. Приготовьте ладошки. Пальчиком одной руки надо рисовать улитку по спирали на ладони другой руки:
«Толстушка – ползушка,
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи не спеши,
Рога покажи».
Ребята, посмотрите, я слепила улитку. Сначала сделала из пластилина шар, раскатала его в длинный столбик и скрутила в спираль, оставив небольшой кусочек свободным. Это будет голова улитки. На голове надо прикрепить рога. Глаза в виде маленьких шариков. Получилась улитка.
Дети лепят улитку. Звучит музыка «Звуки весеннего луга».
Теперь украсим луг разноцветными улитками. Что мы видим?
Дети: Ковёр травы вокруг,
Цветов нарядных венчики.
Звонкие кузнечики.
Бабочки красивые,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепелки,
Мяты аромат,
Солнца нежный взгляд.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Надо возвращаться в детский сад.
Вей, вей ветерок. До свидания, лужок.
Воспитатель: Вот мы и дома. Скоро пойдём на прогулку и найдём на участке новых друзей – насекомых.