Экологический проект "Вода удивляет и дарит жизнь"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологический проект "Вода удивляет и дарит жизнь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka_proekta.doc | 91 КБ |
perspektivnyy_plan.docx | 18.57 КБ |
diagnosticheskaya_karta.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
«Визитная карточка» проекта
Авторы проекта | |||||
Фамилия, имя, отчество | Букай Анна Валерьевна Шипенкова Светлана Валентиновна | ||||
Город, область | г. Елизово, Камчатский край | ||||
Название ДОУ | МБДОУ «Детский сад № 11 «Умка»» | ||||
Описание проекта | |||||
Название темы образовательного проекта | |||||
«Вода – удивляет и дарит жизнь» | |||||
Группа (возраст) | |||||
8 детей в возрасте 5-6 лет | |||||
Приблизительная продолжительность проекта | |||||
32 занятия, 4 месяца | |||||
Проблема | |||||
Во время прогулки дети увидели снег. Детей выразили радость и неподдельный интерес, у них возникло удивление, взяв в руки снег он исчез, рука стала мокрой. Куда делся снег. Мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о воде очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое вода. Зачем она нужна? Пользу или вред она приносит?». Так возник проект «Вода – удивляет и дарит жизнь». | |||||
Актуальность темы | |||||
Каждый день ребенок сталкивается с водой: он видит воду, текущую из крана, капающую с неба, в лужах, в стакане и т.д. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды, пару из открытого рта на морозе, утренней хрустящей корочке на осенней луже и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты? Проект является познавательно-исследовательским и направлен на развитие творческих и исследовательских качеств детей старшего дошкольного возраста, а также приобщения родителей к совместной деятельности с детьми. | |||||
Образовательные стандарты | |||||
Девиз проекта – «Недаром говорят в Китае: то, что я услышал, я забыл; то, что я увидел, я помню; то, что я сделал, я знаю!» Учебные темы, на основе которых проходит работа, позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход в обучении: формирование уникальной целостной личности, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В ходе проекта, дошкольники приобретают знания и умения, учатся пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают чувство эмпатии, творческое мышление, эмоционально-выразительные движения, самоконтроль, произвольность. Образовательный проект «Вода – удивляет и дарит жизнь» захватывает все образовательные области, согласно ФГОС:
| |||||
Основа проекта | |||||
Цель проекта | |||||
Формирование у детей бережного отношения к воде, как к одному из важнейших источников жизни на Земле, посредством познавательно-исследовательской, художественной, коммуникативной, музыкальной и физической деятельностями, а также путем восприятия художественной литературы. | |||||
Задачи проекта | |||||
| |||||
Планируемые результаты обучения | |||||
| |||||
Вопросы, направляющие проект | |||||
Основополагающий вопрос | Почему вода – колыбель жизни? | ||||
Проблемные вопросы учебной темы |
| ||||
План оценивания | |||||
График оценивания | |||||
До работы над проектом | Дошкольники работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | |||
|
|
| |||
Описание методов оценивания | |||||
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать различные задачи в разных областях науки и практики, а также внутреннее новообразование психики и деятельности, в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продуктами учебной деятельности участников данного проекта являются: индивидуальные работы; работы, созданные в результате совместной деятельности ребенка и его родителей; итоговая презентация, а также коллективная работа, которые являются результатом совместной деятельности детей и педагога. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ребенок, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность «обращает» ребенка к самому себе, требует рефлексии, то есть оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Оценка собственных изменений и есть собственный предмет учебной деятельности. В связи с чем мы стали придерживаться метода оценивания продукта учебной деятельности под названием З-И-У (знаю-интересуюсь-узнал, Приложение № 1, 2, 3). В ходе стартовой презентации перед учащимися ставятся проблемные вопросы, что ведёт к активизации мыслительной деятельности, обобщению ранее полученных знаний и формирующее оценивание в данном образовательном проекте. | |||||
Сведения о проекте | |||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||||
Знания, умения, навыки детей старшего дошкольного возраста | |||||
Учебные мероприятия | |||||
Согласно перспективного плана реализации проекта (Приложение № 4) | |||||
Материалы для дифференцированного обучения | |||||
Дошкольник с эмоциональными проблемами (Проблемный дошкольник) | Вся деятельность в образовательном проекте «Вода – удивляет и дарит жизнь» направлена на сенсорное развитие, что позволяет научить детей точно, полно воспринимать объекты исследования, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Дидактические материалы, используемые в проекте помогают обогатить познавательную сферу участников, т.к. усвоение новых знаний в игровой форме происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. | ||||
Дошкольник, для которого язык преподавания не родной | Нет таких | ||||
Одаренный дошкольник | Нет таких | ||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | |||||
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты) | |||||
Ноутбук, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, Flesh-карта, принтер, мультимедийный проектор, сканер. | |||||
Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты) | |||||
Электронные энциклопедии, мультимедийные программы, текстовый редактор, электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки Веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер. | |||||
Материалы на печатной основе | Картотеки: подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, опытно-экспериментальной деятель-ности, методические пособия, справочный материал, хрестоматии и т.д. | ||||
Другие принадлежности | Для проекта дополнительно разработаны: макет викторины, слайды «Вода глазами художников», оценочный лист участника, диагностическая карта по проекту; скачена: музыка «Путешествие на яхте», «Шум дождя», «Фортепьяно, флейта и звуки воды», «Пианино и звуки воды», мультфильм «Все о Рози – вода везде», телепередача «Кругосветное путешествие вместе с хрюшей и степашкой «Капелька»», презентации «Путешествие капельки», «Безопасность детей на воде»; приобретено: поле для проведения игры-ходилки. | ||||
Интернет-ресурсы | https://infourok.ru, https://nsportal.ru, https://pedportal.net, http://www.maam.ru | ||||
Другие ресурсы | Экспериментальный материал |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1 Перспективный план реализации проекта «Вода – удивляет и дарит жизнь»
Этапы. | Задачи. | Планируемые сроки реализации | Формы работы. |
Подготовительный. | Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Ноябрь 2017 | Диагностика (в режимных моментах выясняем уровень знаний и степень заинтересованности, относительно планируемой тематике проекта) |
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта "Волшебница - вода" | Ноябрь 2017 | Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр и экспериментов с водой. Оформление дидактических игр природоведческого характера. Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций по планируемой тематике проекта. Разработка плана проекта | |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте | Ноябрь 2017 | Родительское собрание | |
Основной. Основной. Основной. | Дать детям представление о состоянии водоема в разные времена года. Познакомить с обитателями водоема. Познакомить с правилами поведения у воды и на воде. | ноябрь 2017 -февраль 2018 | Видео урок «Водоем в разное время года и его обитатели», занятие-презентация на тему «Безопасность «Осторожно водоем» |
Закрепить знания о структуре трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам поливки, умывания, купания, стирки и мытья посуды. Воспитывать трудолюбие. | ноябрь 2017 -февраль 2018 | Трудовая деятельность в эколого-познава-тельном центре. Уход за растениями в уголке природы. Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы Аленушка», «Завтрак для куклы «Аленушки», «Аленушка – «грязнушка» ». Обучения в режимных моментах. | |
Уточнить и обобщить знания о состоянии воды в природе, о ее характеристиках в разном состоянии. Развивать знания у детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь, закрывать плотно кран. | ноябрь 2017 -февраль 2018 | Опытно-экспериментальная деятельность: «Тонет не тонет», «Вода растворяет вещества», «Как воду сделать чистой» «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Превращение пара в капельки воды», «Отражение воды»; наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега»; игра-ходилка «Загадочная вода»; занятие-презентация «Ходит капелька по кругу» Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе», «Водоемы нашего поселка», «Водоемы и их загрязнение», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!» | |
Развивать у детей эмоциона- льный отклик на проблему, развивать художественно-эстетического восприятия тематики проекта. | ноябрь 2017 -февраль 2018 | Рисование: «Облака», «Весёлые снежинки»; аппликации: «Снеговик», «Капли воды и радуга»; чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», К.И. Чуковский. «Федорино горе», М. Д. Перина «Живая вода», А. Дэви «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», М. Пришвин «Капля и камень», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»; рассматривание иллюстраций известных художников о воде: слайды «Вода в глазах художников»; прослушивание музыки: «Путешествие на яхте», «Шум дождя», «Фортепьяно, флейта и звуки воды», «Пианино и звуки воды» | |
занятие-сказка «История маленького лягушонка», занятие-путешествие «Путешест-вие капельки», занятие-спектакль «Живая вода» | |||
Работа с родителями в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте | Рекомендовать родителям наблюдать за водой в природе. Показывать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Ответить на вопрос: что растворяется в воде? Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе. Ухаживать за комнатными растениями и животными дома. Заучивать стихотворения о воде. Сочинить сказки о воде, изготовить различные творческие работы по тематике проекта. | ||
Заключительный. | Выявить знания детей о воде, как источнике всего живого. Прививать умение отражать, полученные знания по тематике проекта в коллективной работе. Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых. | февраль 2018 | Викторина «Вода – удивляет и дарит жизнь»; коллективная работа: коллаж «В мире воды»; выявление уровня знаний детей о воде, полученных в ходе проектной деятельности; анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию детей седьмого года жизни. Тема Что есть и чего не должно быть в почве".
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию....
Экскурсия по малой экологической тропе "Многообразие форм растительной жизни".
Цели и задачи:1. Формирование элементарных представлений о многообразии форм растительной жизни.2. Сформировать представления о характерных признаках деревьев, кустарников и тр...
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека....
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС.
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дет...
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Экология для дошкольников...
«Экологическое воспитание детей пятого года жизни через игру»
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с ранненго возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различ...
Участие в экологической акции "Посади дерево - дари добро"
В год экологии нам представилась уникальная возможность принять участие с детьми в экологической акции «Посади дерево – дари добро» по высадке сибирских кедров в Ельниковской роще города Новочебоксарс...