Программа "Маленький гражданин наукограда"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Рабочая программа кружка дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malenkiy_grazhdanin_naukograda.docx | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал академик Л.С. Лихачев.
Занятия проводятся с сентября по май 1 раз в неделю по 25 - 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
Рабочая программа кружка дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Направленность программы: социально-педагогическое
Уровень освоения программы: стартовый.
Новизна программы
«Маленький гражданин Мичуринска-Наукограда» для воспитанников эта своеобразная образовательная зона:
- Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой.
- Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.
- Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения.
- Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.
- Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.
- Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.
- Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.
Актуальность программы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал академик Л.С. Лихачев.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе, чувств гордости за достижения родного края.
Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, продумала знакомство детей с историческим и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут. В группе оборудовали уголок «Мой город», в котором представлен макет крепости, материал по истории развития города, имеется разнообразный материал по ознакомлению с родным городом.
Педагогическая целесообразность
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о городе и стране.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этой темы дети группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей об именах и отчествах близких, о семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная природа. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о природе родного края, реках, растениях, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная страна. На занятиях этой темы дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном.
Отличительные особенности
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материал по тематическим блокам, родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Адресат программы
Программа адресована детям от 4 до 7 лет
Условия набора детей
Для обучения принимаются все дети группы.
Количество детей
В группе – 13 детей.
Объем и срок освоения программы
Система работы включает в себя: 36 конспектов занятий (1 год обучения)
Формы и режим занятий
Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия (игры-занятия, игра-путешествие, экскурсии, целевые прогулки, мини-походы)
Занятия проводятся один раз в неделю, по вторникам во второй половине дня с 16.05 до 16.25
Программа рассчитана на 1 года обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год обучения | Продолжительность занятия, мин. | Количество занятий |
1 год обучения | 20 - 25 | 1 в неделю |
36 в год | ||
Итого: | 36 занятий |
- Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан нашего города и России.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Формирование чувств привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким, своему городу;
- Формирование чувств любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому нашего города;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения символики нашего города.
- Планируемые результаты
У детей будут сформированы:
- проявление чувства гордости за свою малую Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием Мичуринска;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры России и Мичуринска;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
Социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной деятельности;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям малой Родины.
Формы подведения итогов:
- Беседы, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Экскурсии.
- Оценочные материалы
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья».
Фамилия, имя ребенка | Знание домаш- него адреса. | Умение называть членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. | Понимание возрастных различий: кто в семье старше всех, кто младше | Умение рассказывать о семейных традициях. | Умение составлять короткий рассказ о семье. | |||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | ||
1. | Трейман Артем |
|
| |||||||||||||
2. | Трусов Егор |
|
| |||||||||||||
3. | Авдеева Наташа |
|
| |||||||||||||
4. | Баранов Дима |
|
|
| ||||||||||||
5. | Огородинчук М. |
|
|
| ||||||||||||
6. | Михина Маша |
|
|
| ||||||||||||
7. | Ратчина Катя |
|
|
|
| |||||||||||
8. | Веселкин Алеша |
|
|
|
| |||||||||||
9. | Невзорова Инна |
|
|
|
|
| ||||||||||
10 | Истомин Ваня |
|
|
|
| |||||||||||
11 | Черкасов Саша |
|
|
|
|
| ||||||||||
12 | Грезнева Полина |
|
|
|
| |||||||||||
13 | Козлов Даниил |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»
Фамилия, имя ребенка | Название родного города. | Название области | Умение узнавать достопримечательности города по фотографиям | Умение называть профессии родителей | Умение называть разные виды городского транспорта | |||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | ||
1. | Трейман Артем |
| ||||||||||||||
2. | Трусов Егор | |||||||||||||||
3. | Авдеева Наташа | |||||||||||||||
4. | Баранов Дима | |||||||||||||||
5. | Огородинчук М. | |||||||||||||||
6. | Михина Маша | |||||||||||||||
7. | Ратчина Катя | |||||||||||||||
8. | Веселкин Алеша | |||||||||||||||
9. | Невзорова Инна | |||||||||||||||
10 | Истомин Ваня | |||||||||||||||
11 | Черкасов Саша | |||||||||||||||
12 | Грезнева Полина | |||||||||||||||
13 | Козлов Даниил |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна»
Фамилия, имя ребенка | Название названия нашей страны. | Умение узнавать государственный флаг РФ | Умение узнавать символы нашего города: флаг, герб | Наличие уважительного отношения к государственным символам | Знание правил поведения во время звучания государст. гимна | |||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | ||
1. | Трейман Артем | |||||||||||||||
2. | Трусов Егор | |||||||||||||||
3. | Авдеева Наташа | |||||||||||||||
4. | Баранов Дима | |||||||||||||||
5. | Огородинчук М. | |||||||||||||||
6. | Михина Маша | |||||||||||||||
7. | Ратчина Катя | |||||||||||||||
8. | Веселкин Алеша | |||||||||||||||
9. | Невзорова Инна | |||||||||||||||
10 | Истомин Ваня | |||||||||||||||
11 | Черкасов Саша | |||||||||||||||
12 | Грезнева Полина | |||||||||||||||
13 | Козлов Даниил |
Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная культура»
Фамилия, имя ребенка | Знание русских народных сказок | Знание предметов декоративно-прикладного искусства | Знание народных праздников и их назначение | |||||||||||||
Дымковские игрушки | Русские матрешки | Рождество | Масленица | Пасха | ||||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1. | Трейман Артем | |||||||||||||||
2. | Трусов Егор | |||||||||||||||
3. | Авдеева Наташа | |||||||||||||||
4. | Баранов Дима | |||||||||||||||
5. | Огородинчук М. | |||||||||||||||
6. | Михина Маша | |||||||||||||||
7. | Ратчина Катя | |||||||||||||||
8. | Веселкин Алеша | |||||||||||||||
9. | Невзорова Инна | |||||||||||||||
10 | Истомин Ваня | |||||||||||||||
11 | Черкасов Саша | |||||||||||||||
12 | Грезнева Полина | |||||||||||||||
13 | Козлов Даниил |
- Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время прове-дения | Тема занятия | Цели |
1. | Сентябрь | 4 | 16.05 – 16.35 | Начальное обследование | Обследование детей на определение знаний детей по данной теме |
2. | 11 | 16.05 – 16.35 | Что такое детский сад | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. | |
3. | 18 | 16.05 – 16.35 | Экскурсия в медицинский кабинет и прачечную | Познакомить детей с работой медицинской сестры и мастера по стирке белья, воспитывать уважение к труду взрослых, работающих в саду. | |
4. | 25 | 16.05 – 16.35 | День воспитателя | Уточнить знания о работе сотрудников детского сада, дать понятие, что все взрослые заботятся, чтобы детям было весело и интересно. | |
5. | Октябрь | 2 | 16.05 – 16.35 | Осенние приметы (Целевая прогулка) | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы. |
6. | 9 | 16.05 – 16.35 | Мой дом | Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления». | |
7. | 16 | 16.05 – 16.35 | Я и моя семья | Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закрепить умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье. | |
8. | 23 | 16.05 – 16.35 | Осень на участке детского сада (Целевая прогулка) | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на ее красоте и разнообразии, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
9. | 30 | 16.05 – 16.35 | Осень в лесу | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на ее красоте и богатстве русского леса, его обитателях, передавать в высказываниях свое отношение к животным. | |
10. | Ноябрь | 7 | 16.05 – 16.35 | Как животные готовятся к зиме | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить названия жилищ животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме. |
11. | 13 | 16.05 – 16.35 | Зимующие птицы нашего края | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона. | |
12. | 20 | 16.05 – 16.35 | Зима на участке детского сада | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
13. | 27 | 16.05 – 16.35 | Приметы зимы, зима в родном городе | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, родному городу, закрепить названия родного города, реки, приметы зимы. | |
14. | Декабрь | 4 | 16.05 – 16.35 | Зимние забавы | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр, закрепить названия родного города и реки. |
15. | 11 | 16.05 – 16.35 | Зима в лесу | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать эстетические чувства. | |
16. | 18 | 16.05 – 16.35 | Промежуточное обследование | Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода. Беседы, игры с детьми | |
17. | 25 | 16.05 – 16.35 | Мини-поход на школьный стадион | Сформировать представление о пользе занятий физической культурой и спортом, закрепить знания о видах спорта. | |
18. | Январь | 9 | 16.05 – 16.35 | Моя Родина – Россия | Формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом. |
19. | 15 | 16.05 – 16.35 | Государственные символы России. Флаг | Закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России – флагу. | |
20. | 22 | 16.05 – 16.35 | Государственные символы России. Герб | Закрепить и обобщить знания детей о о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу. | |
21. | 29 | 16.05 – 16.35 | Православные храмы | Познакомить детей с православными храмами, с архитектурными особенностями. | |
22. | Февраль | 5 | 16.05 – 16.35 | Русская матрешка | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой. |
23. | 12 | 16.05 – 16.35 | Дымковские игрушки | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками. | |
24. | 19 | 16.05 – 16.35 | День защитника Отечества (занятие-развлечение) | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | |
25. | 26 | 16.05 – 16.35 | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с трудом библиотекаря: он выдает книги и журналы по просьбе посетителей, работа очень ответственная, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать книги. | |
26. | Март | 5 | 16.05 – 16.35 | Прошлое нашего города | Познакомить с историческим прошлым нашего города, воспитывать чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города. |
27. | 12 | 16.05 – 16.35 | Труд взрослых в родном городе | Закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина». | |
28. | 19 | 16.05 – 16.35 | Экскурсия по улице | Воспитывать любовь к родным местам, закрепить название города, улиц, на которых расположены дом, детский сад. | |
29. | 26 | 16.05 – 16.35 | Достопримечательности родного города | Познакомить с достопримечательностями Мичуринска, с архитектурными особенностями зданий, воспитывать любовь к родному городу. | |
30. | Апрель | 2 | 16.05 – 16.35 | Игра – путешествие «Мой город | Закрепить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, развивать интерес к родной природе. |
31. | 9 | 16.05 – 16.35 | Наши земляки | Познакомить с гордостью нашего города – поэтами, художниками; воспитывать чувство уважения к талантливым мичуринцам. | |
32. | 16 | 16.05 – 16.35 | Родной город | Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю. | |
33. | 23 | 16.05 – 16.35 | Весна на участке детского сада (целевая прогулка) | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закреплять признаки весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
34. | Май | 7 | 16.05 – 16.35 | Транспорт родного города | Закрепить название родного города, названия видов транспорта, правил дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему городу, понимание слова «Родина». |
35. | 14 | 16.05 – 16.35 | Здравствуй, лето! | Закрепить и обобщить знания детей о временах года, их приметах, воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства | |
36. | 21 | 16.05 – 16.35 | Итоговая диагностика | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в групповой комнате или проводятся целевые экскурсии и прогулки. Оборудование необходимое для занятий: столы и стулья для воспитанников и воспитателя; магнитная доска, дидактические пособия и учебные материалы. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному город, страна.
Методическое обеспечение.
Разработки игр-занятий.
2.4. Методические материалы
Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работ:
- Игры-занятия.
- Целевые прогулки.
- Целевые экскурсии.
- Игры-путешествия.
- Просмотр слайдовых презентаций.
2.5. Список литературы
- «Моя Родина - Россия. Дидактический материал в сюжетных картинках + методические рекомендации». Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
- Степанов В.А.
«Мой Родина – Россия» М.: Фламинго, 2007. — 48 с. — (Учебник для малышей). — ISBN: 5-7833-0626-6.
- Дерягина Л.Б.
«Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте», Издательство: Литература, 2007 г.
- Белая Ю.К., Жемчугова А.Е., Злобина М.А. «Моя Родина Россия», Издательство: Школьная Пресса, серия «Познание окружающего мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская презентация "По морям, по волнам..." в рамках проекта "Детский сад - наукоград"
Презентация отражает поэтапное осществление проектапо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водными видами транспорта....
«Организация деятельности по агроэкологическому образованию дошкольников в наукограде»
Выступление на городской конференции педагогов ДОУ...
НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"
Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...
Музыкальный досуг «Космос! Жди реутовчан!» К 100-летию со дня рождения академика Владимира Николаевича Челомея и десятилетию присвоения городу Реутово статуса наукограда.
Музыкальный досуг«Космос! Жди реутовчан!» Цель: Приобщение к знаниям о космосе, космонавтике и космонавтах....
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
"Детский сад-Наукоград".
Тема: "Безопасный город". Знакомство детей второй младшей группы с ПДД....
Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...
- Мне нравится (1)