Картотека наблюдений и занимательных опытов на летне-оздоровительный период для детей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру
Картотека наблюдений и занимательных опытов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_i_opyty_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Картотека наблюдений и занимательных опытов на летне-оздоровительный период для детей дошкольного возраста
Подготовил:
Артемьева П.В.
г. Клин-9
2015 г.
Наблюдения за солнцем в первой младшей группе.
Цель: учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знание детей, что летом солнце светит ярко, припекает. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце - становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.
Ход наблюдения:
Перед прогулкой в солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Вспомнить с детьми стихотворение:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду: солнышко — тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть?- солнце яркое. Потрогать предметы, находящиеся на солнце и в тени. Почему одни теплые, а другие холодные? Объяснить, что такое тень.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко», дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!», они бегут на свои места.
Занимательные опыты с солнцем.
Опыт №1 «Солнечный зайчик». Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену, солнечные зайчики играют на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его. Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
Опыт №2 «Свойства лучей солнечных» (на прогулке).
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).
Материал: резиновые мячи, лейка с водой.
Описание опыта: в солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Вывод: вода под действием солнечных лучей испаряется.
Опыт №3 «Свойства солнечных лучей» (нагревание).
Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта: воспитатель предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Вывод: предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.
«Цветочная мозаика» - наблюдения за цветами в первой младшей группе.
Цель: закрепить представления о цветах; учить видеть их характерные особенности (цвет, листья, запах); воспитывать бережное отношение к природе; вызывать желание любоваться красотой цветущих растений; учить ухаживать за цветами. Активизировать и обогащать словарь детей.
Ход наблюдения:
- Ребята, нравится ли вам наш участок? Почему?
- Потому что много красивых цветов.
- Какие цветы вам больше нравятся?
- Маша (Миша, Паша…), подойди, пожалуйста, к цветку и скажи, какого цвета лепестки?
- Красного, жёлтого, зелёного…
- Цветок к вечеру закрывает свои лепестки. А утром открывается. Цветы очень любят солнышко.
- Малыши, вот вы кушаете и растете. И цветы тоже растут. А как вы думаете, почему они растут? Они кушают? (Ответы детей, корректирование ответов воспитателем. Если кто-то из малышей даст правильный ответ, что цветы «пьют» воду, обязательно похвалить этого ребенка).
- Конечно, ребята, цветам нужна влага — вода. Люди поливают их из шлангов или из леек.
«Лейка»
У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Если будет сухо,
Я ее наполню
И цветы полью.
Подвижная игра «Пчёлки».
Цель: знакомить детей с русскими народными играми, развивать быстроту и ловкость.
Ход игры: на земле чертится круг, в его центр кладут цветок. Воспитатель выполняет роль сторожа, стоит в круге; дети – пчёлки – сидят на корточках за пределами круга. Воспитатель говорит:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные —
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг и дотронуться до цветка, а воспитатель старается никого не впускать. Когда детям удаётся дотронуться до цветка, игра заканчивается со словами: «Долетели пчёлки до цветка!».
Занимательные опыты с цветами.
Опыт №1 "Цветы открывают лепестки".
Вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Дети сворачивают лепестки к середине цветка и опускают в ёмкость с водой. Большой восторг вызывает процесс открывания лепестков. Дети выбирают по желанию цветочки определённого размера и цвета.
Опыт №2 “Растения пьют воду”. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения пьют воду.
«Путешествие капельки» - наблюдения за водой и мылом в первой младшей группе.
Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представление о свойствах воды: льётся, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.
Ход наблюдения: Ребята, напомните мне, какая бывает вода? Чтобы вам было делать это легче и интереснее, посмотрите, какие бутылочки я для вас приготовила. Ну, конечно, ребята вода жидкая, льётся, может иметь различную температуру (на солнышке нагревается, из крана холодная).
Посмотрите сквозь свою бутылочку с водой. Вода прозрачная, в ней всё видно. Для чего мы пьём воду?
Конечно, чтобы утолить жажду. Всему живому нужна вода, чтобы жить: и животным, и растениям, и, конечно рыбам и морским обитателям.
Дети, а вам пить хочется? Лето жаркое, нужно пить больше воды. Откройте свои бутылочки, попробуйте воду на вкус. Какая она?
Для чего люди используют воду? Да, чтобы мыться.
Следить за своей гигиеной. А ещё, чтобы с удовольствием летом купаться в водоёмах. В жаркий день вода быстро нагревается, в реке, пруду, озере (показ картинок с изображениями купающихся людей).
Пальчиковая игра «Водичка – вода».
Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать умение исполнять движения по показу воспитателя; формировать умение проговаривать свои действия.
Ход игры:
Водичка, вода (руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)
Закатали рукава (одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)
Будем руки мы мыть (трём руки)
Мылом мылить (круговые движения одной руки о другую)
И сушить (встряхиваем руками).
Занимательные опыты с водой и мылом.
Опыт №1 «Смешивание холодной и горячей воды».
Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике).
Опыт №2 «Цвет воды».
- А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная, поэтому видно ложку). Это еще одно свойство воды – вода прозрачная.
-Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье). Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет, а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде). Вот какая волшебная вода – может менять цвет и растворять вещества.
Опыт №3 «Мыльные пузыри».
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
Оборудование: мыльные пузыри.
Воспитатель предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.
«Богатства земли» - наблюдения за песком, землёй, камнями в первой младшей группе.
Цель: познакомить детей со свойствами песка и камней, их особенностях. Чем отличается сырой песок от сухого песка, от камней. Развивать интерес, сенсорные ощущения, умение обследовать.
Ход наблюдения: воспитатель показывает малышам песочницу, называет ее, сообщает: в ней песок (влажный, пригодный для игр). Песок желтый, из него можно лепить пирожки, куличи, пирожные для куклы. Воспитатель показывает и называет формочки, совочки, действия с ними. Во время игры приговаривает: «Песок мелкий — сыплется, влажный — из него можно лепить». Демонстрирует, как совком уплотнить песок, придать ему форму, как насыпать его горкой, в формочки. «Выпечку» куличей можно обыграть: устроить угощение куклы, мишки и др.
Игры с песком проводятся многократно, при этом воспитатель развивает не только пассивную, но и активную речь малышей — дети понимают слова взрослого, сами начинают говорить о песочных играх.
Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики). Собрать камни на площадке и выложить из них узоры.
Занимательные опыты с песком, с камнями.
Опыт №1 «Свойства камней». На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Опыт №2 «Из чего состоит песок». Насыпьте песок в лотки. С помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются песчинки?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт №3 «Сыпучесть песка». Покажите детям песочные часы. Проследите за тем, как пересыпается песок, ощутите длительность минуты. Предложите набрать в ладошку сухого песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Это высыпание заметить по обычным часам и сравнить временной период этих «часов».
Вывод: песок сыпучий.
«Поиграй с ветерком» - наблюдения за ветром в первой младшей группе.
Цель: формировать представление о том, что зимой ветер холодный, учить определять наличие ветра ,обогащать словарь (мягкий, колючий, холодный, теплый).
Ход наблюдения: понаблюдать за верхушками деревьев. Если деревья качаются, значит есть ветер. Спросить мерзнет ли у детей лицо, чувствуют ли они ветер. Когда ветер сильный, он кажется колючим, сильно мерзнут щеки. Обычно тогда на улице мороз. Понаблюдать, как ветер поднимает листья.
Где ночует ветерок?
У развилки трёх дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
А вокруг не шевелятся
Ни травинка, ни листок —
Разбудить они боятся.
Задремавший ветерок.
Занимательные опыты с ветром.
Опыт №1 «Сильный ветер, слабый ветер». Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые. Затем воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы. Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. Затем воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы. После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.
Опыт №2 «Волны». Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, чёрное, жёлтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Опыт №3 «Ветер - это движение воздуха». Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Летняя оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста"
Игротерапия как одна их форм оздоровления детей в домашних условиях...
Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"
Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Летний оздоровительный досуг с детьми среднего дошкольного возраста.
"Летнее путешествие в лес"....
Подвижные игры на улице в летний оздоровительный период для детей дошкольного возраста.
Много игр для детей. Лето- прекрасная пора для развития физических качеств....
Картотека опытов и экспериментов с камнями для детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты...
Перспективное планирование физкультурных занятий на летний оздоровительный период, для детей дошкольного возраста
Перспективное планирование физкультурных занятий на летний оздоровительный период, для детей:- Младшего дошкольного возраста (3 - 4 года);- Среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет);- Старшего дошколь...
Картотека опытов и экспериментов с бумагой для детей дошкольного возраста
Изучение и закрепление свойств бумаги путем экспериментов и опытов....