Экологическое воспитание в ДОУ.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Баскакова Людмила Витальевна

 

                                                                                                                                                                                              «Любовь к Родине начинается с любви к природе»   Е. В. Павленко.
 
          Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности  воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить, ей помогать.  Изучение природы на дошкольном этапе затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития ребёнка. Формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экологических знаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход. Работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты. Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Программой ФГОС предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с сезонными изменениями в живой и неживой природе: переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года; воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной.                                                                                                                                                                                                                                                                            Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. 
   Чтобы работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении проходила более интересно эффективно использовать технологию проектирования.
     Технологии проектирования предполагают развитие и обогащение социально-личностного опыта дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Данная технология ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель. Существуют проекты долгосрочные и краткосрочные, творческие, практико-ориентированные и информационные. В технологии проектирования важно обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его интересов и способностей. Так, ко дню Земли – 22 апреля, в рамках экологического воспитания можно  реализовать двухнедельный экологический проект «Сохраним Землю голубой и зелёной»: на этапе реализации проекта провести НОД познавательного цикла, физкультурные занятия, ООД по художественно – эстетическому развитию; подвижные и сюжетно – ролевые игры, например: «Путешествие в лес», «Путешествие в жаркие страны», «Лесная школа»; совместно с родителями организовать  выставку работ из бросового материала, разработать тематические папки – передвижки, папку – передвижку «Планета Земля – наш общий дом».
На этапе подведения итогов провести праздник «День Рождения Земли».
 
 
 
 
 
 
 
                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...