Проект "Природа – наш дом!"
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 МО Темрюкский район
ПРОЕКТ
«Природа – наш дом!»
Проект выполнил:
Войтехина Н.В.
воспитатель
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка ………………………………….. 2
- Актуальность темы проекта …………………………….. 5
- Информационная карта проекта…………………………. 7
- Анализ работы по проекту ………………………………. 8
- Список использованных источников…………………… 9
Приложение А: Содержание практической деятельности
по реализации проекта ……………………………..................... 10
Приложение Б: Творческий материалы по прохождению
проекта …………………………………………………………... 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.
Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Понятие проекта можно изобразить схемой
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
- Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом является продукт.
- Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Возможные формы вариантов: видеофильм, альбом, натуральные объекты, макеты, исследования, газета, игра, карта, костюм, оформление группы, сценарий, праздник, экскурсия и т.п.
То есть проект – это пять «П». Шестое «П» - его портфолио, т.е. папка, в котором собраны все рабочие материалы проекта.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, в результате которой повышается образовательный уровень педагогов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый федеральный природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
В рамках этого проекта в нашем ДОУ был разработан проект «Природа – наш дом!»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название проекта: "Природа - наш дом!".
2. Автор проекта: Войтехина Наталья Валерьевна, воспитатель
3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, долгосрочный, творческо - исследовательский.
4. Проблема: К сожалению, глобальные перемены, происходящие в мире, приводят к нарушению экологического баланса на планете Земля. И главный виновник – человек.
5. Цель, направление деятельности проекта:
Формировать у детей (будущих хозяев земли) первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству средствами экспериментальной деятельности.
6. Задачи:
В рамках биологической экологии:
Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.
Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
В рамках социальной экологии:
Анализ поведения человека в природе
Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
7. Сроки проведения: 1марта 2018. – 1октября 2018г.
8. Участники проекта: 55 человек (из них 20 детей, 2 воспитателя, музыкальный руководитель, 15 родителей).
9. Возраст детей: 4-6 лет
10. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
11. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Совершенствование экологической среды группы;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- Обогащение дидактического материала, пополнение картотеки наблюдений;
- Участие в конкурсах «Первоцветы», «Первоцветы – вестники весны»;
- Праздник «День птиц»,
- Изготовление кормушек
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
- Была пополнена развивающая среда по познавательно-экспериментальной экологической деятельности.
- Благодаря опытам им стали понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
- Пополнилась картотека наблюдений.
- Родители стали активнее принимать участие в жизни группы и ежедневно интересоваться жизнью детей в дошкольном учреждении.
- Успешно проведены праздники.
- В ходе проекта дети закрепили навыки бережного отношения к природе.
- Проект дал воспитателям возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, проходя через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Дошкольная педагогика и психология, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 560 с.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богуславец, Проекты в работе с семьей. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Т.В. Гулидова, Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ авт.-сост. Т.В. Гулидова/- Волгоград: Учитель. 2014г.– 135с.
- Прогулки в детском саду. Средней и старшей группы: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой/– М.: ТЦ Сфера, 2013 г. – 176с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательная / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., исп. И доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г..- 368с.
Приложение А
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Этап - Познавательный:
Беседа:
О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
Художественно – эстетическое развитие: рисование «Птиц», «Животных», «Цветы», «Природа».
Аппликация: «Птицы», «У каждого животного есть свой дом», в нетрадиционной технике коллективная работа «Цветы».
Изготовление с детьми кормушек.
2 Этап - Поиск информации
Прогулки: «Кормление птиц зимой». «Наблюдения за перелетными и зимующими птицами», «наблюдение за природным явлением - росса», «Наблюдения за первоцветами», «Наблюдения за изменениями в природе осенью», «Игровая деятельность», «Ухаживание за домашними животными».
Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду: – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
Например: «Вода», «Воздух», «Песок», «Не живые предметы».
Собрание коллекции камней. Картотека «О камнях».
3 Этап - Этап «активной деятельности»
Виды детской деятельности:
Участие в конкурсе: «Первоцветы», как в районном, так и всероссийском.
Участие в международном конкурсе: «Птицы - наши друзья!».
Праздник «День птиц».
Участие в районном конкурсе: Лэпбук «Книга чудес».
Работа с родителями:
Изготовление кормушек.
Помощь в участии в конкурсах, в оформлении живого уголка в здании детского сада, участие в оформлении уголка природного и уголка экспериментирования.
Приложение Б
ТВОРЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОЕКТА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 МО Темрюкский район
«День птиц»
сценарий развлечения для старшей группы
Воспитатель:
Войтехина Н.В.
Музруководитель:
Шевченко И.В.
2018
Цель: пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Задачи:
- обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;
- вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и во время прилета в родные края;
-пополнить знания о зимующих и перелетных птицах;
Атрибуты: костюм Весны, шапочки птиц, корзинка с желтыми ленточками.
Ход праздника:
Ведущий: Зиму провожаем
И весну встречаем.
Для весны стихи прочтем,
Ее в гости позовем.
1 ребенок: Ярче, солнышко сияй,
Землю нашу согревай.
Травка, травка, зеленей,
Приходи, Весна, скорей!
2 ребенок: С нежными листочками,
С первыми цветочками,
С теплым, радостным дождем
Приходи, Весна мы ждем!!!
Под музыку П.Чайковского "Вальс" входит Весна, танцует.
Весна: Звали вы меня, друзья?
Ведущая: В гости к нам пришла весна!
Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Веселиться буду я,
Ведущая: Хоровод мы заведем,
И весняночку споем!
Исполняют "Весна пришла"
Ведущая: У весны есть добрые попутчики,
Чтоб природу пробудить от сна.
Посылает солнечные лучики
Впереди себя Весна-красна!
Весна: Чтоб звенел веселый смех,
Детвора не плакала
Подарю я вам корзинку с волшебными лучиками.
(подает корзиночку воспитателю, в ней желтые ленточки по количеству детей)
Ведущая: Солнечные лучики,
Вы к веселью ключики!
Исполняют танец "Озорные лучики". В центр кладется большой круг, вокруг которого по окончании танца дети выкладывают ленточки, берутся за руки и встают в большой круг.
Воспитатель берет зеркальце и ловит солнечных зайчиков.
Ведущая: Посмотрите, какие озорные солнечные зайчики! Давайте с ними поиграем!
Логоритмическая игра "Догони нас, солнечный зайчик" М.Сидоровой.
Воспитатель и дети:
Зайчик, зайчик озорной - дети наклоняют голову вправо-влево
Вместе прыгает со мной - прыгают
На ладошку сядь ко мне - протягивают ладошку
Расскажи мне о весне - хлопают в ладоши
Я поймать тебя хочу - выполняют хватательные движения
И с тобою хохочу - улыбаются широко.
Ты, смотри, не убегай - Грозят пальцем
Ты со мною поиграй - машут руками к себе.
Ведущая: Раз, два, три,
Зайчик деток догони!
Воспитатель догоняет детей, по окончании игры дети садятся на места.
Ведущий:
А еще весной к нам из далеких краев летят перелетные птицы!
Птичек веселых в зал приглашаем.
Прилетайте, птички к нам!
Будем рады мы гостям!
Ребенок: Посмотрите все мы птички
Свиристели и синички
И сороки, и скворцы
Соловьи – весны певцы!
Ребенок:Где ты, солнышко, проснись,
Где ты скворушка, вернись,
Сыпать снег зима устала,
Кап, кап, кап, весна настала!
Ребенок: Будит ласково весна Всю природу ото сна. Засветило солнце ярче, Заглянуло в каждый дом.
Ребенок: Даже дышится иначе – Аромат весны кругом! После зимней тишины Веси звуками полны.
Ребенок: Слышно, как сосульки тают, Ручейки, журча, текут, С юга птицы прилетают И поют, поют, поют!
Весна: Расскажите, птицы, как вы зимовали?
Где вы побывали?
Что вы повидали?
Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы подружились в странах незнакомых?
Жаворонок:
Много дней летели мы,
Далека дорога.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Были в жарких странах мы,
не бывает там зимы.
Ласточка:
Прилетаем к вам весной,
Путь, проделав длинный.
Лепим домик под окном
Из травы и глины.
Грач:
Кричат, торопятся с утра
В халатах чёрных мастера.
На ветках вяза и осины Грачи плетут свои корзины.
Весна:
Спасибо птицы за дружный ваш рассказ.
Ребята, а вы догадались, что это за птицы? (Перелётные).
Почему их называют перелётными?
- Мы с вами готовились к встрече птиц и наши родители смастерили вот такой красивую кормушку (демонстрация).
Весна:
Ах, как птички тут щебечут
Верю, все готовы к встрече
Раскрасавицы весны!
Хочу предложить игру «Не сорока, не ворона».
Я буду показывать картинку с изображением птицы. Посмотрим, как вы знаете птиц. Вы готовы? Тогда начинаем:
Не сорока, не ворона, и не чайка
А какая это птица? Отвечай-ка!
Проводится игра «Не сорока, не ворона, и не чайка»
Весна подходит к любому ребенку и показывает картинку. Ответ должен быть полным – он начинается словами: «Не сорока, не ворона…», а дальше называется изображенная на картинке птица.
Ведущая:
Ребята, нас ждет еще одна интересная игра, я хочу проверить вас на внимательность.
Становитесь все в круг
Давайте сыграем в «да» и «нет »
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки
кто летит, кто не летит.
Тот в игре и победит
На «нет » — стоим руки по швам;
Подвижная игра «Летит — не летит».
Летит — летит — орёл,
Летит — летит — козёл,
Летит – летит — синица,
Летит – летит — горчица,
Летит – летит — сазан,
Летит – летит — фазан,
Летит – летит — лягушка,
Летит – летит – старушка,
Летит- летит — глухарь,
Летит – летит — сухарь,
Летит — летит — гитара,
Летит – летит — утёнок,
Летит-летит — ворона,
Летит-летит – корона.
Летит – летит — сова,
Летит – летит — трава.
Летит- летит – компот.
Летит – летит скворец,
Летит — летит – кувшин,
Летит – летит — пингвин,
Летит — летит — дракон.
Весна: Спасибо вам, мои друзья,
Но ждут еще меня дела.
До свиданья!
Ведущая: Ребята, мы должны всегда помогать нашим маленьким друзьям – развешивать птичьи домики, перевязывать кусты для гнезд, покормить милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.