Весна. Первые изменения в природе
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия имени Н.В.Пушкова» (дошкольное отделение № 2)
Конспект
непосредственно организованной
образовательной деятельности
по экологии в старшей группе.
Беседа «Весна. Первые изменения в природе»
Подготовила и провела
воспитатель старшей группы
Гришкова Светлана Вячеславовна
г. Москва, г. Троицк, 2018
Программное содержание:
-уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе;
-закрепить названия весенних месяцев;
-расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи при образовании притяжательных прилагательных;
-развивать навыки экспериментирования, любознательности, мелкой моторики, внимания, выразительности движений;
-развивать умение давать развернутые ответы, прививать любовь к художественной литературе.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: презентация «Весна», поднос, сосульки, салфетки, аудиозапись «Звуки природы», прищепки для игры «Лучики для солнышка» , шапочки с названиями месяцев : март, апрель, май, мяч.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вижу, все улыбаетесь, всем хорошо, у всех отличное весеннее настроение.
Основная беседа.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку
К нам она пришла с цветами,
В ярком, пестром сарафане,
И румяна и ясна, а зовут ее …
Дети отгадывают загадку. После долгой зимы люди с нетерпением ждали приход весны и звали ее. Давайте и мы позовем Весну. Сейчас я прочитаю закличку, а вы запоминайте и повторяйте за мной.
Весна - красна приходи
Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день.
Весну издавна любил народ. Люди называли ее Весна - Красна, о весне слагали стихи и пословицы.
Весенний день кормит.
Весна днем красна.
Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
Увидел грача- весну встречай.
Какой бы ни была зима, но весна все равно придет. Сегодня , мы поговорим о весне , как о прекрасном времени года. По каким же признакам можно определить приход весны.
Д/И «Подбирай, называй, запоминай» с мячом.
(Весна - какая? Солнце - какое? Небо - какое? Травка - какая? Ручеек - какой? Ветерок - какой? Сосулька-какая?)
Природу никак нельзя обмануть, даже если лежат глубокие сугробы снега и люди носят зимнюю одежду, мы чувствуем, что приближается весна. День увеличивается, становится длиннее, а ночи становятся короче .Солнечные лучи начинают прогревать землю и от этого становится теплее. Небо насыщенного синего цвета, появляются первые проталины. Весело журча бегут по земле ручьи. Весне радуется все живое на земле.
Упражнение на дыхание.
(Ребята, ах как пахнет! Давайте понюхаем, как весной пахнет воздух, первые цветы и листочки. Медленные вдохи и глубокие выдохи, глубокие вдохи и выдохи.)
Воспитатель: что же весной ярко светит, греет, припекает?
Дети: солнышко.
Правильно! Давайте поиграем и прикрепим ласковые лучики к солнышку.
Игра с прищепками «Солнышко»
Гимнастика для глаз (движения глаз по тексту).
Лучик вверх, лучик вниз
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри
Вокруг солнца обойди!
Воспитатель: ребята, сколько месяцев длится весна.
Дети: у весны три брата.
Воспитатель: вспомните, как их зовут.
Дети: март, апрель, май - их не забывай.
Физкультминутка игра «Ворота»
Идет Матушка Весна
Отворяй-ка ворота,
Первый март пришел,
Белый снег сошел,
А за ним и апрель
Отворил окно с дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Познавательно-исследовательская деятельность.
Воспитатель загадывает загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной!
Дети: это сосулька.
Воспитатель: тают сосульки и звенящая, веселая капель оповещает нас о приходе весны. В народе говорят: «Плачет зима, уходить от нас не хочет!»
Воспитатель: вот сколько сосулек у меня на подносе. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она?
Дети: холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая.
Воспитатель: какая она по форме? На что похожа?
Дети: на морковку, она продолговатая.
Воспитатель: посмотрите на нее, какая она?
Дети: прозрачная, блестящая, переливается на солнышке.
Воспитатель: если сосулька упадет, что с ней произойдет? Давайте проверим, уронить. Значит она какая?
Дети: хрупкая.
Воспитатель: что еще бьется при падении?
Дети: стекло.
Воспитатель: что происходит с сосулькой в тепле?
Дети: она тает, превращается в воду.
Воспитатель: возьмите сосульку в руки и поднимите вверх, что видите?
Дети: по сосульке стекают капельки.
Воспитатель: послушайте, как звенят капли. Воспитатель подставляет поднос, слышится капель, дети прислушиваются к звукам.
А сейчас я предлагаю послушать сказку «Камень, Ручеек, Сосулька и Солнце» Э. Шима.
«Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!
В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобучут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? – спрашивают звери и птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие….Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! – кричит с поляны звонкий ручей. – Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты ручей весну делаешь?
-Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка – я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою….Какая же без меня весна?!
- Ай, болтун! – кричит сосулька с еловой лапы. Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
- А разве ты, сосулька, весну делаешь?
- Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес – вот вам и весна… . Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе…
Не успела сосулька договорить. «Кап» - и умолкла.
Почему?
А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень-валун остыл, и ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла. Молчат.
И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
Вопросы по содержанию сказки:
- к какому жанру относится это произведение?
- почему это произведение называется сказкой?
- назовите героев сказки?
- чему хвалится Камень-валун?
- каким образом Камень-валун призывает весну?
- кто еще вступает в спор?
- как Ручеек весну делает?
- а что в ответ Сосулька отвечает?
- что произошло с Сосулькой, с Камнем и Ручейком?
- а почему?
- кто же Весну делает?
- согласны с автором?
Воспитатель: давайте отдохнем и превратимся в сказочных героев зверей, поиграем в игру «От пенька до пенька»
Физкультминутка «От пенька до пенька» - развитие выразительности, развитие умения имитировать повадки зверей.
Оранжевый пенек - лисички,
Белый пенек - зайчики,
Серый пенек - волки,
Коричневый пенек - медведи.
Дети бегут от пенька, до пенька имитируя движения животных.
Воспитатель: давайте послушаем Весну.
Игра «Поймай весенний звук» - развитие слухового внимания.
Дети закрывают глаза, воспитатель включает магнитофон, дети слушают звуки, услышав весенний звук, (капель, стук дождя, кваканье лягушек, пение птиц, журчание ручья и т.д.), хлопают в ладоши. Открывают глаза и называют звук.
Воспитатель: ребята, весна - щедрое на радость время года. Время пробуждения природы. Весной необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться весенними, свежими запахами и чтобы весна скорее пришла давайте еще раз ее позовем. Повторить закличку о Весне, и отправим ей по почте рисунки , которые мы нарисовали ранее.
Рефлексия.
О чем мы сегодня беседовали?
Что больше всего понравилось?
Кому вы расскажите о сегодняшнем занятии.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весна. Изменения в природе. Труд людей весной
Занятие - домашнее задание для детей старшей группы. Выполняется с помощью родителей.Текст: З.Е.Агранович...
План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим, развитию речи. Тема: Весна. Сезонные изменения в природе.
Материал будет полезен учителям-дефектологам, учителям-логопедам....
Конспект НОД по познавательному развитию детей в первой младшей группе по теме: "Сезонные изменения в природе. Первые признаки весны".
Формирование познавательных представлений о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка и первые цветы, набухли почки....
"Ранняя весна (сезонные изменения в природе)"
Физминутка, пальчиковая и зрительная гимнастика по лексической теме: "Ранняя весна"...
Лексическая тема: «Весна. Сезонные изменения в природе.»
Лексическая тема: «Весна. Сезонные изменения в природе.»...
Тематическая неделя: «Весна. Весенние изменения в природе. Перелетные птицы».
В рамках недели дети формировали, совершенствовали и закрепляли знания о пернатых друзьях, о местах обитания, повадках, особенностях жизни разных видов птиц.Чтение природоведческих рас...
Конспект НОД по познавательному развитию «Сезонные изменения в природе. Первые признаки весны».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по познавательному развитию....