Ознакомление дошкольников с календарем.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мицкевич Жанна Владимировна

 Данный материал предлагается воспитателям для изучения темы "Знакомство с календарем в старшей группе детского сада". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей.

Ознакомление дошкольников с календарем

Временные понятия (сутки, неделя, месяц, год) вызывают интерес у детей старшего дошкольного возраста. Одним из способов освоения и четкого осознания детьми сложной системы взаимосвязанных единиц времени (временных понятий) является знакомство с календарем. С помощью календаря дети могут определить наступления времен года, нового месяца, недели или праздников, которые дети, как правило, ждут с нетерпением. Знакомство с календарем помогает детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны изменения в окружающей их действительности.

 Знакомство детей с календарем нужно начинать в старшей группе, потому что в этом возрасте у детей уже имеется необходимый запас количественных представлений и они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем, поэтому, целесообразно проводить в комплексе работу по ознакомлению с этими временными понятиями.

Именно календарь дает такую возможность. Опираясь на мнение Ф. Н. Блехер о том, что именно отрывной календарь дает наглядное представление о течении времени, позволяет детям «наблюдать», что дни уходят. Лучше, если в группе появится отрывной календарь. Именно отрывной календарь будет наиболее наглядным «прибором» измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Сорванный листок не спешите выбрасывать. Поместите рядом с отрывным календарем коробочку, в которую будут складываться оторванные листы календаря. Эти листы могут служить детям примером для усвоения понятия «прошедшего» времени. По мере наполнения коробочки, можно говорить о том, что прошла неделя, месяц, осень. Каждый воспитатель может определить самостоятельно принципы и подходы работы с календарем. Единственным обязательным условием является условие систематической работы.

Если кому-то отрывной календарь кажется устаревшим, можно использовать настенный трехблочный отрывной (квартальный) календарь. Он даёт возможность видеть текущий, прошедший и будущий месяц одновременно. Лучше, если на таком календаре два выходных дня будут выделены цветом, отличным от цвета, обозначающего рабочие дни. На таком календаре сразу можно определить, сколько недель в месяце. Для определения даты в таком календаре используется прозрачная лента с «окошком» для указания даты.

Неважно, какой календарь будет у вас в группе, что нужно будет делать детям для определения какой-либо даты (отрывать листы, зачеркивать прошедший день, передвигать «окошечко»), главное, что они:

- научатся ориентироваться в таких непростых для них временных понятиях как «дата», «число», «неделя», «месяц»;

- определять, сколько времени (дней) осталось до какого-либо события;

- будут знать, что будет, когда пройдет неделя, месяц.  

Нам взрослым, независимо, кто мы педагоги или родители, надо помнить, что систематическая работа с календарем способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.

Используемая литература:

Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей с календарем

Фрмирование временных представлений у детей дошкольного возраста...

картотека игр по ознакомлению с народным календарем

народные подвижные игры, считалки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Ознакомление детей с календарем».

: Систематизировать представления о времени, уточнить представления о последовательности дней недели, использование календаря. Вызвать интерес к календарю....

Статья "Особенности ознакомления дошкольников с календарем времени"

Статья "Особенности ознакомления дошкольников с календарем времени"...

Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"

Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...

Презентация "Календарь- как средство ознакомления дошкольников со временем"

В этой презентации рассмотрены  виды календарей и методика ознакомления с календарями в разных возрастных группах...