Сценарий НОД с детьми старшей группы «Письмо с фронта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маслова Анжела Викторовна

Представлен сценарий занятия по патриотическому воспитанию. Основные виды деятельности: составление описательного рассказа по картине, складывание и украшение писем-треугольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-voyna.docx25.72 КБ
Файл prezentatsiya-voyna_-_kopiya.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад № 1 комбинированного вида

Сценарий

 непосредственно образовательной деятельности

 с детьми старшей группы

Тема:

«Письмо с фронта»

Воспитатель:

Маслова А.В.

Борисоглебск, 2015г.

Программное содержание.

Учить детей понимать основную мысль произведения, выделять социальную значимость картины, устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами её выразительности. Активизировать словарный запас дошкольников. Уточнить понятия о Великой Отечественной Войне и некоторых символах Победы. Познакомить с работой военно-полевой почты.

Закреплять умения детей складывать бумагу в разных направлениях, совмещая стороны и углы, проглаживая линии сгиба. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.

Формировать патриотические чувства детей на основе ознакомления с произведением живописи. Воспитывать любовь, уважительное отношение, чувство благодарности к ветеранам войны, вызвать желание порадовать их праздничной открыткой.

Интеграция образовательных областей. Познание, Художественное творчество.

Материал.

У воспитателя: мультимедийная установка; компьютерная презентация о ВОВ; репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта»; импровизированный костёр; пилотки; открытки, письма-треугольники; мольберт; образец праздничной открытки-письма.

У детей: значки полевой почты по количеству детей; бумажные заготовки с текстом для открыток, георгиевские ленточки, красные звёздочки, цветы и листочки, клей, клеёнки, салфетки.

Аудиозаписи песен: «О той войне» (гр. «Непоседы»), «Фронтовые письма» (гр. «Непоседы»), «Прадедушка» (гр. «Непоседы»), марш «Почта полевая» (В.Соловьёв, М.Седой).

Предварительная работа. Беседа о ВОВ; рассматривание и обсуждение иллюстраций и фотографий о войне; чтение детской художественной литературы по теме; складывание письма-треугольника из бумаги.

Методика проведения:

1. Вводная беседа.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-  Ребята, кто скажет какой праздник мы отмечаем 9 мая? (День Победы в Великой Отечественной Войне)

- Кто одержал победу в этой войне? (Наш народ одержал знаменательную победу над фашистскими захватчиками)

- Сколько лет прошло с того времени? (70 лет)

-  Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?

 - Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех своих сил.

- «Отечественной» она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

2. Рассматривание картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

- Многие художники в своих произведениях отображали события, происходящие в те страшные годы. Благодаря им, мы больше знаем о Великой Отечественной войне, о людях, которые подарили нам мир.

- Сегодня мы с вами рассмотрим репродукцию картины о годах войны. Она называется «Письмо с фронта». Написал эту картину художник Александр Иванович Лактионов.

Вопросы по содержанию картины:

1.Почему художник дал своей картине такое название? (Семья получила письмо с фронта от родного человека. Солдат написал письмо. Фронт – передовая линия огня, граница двух воюющих сторон, где идут бои.)

2.Кто изображён на картине? (Мальчик, девочка, солдат, пожилая и молодая женщины)

3.Где они находятся? (В небольшом городке. На пороге дома; на крыльце и в дверном проёме; у широко распахнутой двери старого деревянного дома) Что можно сказать об этом доме? (Он старый, деревянный, с прогнившими и провалившимися досками пола, облупившейся штукатуркой на стене, с покосившимся порогом) Почему художник изобразил дом именно таким? (Он показал тяжёлое военное время, семья бедствовала, некогда было заняться ремонтом)

4.Что делают герои картины? (Мальчик читает письмо, остальные его внимательно слушают)

5.Кто принёс это письмо? (Солдат принёс письмо от фронтового товарища его близким) Как можно догадаться, что это солдат? (Одет в военную форму, был ранен, на груди награды)

6.Как вы думаете, какие вести принесло письмо? (Радостные)

7.О чём мог написать солдат с фронта в своём письме? ( Солдат пишет, что он жив, здоров и продолжает воевать за их счастливую жизнь, за свою Родину. Описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.)

8.Как художник показал, что в письме добрые вести? (На лицах всех героев улыбки)

9. Какими красками написана эта картина? (Картина написана светлыми, солнечными, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем.)

10.Какие чувства вызывает эта картина? (Радость, гордость, теплоту, надежду на счастливое будущее, скорую победу)

11.Скажите, как называется картина? («Письмо с фронта»)

12.Кто написал эту картину? (Художник Александр Иванович Лактионов)

Обобщающий рассказ педагога по картине.

-Эта картина рассказывает нам о семье, получившей долгожданное письмо с фронта от родного человека. Герои собрались на покосившемся пороге деревянного дома. Их лица светятся радостной улыбкой, освещённые ярким солнцем. Солдат после ранения и выписки из госпиталя принёс письмо от фронтового товарища его близким. Мальчик читает письмо в центре собравшихся людей. Женщина с очками и конвертом – возможно, мать солдата, который написал письмо. Мальчик и девочка – его дети. Молодая женщина – сестра или соседка, проходившая мимо. Семья радуется письму от родного человека, радуется, что он жив и здоров, радуется успехам наших войск. Картина очень светлая, тёплая, это говорит о надеждах на светлое будущее, о приближении долгожданной победы.

3. Динамическая пауза «Солдаты, в путь!»

- В перерывах между сражениями боевой дух солдатам всегда поднимала песня. Давайте наденем пилотки и, как настоящие солдаты, под военный марш отправимся в путь.

Звучит аудиозапись марш «Почта полевая» (В.Соловьёв, М.Седой).

Дети одевают пилотки, маршируют в обход по залу.

4. Рассматривание фронтового письма.

- После долгого похода бойцы отдыхали в лесу у костра. С нетерпением ждали солдаты весточку из родного дома. Читая письма, фронтовики вспоминали свой дом, семью, и это прибавляло им сил.

Дети усаживаются вокруг импровизированного костра, рассматривают письма и открытки.

- Как вы думаете, кто доставлял письма на передовую и в тыл? (Во время войны связь между воинскими частями с населением осуществляла военно-полевая почта.)

- Что значит «полевая почта»? (Полевой она называется, потому что письма и документы приходилось доставлять в самые разные районы, порой даже в поле, пробираясь под залпы и выстрелы.)

- Чем отличается фронтовое письмо от обычного? (Треугольной формы, нет марок, нет специального конверта)

- Почему письмо треугольной формы и без специального конверта? (При таком способе совершенно не нужно было использовать конверты, которые было довольно тяжело достать на передовой)

- Для того, чтобы почтовая доставка осуществлялась без перебоя, каждая воинская часть имеет свой номер полевой почты, на который присылаются письма. Марки не использовались, а адрес писали просто сверху листа.

- Солдаты с фронта тоже писали письма домой. Хотите узнать, что написано в одном таком письме?

Педагог читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

- Работает ли военно-полевая почта в наше мирное время? Где она необходима? (Она обеспечивает связь между различными воинскими частями. Сейчас каждая воинская часть имеет свое собственное обозначение, которое состоит из нескольких цифр и буквы. Кстати, письма-треугольники до сих пор себя не изжили, ведь в местах боевых действий конверты все так же очень тяжело достать.)

5. Изготовление поздравительных открыток.

- Хотите поработать в военно-полевой почте?

Дети размещаются за столами. Педагог одевает им значки военно-полевой почты.

- Со времён Великой Победы прошло много лет, и молодые солдаты той далёкой войны уже давно стали дедами и прадедами. Но мы всегда будем помнить и чтить подвиг, который он совершили.

-Подумайте, как мы можем порадовать ветеранов в этот замечательный праздник? Что можем им подарить?

- Давайте сделаем поздравительные открытки для ветеранов в виде фронтовых писем.

- Посмотрите, чем украшено это праздничное письмо? (Георгиевской лентой, красной звездой, цветами и листиком)

-Как вы думаете, что обозначает Георгиевская ленточка? (Ленты к ордену Святого Георгия. Это была исключительная воинская награда за проявленные в бою доблесть и мужество. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.)

- Что обозначает красная звёздочка? ( В военные годы за большие заслуги в деле обороны страны от врагов награждали Орденом Красной Звезды.) 

- Что обозначают эти цветы? (Великая Отечественная война закончилась 9 мая. В это время пышным цветом цветут деревья. Три нежно-розовых цветка с зелёным листом означают веточку цветущего дерева.)

Педагог напоминает приёмы складывания письма и последовательность наклеивания декоративных элементов.

Как фон звучит негромко аудиозапись «О той войне» (гр. «Непоседы»).

Дети поэтапно выполняют поделку: складывают письмо-треугольник, приклеивают георгиевскую ленточку,  с одной стороны красную звёзду, с другой листочек и цветы.

- Поздравительные открытки для ветеранов готовы. Давайте покажем их нашим гостям.

Дети с готовыми работами выстраиваются в линию. Читают стихотворение С.Я.Маршака «Почта военная»:

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днём

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнём…

По лесам и горным склонам,

По тропинкам потаённым

Ходит почта на войне.

Слава честным почтальонам,

Полковым и батальонным.

 Слава честным почтальонам

 С толстой сумкой на ремне!

- 9 Мая, в День Победы обязательно подарите эти открытки ветеранам, которых встретите на улице. Не забудьте поздравить их с праздником и поблагодарить за великий подвиг.

- Попрощаемся с гостями.

Звучит аудиозапись «Прадедушка» (гр. «Непоседы»).

Дети возвращаются в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД с детьми старшей группы «Письмо с фронта» МБДОУ БГО ЦРР детский сад № 11 воспитатель Маслова А.В. Борисоглебск, 2018 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Письма с фронта»

письма с фронта,которые писали солдаты в редкие минуты затишия,а таке читали письма,рссматривали фотографии родных и близких людей...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие с детьми старшей группы на тему «Письмо от Белоснежки»

Для ребенка дошкольного возраста такие понятия как дни недели даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет, они не имеют запаха). Но пользоваться, уметь оперировать ...

Театральная постановка для старших дошкольников "Письма с фронта"

Театрализованная постановка для детей подготовительной группы, где каждый ребёнок (солдат) читает своё письмо домой. Стихи сопровождаются инструментальной музыкой песен военных лет. Очень хороший мате...

Занятие для старшей группы «Письма с фронта»

Задачи: Знакомство с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник, украшать поздравительную открытку.Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; заинтересовать неизве...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Неожиданное письмо от робота Феди»

Образовательные задачи:Познакомить детей со свойствами и качествами металлаУточнить и обобщить знания детей при рассматривание металлических предметов их разных видов металла (черный металл, алюминий,...

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...